04 июня 2002
3542

`Защитник Седов` дебютанта Евгения Цымбала

ноябрь 1988 "Защитник Седов" дебютанта Евгения Цымбала получает Спец. приз жюри и Премию FIPRESCI на МКФ в Мангейме. Фильм станет призером многочисленных фестивалей и удостоится награды Британской академии кино и телевидения как лучший короткометражный фильм года

До Защитника Седова на счету актера Владимира Ильина набралось около трех десятков фильмов. Но знаменитым Ильина сделает роль Седова. Можно сказать, всемирно знаменитым, хотя эта всемирная слава, увы, ничем не подкрепится. Россия с ее проблемами сперва всем просто надоест, а потом сделается неинтересной. Костер любви горит слишком жарко, быстро прогорит и зола остынет. Но фигура защитника Седова сделается знаковой. (Случай тем более уникальный, что короткометражное кино, как правило, остается достоянием узкого круга профессионалов, знатоков и гостей кинофестивалей.)

В фильме рассказывается история о том, как к адвокату Седову обращаются с просьбой взяться за дела недавно и (как считают просительницы) невинно осужденных людей. Он поначалу отнекивается, а затем берется все же за профессиональное свое дело и добивается успеха, после чего (о чудо!) справедливость торжествует и приговор отменяется. В последних кадрах фильма защитник Седов, слушая речь главного законника (и по совместительству главного палача) страны Вышинского, понимает, что благодаря его бурной деятельности на месте трех сфальсифицированных приговоров оказалась сотня. Как в сказке про драконовы головы.

Получается, что Седов - интеллигент, который не ведает, что творит. Думает, что творит добро. Думает, что от него что-то зависит. На самом деле, в лучшем случае, он всего лишь марионетка, которая кривляется на помосте, отвлекает внимание от того, что происходит за кулисами. В худшем случае - провокатор, который развязывает руки сильным мира сего. В любом случае - невольно подхватывающий чужую игру статист.

Парадокс Седова заключается в том, что он действительно не совершил ни одного недостойного шага, но из-за его благих намерений и благородных усилий вместо нескольких человек пострадают многие. Реабилитированный к началу перестройки классический "экстерьер" Ильина - "уютная" фигура, округлый жест, мягкий голос и лысоватость - удостоверяет его генетическую порядочность. Но в бездарной стране даже светлые подвиги - это только ступени к очередной пропасти. Незабываемый финал фильма Цымбала - растерянно, подавленно (раздавленно!) озирающийся Седов в зале, где бурные аплодисменты переходят в овацию суровому приговору. И нельзя, невозможно не начать хлопать в унисон со всеми - одна из эмблем ХХ в. И вот ведь что забавно: эти аплодисменты автоматически подхватываются зрителями в кинозале, заставляя каждого почувствовать себя седовым.

Нина ЦЫРКУН


Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, Сеанс, 2002

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1023
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован