21 сентября 2004
1231

Запретить показ терактов!

Таково мнение популярного тележурналиста Александра КРУТОВА - заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по информационной политике.

- Александр Николаевич, вы многие годы проработали на советском и российском телевидении. Как, по-вашему, в СМИ, и в первую очередь на телеэкранах, освещались недавние события в Беслане?

- То, что я увидел в прямом эфире, могу определить одним словом: вакханалия. Огромное количество непроверенной информации, много домыслов. Создавалась атмосфера напряженности, паники, недоверия. Помните картинку, когда от включения к включению корреспондент, сидящий за стеной одного из зданий в Беслане, говорит, что он слышит выстрелы и шум, раздающийся от вертолетов. А где же информация о реальных событиях, происходящих в данную минуту? Были вещи вообще недопустимые. Крупным планом показывались мертвые, растерзанные, разорванные тела. Не было уважения не только к смерти как к таинству, но и к горю людскому.

- Вы полагаете, что работа нашего телевидения в эти дни была на руку террористам?

- Это же аксиома: главные цели террора - внести панику, ужас и недоверие к власти, навязать свои условия. Без этого террористический акт не будет иметь никакого смысла. А если мы все это показываем, то идем у них на поводу и становимся их рупором.

- Получается, что СМИ делают бесплатную рекламу бандитам?

- Конечно. Террористы используют российские СМИ для ведения информационной войны не только против властей, но и против всего народа России. Зададимся вопросом: а как сказался этот трехдневный показ по телевидению на психологическом здоровье людей: взрослых и детей? Ведь малыши тоже смотрели эти ужасы. Врачи и психологи в один голос утверждают, что для детской психики подобная информация может быть просто пагубной. В течение трех дней вся страна находилась в состоянии информационной пытки. Сколько детей (я уже не говорю о взрослых) получили психологическую травму!

Врачи из Института имени Сербского говорят, что если еще лет 15-20 назад детская преступность выражалась преимущественно в воровстве и драках, то теперь - в немотивированной жестокости. Десятилетние убийцы собираются в стаи и убивают детей и беззащитных взрослых - бомжей, старушек. Они видели это все по телевизору.

- А существует ли вообще у нашего государства информационная политика?

- Если и есть, то она отвратительная. Даже у государственных СМИ нет национальной идеи, нет национальной доктрины. Я в этом еще раз убедился. В последний день бесланской трагедии на РТР показали пленку, на которой жена одного из террористов на русском языке говорит своему мужу, чтобы он пожалел детей. Это было в 13 часов. А в 13.37 произошел взрыв. И как я потом узнаю, на этой пленке, которая была передана террористам, эта женщина вначале говорила на вайнахском языке: "Ты мужчина и ты должен поступить так, как тебе велит Аллах. Ты понимаешь, я здесь нахожусь в таких условиях. Видишь, мы с детьми вынуждены тебе это говорить". А уже потом по-русски сказала - "пожалей детей".

- Зачем же тогда эту пленку передали террористам и показали по телевизору?

- Не знаю, у меня тоже очень много вопросов. Я не собираюсь учить спецслужбы, что надо делать. Я говорю о работе телевидения. Кому на руку показ в "Вестях" этой пленки? Что это дает? Или другой момент: каким образом CNN передавал прямые трансляции из Беслана на 30 минут раньше, чем наши электронные СМИ?

- Александр Николаевич, у вас есть конкретные предложения, чтобы изменить эту ситуацию в СМИ?

- Я предлагаю несколько поправок в законодательство о СМИ, по которым должен быть введен полный запрет на освещение того или иного террористического акта вплоть до окончания данной антитеррористической операции. Журналисты могут на ней присутствовать, но давать пленки в эфир или статью в газету имеют право только по окончании операции.

- А вы не боитесь, что вас обвинят в попрании свободы слова?

- Не надо делать из свободы слова фетиш. Вы посмотрите на ту же Америку, которая после 11 сентября перестала показывать тела погибших. Сейчас там введен частичный запрет на освещение террористических актов и военной операции в Ираке. Западные страны принимают специальные юридические документы, которые ограничивают показ сцен насилия. Ведь в европейской конвенции "О защите прав человека" сказано, что осуществление свобод (в том числе и свободы слова) может быть ограничено в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия. В целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц.

То есть государство должно обеспечить, прежде всего, безопасность граждан - и тех, кто в данный момент подвергся действиям террористов, и тех, кто может быть подвергнут психологическому воздействию через СМИ. Трагедия в Беслане должна образумить буквально всех.

- Но окажутся ли в их числе телевизионщики? Согласятся ли они с вашими предложениями?

- Конечно же, никакого самоограничения у медиасообщества нет и не будет. У журналистов - другая задача. Как и у капиталистов, у которых задача - получить прибыль, сделать бизнес любой ценой. А у журналистов задача - обеспечить как можно более высокий рейтинг своего телеканала или тираж своего издания. Для этого нужно добывать ту информацию, которая будет переворачивать душу зрителя (читателя). На этом построена сегодняшняя журналистика. И если ее общество не ограничит в какой-то степени, то ни к чему хорошему это не приведет. Я не сторонник того, чтобы замалчивать то, что происходит в стране. Но нужно подавать информацию так, чтобы не было психологического удара, который наносит ущерб безопасности, влияет на жизнь и здоровье отдельного человека и нации в целом.

- Александр Николаевич, а как ваши коллеги по комитету реагируют на ваши предложения?

- Когда произошли трагические события, я сразу предложил собрать наш Комитет по информационной политике. Но мне сказали: "Вы знаете, политическое добро на это не получено". Я сказал: "Я этого не понимаю. Как заместитель председателя я требую, чтобы собрали комитет!" Но его так и не собрали. А ведь изменения в законодательстве - это наша непосредственная обязанность. Мне грустно, потому что и Дума в целом, и наш комитет в частности оказались сторонним наблюдателем того, что происходит сегодня в стране.

Андрей ПОЛЫНСКИЙ
21.09.2004
http://www.kroutov.ru/content/press12.shtml
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован