Ахмар Завгаев - Газете
Несмотря на оптимизм премьера Чечни Сергея Абрамова, республика до сих пор испытывает недостаток рабочих мест. Федеральная программа по восстановлению Чечни пока не принесла результата: до сих пор 98 процентов доходов в бюджет дает добыча нефти. О своем видении ситуации в Чечне обозревателю Газеты Анастасии Матвеевой рассказал депутат Госдумы от республики, член фракции "Единая Россия" Ахмар Завгаев .
Как вы оцениваете результаты Федеральной целевой программы помощи Чечне за 4 года?
Главной целью программы было создание рабочих мест и наполнение внутреннего потребительского рынка. На сегодняшний день его наполнение - всего лишь около 2%, хотя в это вложено более 100 млрд. рублей. В сфере производства создано лишь около 30 тыс. рабочих мест, это при 400 тыс. безработных. 98,4% от ВВП республики составляет добыча нефти, 1,6 % - остальные секторы экономики. Спрашивается - кто составлял, кто стоял за этой федеральной программой, почему не привлекали экспертов?
Ну а то, что все-таки сделано, работает?
Ряд построенных предприятий совершенно бесполезны. К примеру, завод "Трансмаш". Вложили огромные средства без учета конкуренции на рынке этой продукции. Она получилась дорогая и совершенно невостребованная - прицепы для сельского хозяйства. Выпустили 30 прицепов - они и стоят. Отчитались, что деньги выделили Чечне, а на деле - ничего. А сейчас мы кирпич и цемент завозим из соседних регионов. Завозим все, вплоть до гвоздя. Анализируя Федеральную целевую программу за четыре года, ясно, что сделано мало.
Нужны ли Чечне особые льготы?
Я противник освобождения республики от налогообложения. Сегодня худо-бедно республика собирает 6 млрд. рублей внутренних налогов. 67% - от нефтедобычи, 19% - от частного бизнеса, 8,6% - от строительного комплекса. С остальных собирается по совокупности 4--5%. Поэтому преступно сегодня освобождать от налогов нефтедобычу.
Во что сейчас вкладываются средства в Чечне?
Огромные деньги вкладываются в строительство объездных федеральных дорог вокруг Чечни. Огромные деньги отвлекаются, а это преступно, потому что подрывает веру населения в федеральный центр. В трассу Ростов - Баку в течение 18 лет ни одной копейки не вкладывается. По этой дороге страшно ехать. Мы должны, наоборот, сейчас сблизить субъекты вокруг Чечни, а отдельные чиновники пытаются строить баррикады вокруг республики. А сейчас строят федеральную трассу в обход республики - через Ставропольский край и Осетию. Надо остановить этот беспредел.
Кто отвечает за это?
Этим занимается Минтранс и федеральное дорожное управление. Если мы будем писать федеральные целевые программы в центре Москвы - такой результат и будет. Мы за эти четыре года практически не создали занятость - безработица как была в 2001 году 70%, так и осталась, даже на 15--20% увеличилась.
Почему не могут так долго подписать договор между Чечней и федеральным центром?
Кроме шума, в этом ничего нет. Как украинцы говорят, "свинью стричь - писку много, шерсти нема". Я не вижу, каким образом этот договор мог бы решить какие-то вопросы. Надо быстро проводить выборы в парламент и привести всю законодательную базу в соответствие с Конституцией РФ. Если бы договор был подписан, это ничего не изменило бы. Нужно выработать приоритетные направления экономики и социальной сферы, наметить сроки исполнения и назначить ответственных. Когда это обозначится - инвестиции сами потянутся. И российские, и иностранные, и частные.
Раньше этим занималось ведомство Ильясова, потом его упразднили...
Дело не в ведомствах, надо учитывать местные ресурсы. Надо привлекать местных бизнесменов, экспертов для определения приоритетных направлений в экономике, а не московских чиновников, которые на карте Чечню подчас не могут найти. Пока очень мало привлекают местную элиту. В этих целевых программах нет прозрачности. Если бы по каждому населенному пункту составлялись бы свои программы, был бы большой прогресс как в экономике, так и в социальной сфере.
Сколько денег сейчас нужно Чечне?
12 млрд. рублей помощи республике - это не много. Считаю, Чечне надо 50--60, а то и 100--200 млрд. рублей в год.
Газета. Москва
26 Августа 2005 г.