04 октября 2004
4163

Жена Виктора Авилова: `Ему нужно было родиться волком и жить в тайге`

Main p51
Мистика. Мистика во всем. Не глаза - неподвижные магниты, не голос - скрежет. Авилов отталкивал, Авилов притягивал. Третьего не дано.
Роли - такие, что ради каждой хоть умереть. Гамлет, Мольер, граф Монте-Кристо, Кочкарев, Воланд, Калигула... Притом что бывший шофер `МАЗа` Виктор Авилов - `академиев не кончал`, в театральный даже не думал поступать. Самоучка? Самородок!
Он и умер, подобно мистическому герою. Зная о скорой кончине, и не думал уходить со сцены. А лечиться от страшной болезни поехал в Сибирь. К народному целителю, которого официальная медицина почитает за шарлатана. Но герои никогда не становятся стариками.
22 августа 2004 года Авилова не стало. Спустя сорок дней после смерти актера корреспондент `МК` встретился с его женой Ларисой.

`Когда открыла дверь, поняла: все - человек сгорел`
- Лариса, прошло 40 дней, хоть немного успели отойти от случившегося?
- Я не знаю, сейчас у меня такое впечатление, будто бы Витя в командировке и скоро вернется. Последние полгода он очень интенсивно работал, в лучшем случае видела его дней десять в месяц. Я привыкла к его отсутствию. Но вот прошло уже сорок дней, а мне все кажется, что вот-вот отворится дверь, и войдет он.
- Последние месяцы стали для вас самыми тяжелыми?
- Имеете в виду его болезнь? Конечно, это было очень тяжело. Как мы потом выяснили, такой степени рака, как у Вити, просто в природе не существует. Когда сделали томограмму, нам сказали, что живыми, непораженными у него оставались лишь половина органов. В желудке - опухоль размером с мой кулак, метастазы - в легком, в позвоночнике, в тазовой кости. Как оказалось, Витя болел уже очень долго - лет девять...
- Неужели за все это время ваш муж ни разу не обследовался?
- А Витю послать, чтобы он сделал УЗИ, - это почти нереально. В свое время у него было прободение язвы, в Германии сделали операцию. И вот говорят, что вроде тогда неправильно срослись ткани, и болезнь начала развиваться. Какое-то время Витю ничего не беспокоило, потом он стал жаловаться на постоянные желудочные боли, но всегда повторял: `Опять язва схватила`. По врачам не ходил. Он считал, что настолько сильный, что эту язву сам в себе вылечит. Два года назад Витя подхватил туберкулез, лечился. Потом стали беспокоить боли в позвоночнике. Сначала он думал, что его просквозило, потом - что надорвался. А ведь это было совсем недавно - весной.
- Я и сам весной с ним разговаривал: голос вроде был нормальный, бодрый. А уже в августе - вот такое известие.
- Ну да. Перед тем, как 3 июня мы улетели в Израиль со спектаклем `Мастер и Маргарита` (Оля Кабо - Маргарита, Витя - Воланд), его настолько прижало, что он поехал-таки в свою туберкулезную клинику и сделал УЗИ желудка. И, видно, врачи что-то заметили, потому что взяли у него биопсию. Сказали: `Витя, тебе не нужно туда ехать`. Но Витя: `У меня контракт, билеты проданы, подвести я никого не могу - мы едем`. И 11 июня ему стало совсем плохо - встать он уже не смог.
- Спектакль, конечно, отменили?
- Все спектакли он там отыграл, все. С дикой болью: на уколах, таблетках... Так мало того: мы вернулись в Москву 14-го числа, и через день он улетел на Сахалин. Потому что тоже билеты проданы. А там вообще кошмар: самолет летит четыре часа, потом еще ночные перемещения по городам на автобусе. В общем, когда он прилетел домой, я открыла дверь и увидела: все - человек сгорел.
- Мне говорили, что перед смертью ваш муж весил чуть ли не 30 килограммов.
- Нет, ну это - врут. 55-57 килограммов, притом что нормальный его вес - 77-78... Тогда посмотрела на него - желтый, бледный, совершенно изможденный человек. Ну что болит - позвоночник? Мы поехали в Центр Дикуля сделать томограмму позвонка и УЗИ. На томограмме нам ничего не сказали. А после УЗИ девочка, которая делала , спросила у меня: `Жена?` - `Да, жена`. - `Давно вместе?` - `14 лет` - `Ну тогда идемте со мной`. Завела меня в комнату, говорит: `У вашего мужа, по всей вероятности, четвертая степень онкологии, и он уже неоперабелен`. И все.
- Виктор знал об этом?
- С первого дня.
- Обычно ведь такое не говорят.
- Ну я вышла оттуда зареванная, вообще никакущая, и он сразу все понял. От Вити невозможно было что-либо скрыть, он что-то видел, что-то знал, как будто свыше. Однажды, еще в мае, как-то утром просыпаюсь - Витя не спит. `Лара, я себя плохо чувствую`. `Что случилось?` - спрашиваю. `У меня рак` - и показывает себе на грудь. Первая моя реакция была: `Что ты на себя наговариваешь?` Он ответил только: `Нет, я чувствую - у меня рак`. Все, больше на эту тему мы не разговаривали. До того самого дня, когда узнали, что это действительно так...


`Если Витя хотел, он мог обаять любую женщину`
- Мы познакомились в 89-м году в Одессе... - Лариса закуривает очередную сигарету, на ее лице впервые появляется улыбка.
- Насколько я знаю, и Виктор был женат, и вы были замужем. И он увел вас от мужа...
- Да никто никого не уводил. Мой муж, тоже кстати Виктор, служил помполитом на корабле дальнего следования и в тот момент находился в рейсе. А мне - 19 лет. Уже тогда я пошла на Одесскую киностудию, и кем там только не работала: и помрежем, и ассистентом по площадке, и костюмером, и даже каскадером - занималась же конным спортом, гимнастикой - все в одном лице. И встретилась с Витей на одной из картин. В то время я еще не видела ни одного фильма с его участием, не знала его абсолютно.
- У Авилова внешность очень необычная, колоритная. Этим и произвел впечатление?
- Нет, я была удивлена, что люди с такими лицами еще живут.
- То есть?
- Он мне сразу напомнил древнюю икону. Пригляделась и подумала: `Вот, повезло же человеку`. Потому что для кино - это все... А я тогда еще принесла на студию альбом свой свадебный, девчонки попросили, положила на стол - смотрели все кто хотел. Вдруг посреди рабочего дня меня окликает режиссер: `Лара, я не понял, где наш актер?` Я бегом - на поиски. И вдруг вижу: сидит Витя в углу и листает мой альбом. `Это что?` - показывает на фотографии. `Я вышла замуж`. `Такая молодая, - поднимает на меня глаза, - Зачем же ты так поторопилась?` Зимой, под Новый год подарил цветы. Утром прихожу, а на моем рабочем столике стоит шикарный букет роз. А я, девочка, выросшая в Одессе, знаю, сколько это стоит. Стала выяснять, от кого. Мне, конечно, тут же все доложили. Ну а на Старый Новый год у нас завязались уже отношения, так скажем, не платонические. Честно скажу, чувствовала себя отвратительно.
- Почему? Совесть мучила?
- Я считала, что это неправильно. Все-таки замужняя женщина. Но уже было поздно.
- Чем же Авилов вас покорил?
- Да всем. Когда Витя хотел, он мог обаять практически любую женщину.
- Вам было лестно внимание такого известного актера?
- О чем вы говорите! Мы уже жить начали вместе, я ему все твердила: `Господи, лучше бы ты был обычным шофером`. Потому что излишнее внимание окружающих к нашей совместной жизни порой просто убивало.
- Ну а что же первый муж, так просто отпустил?
- Он вернулся из рейса, и я все ему рассказала. Врать я никогда не умела.
- Много было криков, слез?
- Не было ничего. Виктор, первый мой муж, - интеллигентный, воспитанный человек.
- Но оба Виктора между собой по-мужски поговорили?
- Нет. Тут решение должна была принимать женщина.
- А были сомнения?
- Мой муж дал мне карт-бланш. Он сказал: `Если ты считаешь, что это сильное чувство и ты не можешь в себе его побороть, ну развлекись`.
- И возвращайся, да?
- Он пять лет не давал мне развод. Только в 96-м мы с Витей смогли официально расписаться.
- У вас ведь с Авиловым довольно большая разница в возрасте?
- Витя 53-го, я 71-го. Значит, 17... С половиной. Но я никогда не чувствовала этой разницы.
- Он был такой молодой или вы - уже такой пожившей, зрелой?
- Не знаю, никогда не задавала себе этот вопрос. Мы просто подходили друг другу, вот и все. Я знала, что хочет Витя, Витя знал, что хочу я. Конечно, его очень царапало, когда мы гуляли по улице или шли что-то покупать, а окружающие спрашивали: `Это ваша дочь?` Вот это его жутко задевало.
- Я знаю, вы - его третья жена. О первом браке мало что известно...
- Витя пришел из армии, встретил женщину старше себя, уже с ребенком. Насколько я понимаю, женился - наперекор родителям или для того, чтобы все считали его взрослым. Потом, в Театре на Юго-Западе, познакомился с Галей.
- О Галине многие по-доброму отзываются, говорят: хорошая семья была, две дочки.
- Да, но я ничего не знаю о Гале как о человеке. Мы никогда близко не общались - ни к чему было. Наверное, ей тяжело пришлось: в 32 года остаться с двумя детьми.
- С дочерьми Виктора вы общались?
- Мы как-то собрались в Одессу, и Витя захотел взять с собой дочерей. Но ничего не вышло. Он приехал к Гале, хотел поговорить с ней на эту тему, но произошел скандал, детей она никуда не отпустила. Потом Галя подала на алименты - и чего я буду туда лезть?
- Лариса, у вас ведь нет детей?
- Нет. Но это давнишняя история. В самом начале наших отношений с Витей я забеременела. Еще была замужем, Витя не был разведен. И куда?
- Но Виктор хотел еще одного ребенка? Вашего ребенка.
- Он не был на этом зациклен. Но знаете, два года назад я ведь снова забеременела. Но не сложилось. Витя тогда лечился от туберкулеза, проходил курс химиотерапии - мой организм просто не смог вытянуть ребенка, который изначально был заражен. А так... Мы уже знали, что будет мальчик, Витя даже имя ему придумал - Семен. Но, когда встал вопрос - я или ребенок, - он сказал - жена...


`Он запил, когда потерял сестру`
- В Авилове, с его такой необычной, немного пугающей внешностью, многие угадывали чуть ли не экстрасенсорные способности.
- А он как раз и обладал такими способностями. Лично по себе знаю. Как-то в Одессе у меня схватило почки. С детства страдаю хроническим пиелонефритом и знаю, что это такое. Так Витя меня поднял - через 20 минут я перестала чувствовать боль, стала ходить.
- А что он сделал?
- Просто водил по мне руками, грел живот и таким образом снял боль. Одной из своих бабушек, я знаю, он убрал бельмо на глазу. А уж головную боль Витя снимал мне постоянно. Он увлекался нетрадиционной медициной, много читал, экспериментировал. Потом, конечно, забросил - появилось больше работы, и стало совсем не до книжек.
- Вы сказали, что, если Виктор хотел, он мог увлечь любую женщину. Тяжело с таким жить?
- Мне - легко. У нас отношения строились по принципу: не врать. Если мне нравился какой-то человек, я Вите сразу честно в этом признавалась. И мы начинали разбирать: почему он мне нравится и нравится ли вовсе. А вообще Витя был очень ревнивый - ревновал буквально к каждому столбу.
- А вы его?
- Ну как сказать... Меня очень раздражали его поклонницы. Они могли позвонить и в пять утра, вечно говорили какие-то гадости.
- Лариса, за 14 лет ни разу не приходила в голову мысль: `Все, с меня хватит`?
- Были, конечно, проблемы. Когда Витя выпивал. После смерти младшей сестры Ольги, тоже актрисы Театра на Юго-Западе, с ним произошел какой-то надлом. Но это было еще до нашей встречи.
- Мне говорили, что отец Виктора считает, что его сын начал пить, когда связался с вами.
- Может, он так и считает. Я, например, все его вспышки списываю на то, что человек потерял двух детей. Да и не молод уже - ему 74 года. Витя мне сам рассказывал, с чего это все у него началось. У Гали, его предыдущей жены, был брат, который очень любил это дело. `Чего ты мучаешься, - говорил он Вите, когда тот жаловался на бессонницу, - выпей стакан водки`. Витя раз выпил, два выпил, а потом потихоньку вошел во вкус. Но я не могу сказать, что он так уж жутко пил.
- С середины 90-х Авилов перестал сниматься в кино. Ему хватало одного лишь театра?
- Почему же одного. У Вити был Театр на Юго-Западе, потом он играл в театре, который назывался `Киноспектакль`. Там сначала показывали кино, а потом из экрана вываливались актеры, и действие продолжалось уже на сцене. Еще спектакль `Скамейка` - это антреприза с Аленой Кузнецовой, театр `Артхаус`, где он играл `Парфюмера`, потом появился этот Новый Русский Украинский театр с `Мастером и Маргаритой`... А насчет кино он всегда говорил: `Буду нужен - меня найдут. Если нет - у меня всегда есть театр`.
- Многие считали Авилова нелюдимом, одиночкой.
- Да, это действительно так. Иногда я злилась, говорила: `Тебе нужно было вообще родиться волком и жить в тайге, если ты не умеешь общаться с людьми`. Если Вите что-то не нравилось, тяжело было всем. Чужих не любил. У нас, например, очень мало фотографий, где мы вместе. Потому что, если ехали в отпуск, я фотографировала Витю, Витя - меня. Все - никого лишнего.
- У вас была машина? Почему спрашиваю: нередко приходилось видеть его в метро. Помню, сидит напротив: в длинном пальто, надвинув на глаза широкополую шляпу, чтобы никто не узнал...
- Ну да, потом он стал ездить без шляпы, потому что понял, что и она не спасает... У нас была машина `Мерседес-230`. Но сломалась, и Витя продал ее на запчасти. И после этого все мечтал купить себе белый `Мерседес`: 500-й кузов.


`Нам сказали: запасайтесь наркотиками, чем дальше - тем больше`
- Где-то за неделю до смерти Виктора в прессе появилось сообщение о некотором улучшении его состояния.
- Вдруг в один момент у него прекратились боли. Вообще. И я посчитала: вот оно, улучшение. Во-первых, он начал вставать, сам ходил. По чуть-чуть. В туалет, до машины, гулял немного. А потом: раз - и все, парализовало ноги. Резко упал гемоглобин - до 23.
- Он сам верил в то, что еще может выкарабкаться?
- Нет, он все знал. В одной больнице нам предложили 5-дневный курс химиотерапии и радиологии. Я пришла к Вите и честно ему обо всем рассказала. Он грустно так на меня посмотрел: `Ты представляешь меня без волос и зубов?` `Нет`, - отвечаю. `Я себя тоже`. И написал официальный отказ.
Буквально за пять часов до Витиной кончины я к нему пришла. Он сидел на подушках, я вставила ему катетер через нос в желудок - кормили уже смесью. Витя все повторял: `Не надо мне этого, не надо`. А потом сказал: `Положи голову мне на плечо`. Погладил меня по волосам, говорит: `Лара, я так тебя люблю. Ты прости меня за все`.
- Лариса, каково это - жить, зная, что в любой день все может закончиться?
- Это поймет только тот, кто пережил подобное... Когда ты видишь, что с человеком происходит из-за этой чертовой болезни. Он просто не понимал, в какой реальности находится. Спрашиваю его: `Вить, ты знаешь, где мы?` `В Питере`, - говорит. `Почему в Питере?` - `Не знаю, чего-то мы приехали в Питер`. Потом, когда ноги отнялись, он мне сказал: `Лар, пошли погуляем в лес`. В основном лежал без сознания. Иногда включался: `Лар, подойди. Обними меня`. Я сажусь. `Тебе тяжело?` `Да нет, - отвечаю, - Витюш, все нормально`. `Нет, тебе тяжело`. И снова отключается.
- Смерть после такой болезни иногда называют облегчением. Вы так можете сказать?
- Что так быстро все случилось - да. Знаете, буквально в первую ночь после Витиной смерти мне приснился сон. Как будто мы стоим в деревянном рубленом доме, в горнице. Витька весь такой беленький: молодое ухоженное лицо, волосы. Но без глаз. Я иду впереди, он держится за меня. Проходим эту горницу, начинаем подниматься по длинной деревянной лестнице. А он мне повторяет одну и ту же фразу: `Лара, ты только не упади. Смотри не споткнись - я ведь за тебя держусь`. Это единственный раз, когда он мне снился... (По щекам Ларисы побежали слезы.) Я понимаю, что ему там легче. Но мне так хотелось, чтобы он жил.


Дмитрий МЕЛЬМАН.

МОНОЛОГИ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
Об актерском мастерстве и не только...
О том, что Авилов - уникальный артист, знали многие, но вот то, что он писал книгу, было известно лишь самым близким ему людям. Причем книгу необычную, не из тех, где рассказывается про себя и свою жизнь в искусстве, а книгу, в которой артист пытается докопаться до истоков актерской профессии и рассказать о высокой миссии театра. Это свое дело он почти довел до конца...
Сегодня `МК` впервые публикует некоторые фрагменты книги Виктора Авилова.

О ТЕАТРЕ
Театр. Что это такое? Спросите любого зрителя, и если он скажет, что существует однозначный ответ на этот вопрос, то я ему не поверю. Да и вряд ли вы услышите подобное утверждение от настоящего театрала. Ответить однозначно совершенно невозможно! Шекспир сказал: `Весь мир - театр`. А я перефразировал бы его слова так: `Театр - это весь мир`. Если и уместны вообще какие-либо определения этого Искусства, то наиболее подходящие слова - Загадка... Тайна... Ирреальность... А все необъяснимое, непознанное испокон веков влекло к себе человека. Вот почему зритель, истинный ЗРИТЕЛЬ, приходит в театр. Он просто не может туда не ходить!..

О БИОЭНЕРГЕТИКЕ
Биоэнергетика - это все есть! Об этом даже спору не может быть. Передается? Да!!! Передается. Тут вопрос в том, насколько тот или иной актер ей владеет и какой заряд несет. Кто-то несет сплошной негатив, кто-то наоборот. Опять же, насколько человек вообще способен что-то отдать. Ведь есть такой тип актеров... скажем мягко, интровертных. Он страдает, переживает, все очень четко, грамотно, органично, но все в себе. Такая игра `для себя` рождает у зрителя вопрос: мы не мешаем, нет? Может, мы пойдем? У меня сразу создается впечатление, что такой игрой, такой режиссурой зрителю говорят: хочешь - смотри, хочешь - нет. Мне кажется, такой подход просто недопустим! Нет, ребята! Раз уж вы пришли, то, пока идет спектакль, вы будете здесь, со мной! Только так!

О МИСТИКЕ
Некоторые пьесы обладают просто мистическими свойствами. К этой категории относится `Макбет`, `Пиковая дама`, `Мастер и Маргарита`. Володя Сошальский из Театра Советской Армии рассказывал такую историю: у них в театре шел `Макбет`, он играл самого Макбета. `Однажды, - рассказывает он, - прихожу в гримерку, а за моим столиком сидит какой-то парень и гримируется моим гримом. Сначала я подумал, что это какой-то новый актер, которого недавно взяли в труппу, перепутал гримерки. `Вы кто, молодой человек? Что тут делаете?` - спрашиваю. `Как что? Гримируюсь. Я сегодня играю спектакль`, - отвечает тот... `А кого вы играете?` - `Как кого? Макбета!`. Володя сам рассказывал: `У меня сразу пронеслась в голове вся эта чертовщина, и стало просто страшно. `Как, - говорю, - Макбета? Почему?` - `А вот так. Я сегодня играю Макбета`.
Володя вышел из гримерки и пошел в администрацию разобраться, что происходит... Пришел, рассказывает: так, мол, и так... Те говорят: `Что за ерунда! Никто тут никого не меняет! Режиссер бы вам сказал, если бы была замена!` Стали разбираться. Оказалось, что этот парень ходил на этот спектакль, на `Макбета`, много-много раз. Потом он устроился работать в театр пожарным. Проработал там некоторое время. При этом продолжал ходить на каждого `Макбета`. И в один прекрасный день у него, как говорится, крыша поехала, и он настолько стал олицетворять себя с этим персонажем, что выкинул вот такой фортель.
А с тем же `Мастером и Маргаритой`!.. Старуха ненормальная к нам забрела... Мы репетируем на сцене, вдруг приходят монтировщики: `Ребят, там бабка какая-то стоит посреди гримерок... Ну на вид ей лет сто пятьдесят, не меньше! Зашла, стоит на втором этаже, внятно ничего не говорит... Как она вошла - непонятно. Со служебного входа, наверное. Она белая, как лист бумаги, глаза совершенно невменяемые... Спрашиваем ее: `Бабуля, вам чего? Вы как сюда попали?` Она только мычит бессвязно. Чего с ней делать-то?` А мы все в процессе, там у нас бал Сатаны... Романыч говорит: `Ну выведите ее отсюда!` - `А куда мы ее выведем-то? Куда ее девать?` - `Не знаю, разберитесь как-нибудь с ней, мы дальше пошли репетировать`. А оно и не репетируется уже... Слава Федоров приходит из гримерок, мы спрашиваем: `Ну чего там?` - `Мы ее положили у нас в комнате отдыха на диван, накрыли одеялом. Она трясется вся, мерзнет...` `Она хоть что-нибудь сказала?` - `Да нет, мычит, и все`. Куда она потом делась - не знаю.
...Но это все мелочи. А был и просто страшный момент. Может быть, это, конечно, всего лишь совпадение, но... Я репетирую сцену, где говорю Берлиозу: `И в самом деле, вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими, и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас... кхе... кхе... саркома легкого... да, саркома, и вот ваше управление закончилось`.
И именно в это время друг мой в Одессе умирает. Такой замечательный человек, так я его любил! Умирает именно от этого. Я произношу на репетиции этот текст, и именно в это время звонок из Одессы: `Витя, срочно вылетай, Слава умер`. Сколько раз на репетиции я повторял эти слова про саркому легкого! И вот полетел хоронить парня.

ОБ ЭМОЦИЯХ
В репертуаре театра `На Юго-Западе` есть спектакль `Мольер` по пьесе Булгакова `Кабала святош`. Спектакль достаточно эмоциональный, вызывающий ответную реакцию, сопереживание. Он у нас богат на всякие курьезы. Вот, например, однажды `Мольер` закончился, все актеры уже разошлись, в театре оставались только администраторы. Вдруг - стук в дверь. Что такое? Оказывается, одна зрительница просто забыла, что надо забрать плащ в гардеробе, одеться. Она была настолько захвачена эмоциями, поглощена переживаниями, что так и дошла без плаща аж до метро.
Или еще был такой эпизод: после этого же спектакля, в финале которого Мольер умирает, приходит ко мне администратор: `Вить, спустись в фойе, там с женщиной истерика. Она рыдает и все, никак не может успокоиться`. - `А я-то что могу сделать? Что я скажу ей?` - `Покажись, что ты живой!` Я выхожу, смотрю - действительно женщина заливается горючими слезами, просто навзрыд. Я говорю: `Ну не плачьте, успокойтесь! Видите, я живой!` А она не может остановиться, слезы в три ручья. И плачет она о том, кто только что умер на сцене, а не обо мне, который выходил после этого на поклоны. Она меня реального уже не воспринимает. Вот там был Мольер, он умер, а я вроде как уже и не он. И дело не в том, что я уже переоделся. Вернее, не только в этом... Я-то уже здесь, а она еще ТАМ.

Фото из семейного архива
Московский Комсомолец
от 04.10.2004
Виктор АВИЛОВ.http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован