21 февраля 2008
2013

Заочный диалог с Ходорковским

Михаил Ходорковский ударился в философию. Ничего удивительного в этом нет. По собственному опыту знаю, что пребывание в местах лишения свободы настраивает всякого думающего человека на философский лад.
Эти размышления становятся тем более плодотворными, что, общаясь с з/к, можно узнать много интересного о ментальности россиян.
Этой теме - особенностям российского менталитета - и была, в основном, посвящена последняя публикация Ходорковского в "Новой газете". Главный вывод, который делает Михаил Борисович, звучит так: "Российскому народу свойственен даже не индивидуализм, а антиколлективизм, то есть неумение и нежелание объединять усилия для решения общих задач без руководящего воздействия власти. Замечу: постиндустриальная экономика делает такую модель поведения абсолютно неконкурентноспособной".
На первый взгляд, вроде бы правильно: каждый, кто хоть раз пытался в инициативном порядке организовать наших людей на какое-нибудь коллективное дело, знает, как это нелегко. Попробуйте хотя бы договориться с соседями о найме консьержки в подъезде, и вы поймете, что это не каждому по силам. Что уж там говорить о большем...
Выходит, Ходорковский прав? На бытовом уровне, наверное, прав. На историческом - нет! Потому что нежелание россиян действовать помимо государства он считает следствием забитости и униженности русского человека. Он сравнивает Россию с оккупированной страной и связывает с этим нашу безинициативность. Оккупационным Ходорковский считает российское государство и, надо заметить, не без основания.
Действительно, на протяжении веков государственные чиновники сплошь и рядом относились к народу как к населению оккупированной страны. Да и сейчас ситуация немногим лучше.
Но в том-то и секрет "загадочной русской души", что наш человек воспринимает такое отношение как норму. И даже если начальство перегибает палку и доводит дело до бунта (не столь уж редкое явление в нашей истории), на смену одной деспотичной власти немедленно приходит другая, не менее, или даже более деспотичная. И как бы эта власть не относилась к простому человеку, ей гарантирована поддержка общества... При одном условии: если она блюдет общенациональный интерес и укрепляет государственную машину. Примеров тому не счесть: суров был Петр I и беспощаден к подданным, но расширил и укрепил государство - Великий! Большевики ходили по колено в крови, но восстановили государственное единство, укрепили власть, и народ поддержал их.
В национальной психологии и сейчас мало что изменилось: либеральный Горбачёв откровенно нелюбим россиянами, а стоило Путину "замочить в сортире" несколько сот террористов, и он тут же стал народным героем.
Вывод простой: русский народ не мыслит себя вне государства, наше национальное единство государством опосредовано, а русский коллективизм носит по преимуществу государственный характер. Здесь нужно говорить не о колониальном, а о мобилизационно-оборонческом типе ментальности, действительно уходящем корнями в седую древность.
И не ломать его надо через колено, как пытались это сделать в 90-е годы, - вместе с менталитетом можно переломить хребет нации, - а использовать! Россия сильна традиционным единством народа и государства, неоднократно спасавшем нашу страну в критические моменты истории.
Из этого, разумеется, вовсе не следует, что народ можно использовать, как рабочую скотину. Хотя бы потому, что в российском обществе существует действенный регулятор взаимоотношений народа и власти - беспощадный, но вовсе не бессмысленный русский бунт!

Илья Константинов
21.02.2008
nasledie.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован