История "глухих" театров

Main %d0%9d%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b5 1

                      

 

                                                    «Я думаю, что если бы не было театра глухонемых,       

                                                   нам всем пришлось бы очень плохо. По своему

                                                                   физическому недостатку мы лишены радио,

                                                                   звукового кино, музыки и многого другого, и  

                                                    единственное, что останется, и что всегда должно

                                                                  быть у нас, - это свой Театр глухонемых!»
                        

                                                                В.Б. Зворыкин,  глухой режиссёр, артист,                                                                                                      художник

     Театр  глухих ? Чем он необычен? Говорящим жестом? Его музыкальностью, пластикой? Да, это, действительно, искусство немой сцены, где  глухие  артисты шли без слов, но их безмолвие, благодаря тонкой мимической игре исполнителей, говорило красноречивее слов. «Да, вот в чём секрет, искомая тайна театра говорящего жеста!» – воскликнул уроженец Астраханской  губернии  глухой  поэт И. Лабунский. И это неудивительно: «в самой природе жестового языка заложены элементы театральности», как точно говорил книгоман В. Паленный.

   Испокон веков существовало мимическое искусство. Оно появилось очень давно – много тысяч лет назад. Люди тогда еще не знали земледелия, не умели делать глиняную посуду и выплавлять металлы, но уже умели общаться мимически. Даже у древнейших глухонемых появление мысли и дерзость телодвижений, пришедших неспроста, возникали с театральности жестового языка, предварялись жаром беспокойства, дабы постичь свойства предметов, найти им места, а тропа зимы и разнотравье лета, земная и иная красота захватывали их сердца, их разум. Жестовое общение глухонемых со слышащими – это своего рода волшебный мир сцены во все времена. Именно жестовый язык еще в первобытном обществе образовал фонд слов – жестов для обозначения многих животных, вещей, действий… Именно он и только он удобен в условиях охоты, когда требовалось беззвучное общение, что нередко усугублялось мистическими верованиями, анимизмом, боязнью злых духов. Так прямо продолжалась манерность, наигранность глухонемых древнего мира, отсюда сохраняется их аффектация и в наши дни

Когда в  Астраханском  клубе  глухих  идет спектакль или концерт художественной самодеятельности, зрительный зал переполнен задолго до того, когда дрогнет и поплывет в стороны бархатный занавес, открывая изумительный мир театра говорящего жеста. Глухие любят это искусство, мира сотворенье, с увлечением смотрят его постановки, воспринимая сценическое действие как жизненную правду. Могущественную власть имеет театр над простыми сердцами. И в душе каждого неслышащего зрителя живёт непременно обостренное чувство ритма, стремление к гармонии, эвфония мимики… Трагедия, комедия, «драма сатиров», танец, пляска захватывают его. Вот почему художественная самодеятельность – главный живой нерв клубной работы – в центре внимания Всероссийского Общества глухих (ВОГ). Действительно, коллектив художественной самодеятельности при  Астраханском областном клубе  глухих  имеет богатую биографию.

Его самобытное творчество было понятным в связи с другими социальными явлениями и без отрыва от основной исторической связи. Было бы непростительной ошибкой предавать забвению тот факт, что художественная самодеятельность в советский период при содействии ВОГа создавалась наиболее благоприятно с учётом лучших достижений неповторимого искусства прошлого, принципиально отличаясь от нынешнего положения. Глядишь на коллекцию редких фотографий с показом сценических талантов глухонемых того периода, порой поражаешься уникальностью и невообразимостью той пружины, при разжатии которой словно из рога изобилия рассыпались золотые россыпи воплощения практически любого образа, любого персонажа на сцене скромного клуба глухонемых.

…У индейских племен Северной Америки, когда условия для охотничьего и военного образа жизни потребуют беззвучного разговора, мимический язык, имеющий длительную историю, достиг высокой степени развития и становился богаче не только символами, но и элементами сценического искусства, его виртуозности. Более того, сохраняющийся до наших дней мимический язык современных народов Южной Европы, особенно южно-итальянцев, покоится на очень долгой традиции: ещё в античном мире жестами живо сопровождается речь, отразившаяся в большом развитии пантомимы, именно той пантомимы в высокой оценке, которую давали древние люди жесту, его театральности, его мастерству, его артистизму. До середины XVII века на Руси театра ещё не было. Только отец Пётра I устроил первый театр в Москве, построив «комедийную хоромину» в селе Преображенском… Данных о каком-либо представлении художественной самодеятельности силами глухонемых древнейших времён на территории Астраханского краю мною не нашлось. Могу лишь полагать, что разве только были бродячие скоморохи, ходившие по городу и деревням, обошли жестами и мимикой. Это немые представления, которые полюбили воистину христианского благоговения как новое зрелище, но сами слышащие наблюдатели не были уверены, угодна ли новая потеха глухонемых Богу.

Поэтому после увиденного всякий раз ходили в баню, чтобы очистить тело, и усердно молились, чтобы успокоить душу. Таково отнюдь не завидное положение глухонемых, которое к началу XVIII века формировалось, как известно, на основании системы общественного призрения, осуществляемой внутри церковной и монастырской жизни, которой так удивительно в силу веротерпения славилась наша астраханская земля. Только в начале XVIII века в городе Астрахани силами монахов ордена иезуитов была поставлена первая пьеса по древним мистерам, и при этом полагаю, что зрителями «Рождественской драмы семинарии» в 1720 году были и глухонемые, наряду с воспитанниками церкви. Но это предположение

Многонациональность Астраханского края, разнообразие национальных истоков, богатство культурных, особенно театральных традиций и, конечно, группа глухонемых, именуемая, говоря современным языком, специфической средой (или субкультурной общностью), издавна породили тот особый колорит мирного и веротерпимого существования, когда глухонемые, как теперь их называют национальным лингвистическим культурным меньшинством, сохраняя свою историю и культуру, являются частью единой общности, именуемой астраханцами. Именно эта специфическая среда порождала субкультуру глухих в целом, и театр глухих в частности. Несомненно, что сохранение самобытного жестового астраханского языка и его манерности, его сценического характера, его сноровки, его артистичности обязано живости темперамента астраханских южан (армян, индийцев, персов, турков…), как культурных народов Южной Европы. Отсюда древний город Астрахань оказался в числе самых первых начинателей нового театрального дела, размахнувшихся своей задумкой наотмашь еще в двадцатых годах XVIII века сразу после пребывания Пётра I в Астрахани. Надо сказать, что мир Астрахани в тот период не терпел слова «провинция» и стремился встать вровень со столичной культурой С.-Петербурга, Москвы, не отставая от неё.
Когда зародился впервые в России театр глухонемых – достоверных сведений о нём, к сожалению, разнобой. Один автор, кандидат педагогических наук России В. Паленный утверждает, что в 1899 году в Петербургском училище глухонемых разыгрывались «живые картинки» по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, что далее к 1914 году состоялся шарж-пантомима «Суд над Танго», авторами которого являлись сами глухонемые режиссёры братья П. и М. Тагер, бывшие воспитанники Варшавского института глухонемых. Другой автор, технический редактор газеты «Мир глухих» Д. Ребров считает, что в 1916 году в Московском Арнольдо-Третьяковском училище глухонемых впервые в России была показана «шутка-водевиль» в одном действии «Глухой жених» (автор П.М. Волковский) и одноактная комедия «Маня Гросс» (автор З.Б. Осетров). А что до театральной самодеятельности глухих в Астрахани, то никто не вёл её летописей. Однако в «Биржевых Ведомостях» за 1865 год № 260 напечатано весьма любопытное извещение «о постановке в Манчестере на сцену трагедии для глухонемых Шекспира «Генрих IV», трёх сцен из неё, приноровленных к пониманию глухонемых».

 

В то же время в С.-Петербургском Училище Глухонемых «на Рождество, в видах соединения приятного с полезным, устроен был театр с постановкою балета «Мельники», в соединении с другим – «Марко-бомба». Как писали «С.-Петербургские Ведомости» № 26 от 26.01.1867, молодые глухонемые актеры, воспитанники Училища, «самостоятельно, прекрасно воспроизвели роли». На сцене были танцы балета.

«Декорация в довольно большом числе и значительном размере исполнена в самом Училище под руководством учителя рисования, известного иллюстратора П.Ф. Маркова. Всех представлений было восемь. На них присутствовали не только воспитывающиеся обоих полов и различных возрастов (от 9 до 20 лет от роду), но и все служащие и их гости. Игра, разумеется, производилась мимически; и мимика и жесты глухонемых актеров были так вразумительны, что посторонним зрителям (слышащим-говорящим) не нужно было никаких объяснений, чтобы следить за всеми подробностями представления. Костюмы (свыше 20 различных пар) доставлены были в Училище из Большого театра с разрешения Дирекции, выразившей при этом полную готовность быть полезной Училищу».

 Можно сказать, что это положило началом первому в России театру глухонемых. Год его рождения – 1867 г. Между тем, наша землячка Анастасия Тимофеева, воспитанница С.-Петербургского Училища Глухонемых, будущая основательница Астраханского Училища Глухонемых, продолжала славные традиции сценического искусства. 

Именно в её учебные годы, 1877-1883 гг., для физического воспитания детей были введены уроки гимнастики и танцев. К обучению танцам приглашена учительница Белокопытова ещё с 14 ноября 1876. «Мальчики и девочки три раза в неделю занимаются гимнастикою и два раза – танцами. С этою же целью им нанимается дача (прошедшим летом помещались на даче Скордум по Старопарголовой дороге), где питомцы и питомицы Училища проводят три летних месяца».

В самом Училище имелась сцена, где ставились спектакли. Сыгралась «Демьянова уха» по басне Крылова. И молодая Настя Тимофеева из далёкой Астрахани в столичном Училище отдавалась танцевальному искусству сполна, фиксируя наивысший подъём актерского духа, наивысший подъём чувств и разума! 
Блестящими способностями не только в танце отличалась она, но ещё талантом в рисовании и гимнастике. Подобные дарования в «Свидетельстве» № 410 от 23.04.1883 отмечены только на отлично. Это, по сути, первая астраханская глухонемая гимнастка, танцорка и художница! Лидер в истории глухих нашего края! 
Впоследствии на уроках Закона Божьего в открытом же Анастасией Тимофеевой Астраханском Училище Глухонемых самобытная одарённость и жизненная наблюдательность выпускницы столичного Училища в высшей степени находили яркие средства мимического выражения чувств, переживаний, мыслей, божественных заповедей и библейских сюжетов, играли свою роль в артистическом преподавании этого самого трудного предмета. 
Как всех убогих, увечных, так и глухонемых не обошли без исконно народных традиций: святочные рассказы, колядки, игры, рождественские обычаи, обряды, пьесы у рождественской ёлки, традиционные блюда православной кухни. Особенно это показано на примере училища глухонемых в 1893 году по поводу праздника Рождества и Пасхи, где, например, владеющий жестовым языком слышащий преподаватель Рышкин П.А. получил 7 наградных и вновь через год 35 наградных к Пасхе и Рождеству. Это брат глухого мастера переплётного ремесла Константина.

 

Уже в 1897 году было выручено 790 рублей от двух спектаклей, устроенных попечительницей Училища глухонемых Швецовой Верой Васильевной. При этом перед устройством спектаклей глухонемые воспитанники после общей молитвы регулярно готовились к исповеди и причастию, постясь и посещая церковь. Такое говение глухонемых оплачено Училищем глухонемых. Вот они: Бабников М., Булдыхин В., Васильева М., Вещев Б., Вихман Х., Гарявин В., Ефимов П., Журавлева П., Золотова Н., Мамутов И., Маркелов В., Никешин А., Пахомов П., Пименов И., Хицов А., Черкасова Е. Затем в их пользу 28 ноября 1897 был устроен спектакль, благодаря чему школа глухонемых заработала капитал 300 руб. в качестве прихода. Но все эти спектакли были исключительно благотворительными.

И, тем не менее, с досадой замечу, что в училище глухонемых до революции 1917 года и после не было обучения глухонемых сценическому искусству.

  Однако переулок Глухонемых, образованный около Училища Глухонемых ещё к 1905 году, служил глухонемым своеобразным местом для розыгрыша «сценок» по историческим балаганам, по временам для развлечений по различным поводам (буффонство, фиглярство, паясничание). Глухонемых, которым свойственна эмоция красоты, всегда привлекал мир театра. И это продолжалось до 1924 года, когда переулок Глухонемых был переименован в ул. Лутовинова. Это, конечно, обидело мир глухонемых. И тем не менее 4 июля 1925 по случаю Международного дня кооперации для городских артелей наряду с артелью «Красный Глухонемой» был поставлен ряд спектаклей и концертов в центральном клубе Красных Инвалидов, активными посетителями которого были практически все глухонемые. Помимо того, ещё участвовало Губернское инвалидное кооперативное объединение (ГИКО), куда вошла артель «Красный Глухонемой», и в постановке спектаклей в городских летних театрах «Аркадия» и «Луна-парк». В бытность это «Астраханское производственно-потребительное кооперативное объединение инвалидов (ГИКО)». 

И лишь 21 марта 1926 состоялся первый официальный концерт глухонемых по случаю открытия клуба глухонемых при Центральном клубе Красных Инвалидов. 
Именно на этом концерте глухонемые артисты показали несколько пантомим, отражающих дореволюционный и послереволюционный быт в училище глухонемых, в мастерских и артелях, в семейных и общественных отношениях глухонемых. Они рождены не только 20-летним переулком Глухонемых, но и в результате активного посещения Клуба Красных Инвалидов только по воскресеньям при содействии первых организаторов глухонемых Малиенко и Елизарова, в течение двух лет «обивающих пороги Соцобеса и ГИКО». 
До начала концерта за 3,5 мес. был проведен ремонт помещения своими силами глухонемых: устроена новая сцена, изготовлены декорации, столы, скамейки, табуретки. В это дело вложил всю душу буквально каждый глухонемой! Так, организован сценический кружок, можно сказать, впервые в истории глухих, это своего рода зачаток драматического коллектива глухих. А тогда в связи с подготовкой к открытию нового клуба глухонемых подобраны наиболее способные к сценическому искусству глухонемые и уже на пахнущей свежей покраской строганной дощатой сцене зародились первые таланты пантомимистов, метко подмечающих пороки в прошлом времени и достижения в новой жизни. Это был пафос революционный, дух энтузиастов.

Уже после концерта царило оживление, хотя в маленьком клубе, но как оно шло вокруг ленинского уголка, в читальне и азартно во время игры в шашки! По этому поводу писала центральная пресса: «Маленький клуб глухонемых в здании Красных Инвалидов отличается самой оживлённой деятельностью своих посетителей. Беззвучный разговор, кричащий только жестами и мимикой, наполняет клуб глухонемых своеобразной смесью тишины и яркого оживления (газета «Жизнь глухонемых», № 10, 1926, статья «Астрахань» без авторства). 
И вот Первомай 1926 подошел. Именно этот праздник глухонемые города Астрахани впервые могли отпраздновать в собственном клубе, как свидетельствовала та же пресса. Стремясь к наиболее полному участию в общественной жизни всех трудящихся, они принимали участие в демонстрации и лишь после этого к 14 часам собрались в клуб, где на маленькой сцене раздвигается занавес. Президиум Астраханского Общества глухонемых, куда вошла наш патриарх мимического просвещения, меценат театра Анастасия Тимофеева-Стыпулковская, приветствует своих собратьев. Заведующий клубом Елизаров читает доклад о значении и смысле праздника 1-го Мая, в котором «равноучастны» глухонемые труженики. Затем выступает Куликов, студент Ленинградского Ремесленного Техникума с рассказом об учёбе и жизни глухонемых в столице. Выступают другие глухонемые, делясь своими впечатлениями о Первомае. Потом читается последний номер газеты «Жизнь глухонемых», где опубликована статья Иеронима Лабунского «Культурный очаг глухонемых». Состоялся концерт. Следующий номер той же газеты поведал о том, что в Астрахани «скромно, но вполне сознательно глухонемые встретили 1-е Мая». И это до образования ВОГ! 
     Так началась новая эра духовного сближения глухонемых, их театра, который шёл в ногу с образованием Астраханского Общества глухонемых, подпитывался его инициативой и опирался на его материальную базу.

 

Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, ветеран труда, отличник здравоохранения РФ

19 декабря 2018 года

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован