Эксклюзив
Оноприенко Владимир Иванович
29 марта 2016
2848

Жизнь как единство творчества, здоровья и гармонии

Первое.

Жизнь немыслима вне творчества, потому что творчество – и необходимое основание или условие жизни, и ее закон, причем основной закон жизни, который имеет множество своих смысловых граней, в том числе и как закон адаптации к меняющемуся миру, в котором эта жизнь протекает.

Второе.

Жизнь как творчество и творчество как жизнь – это единство не только на уровне отдельного человека, но и на уровне популяции, этносов-народов, обществ, всего человечества, всех живых систем различного ранга, Биосферы в целом, наконец, на уровне всего Космоса, Вселенной как живой системы.

Русский православный философ и мыслитель С.Н. Булгаков в «Философии хозяйства», увидевшей свет в России в 1912 году, писал, предвосхищая учение В.И. Вернадского о живом веществе и Биосфере: «Материя, организованная жизнью, есть совокупность органов, посредством которых жизнь овладевает мертвым веществом. Через тело, благодаря связности универса, жизнь в разных ее проявлениях внедряется в целый космос. Космос есть в этом смысле потенциальное тело живого существа, организм in potentia. Эта потенциальность может, конечно, и совсем не перейти в актуальность или же может переходить в нее в двояком смысле. Во-первых, всякое живое тело есть организация материи, не только данного количества материи, как представляется это статически, но материя вообще, ибо динамически существует одна материя, prima materia, и эта материя («матерь жизни», Μητήν, платновский мэон), как система сил, едина и непрерывна. Животворящее начало, овладевающее этой материей, так сказать, образует в ней узелки жизни не изолированные, но динамически связанные…; это не отдельные и обособленные сферы жизни, но жизнь вообще лишь в различных ее проявлениях… Во-вторых, кроме этого общего и отвлеченного единства жизни и материи, активного и пассивного начала, существует еще и конкретная универсальность жизни. Она дана не только в логическом сознании, в котором идеально содержится вся вселенная, но и в возможном расширении чувственности живого существа, для которой принципиально нет границ, или, точнее, они совпадают с границами вселенной. Органы нашего тела представляют собой как бы двери и окна во всю вселенную, и все, что входит в нас через эти окна и эти двери и делается предметом нашего «вчувствования», а становясь для нас ощутимым в известном смысле есть уже наше тело» [2, с. 67, 68] .

Жизнь в ее космической организованности придает Единству жизни, творчества, здоровья и гармонии космическое измерение, делает его вселенским единством. В этом и состоит введенное А.И.Субетто в 1991–92 гг. понятие креативной онтологии, и которое вытекает из системогенетики и системогенетической научной картины мира [3–6]. Разработанная концепция Закона спиральной фрактальности системного времени, определяющего механизм запоминания прогрессивной Эволюцией самое себя, и вытекающая из нее концепция бессознательного как эволюционной памяти, которая хранится в организме каждого человека [3, 4, 6, 7], придает новые основания булгаковскому прозрению столетней давности о том, что «двери нашего тела представляют собой как бы двери и окна во всю вселенную, и все, что входит в нас через эти окна и эти двери и делается предметом нашего «вчувствования, а становясь для нас ощутимым в известном смысле есть уже наше тело». Этот особый тип единства нашей Вселенной, нашего Космоса. С.Н. Булгаков назвал его «метафизическим коммунизмом мироздания» или «физическим коммунизмом бытия» [2, с. 73, 65]. Он подчеркивал, что «возможность потребления принципиально основана на метафизическом коммунизме мироздания, на изначальном тождестве всего сущего, благодаря которому возможен обмен веществ и их круговорот, и прежде всего, предполагает единство живого и неживого, универсальность жизни. Только потому, что вселенная есть живое тело, возможно возникновение жизни, ее питание и размножение» [2, с. 73]. В другом месте он замечает: «Есть некоторая космологическая карма сущего.  Единство мироздания, физический коммунизм бытия, делает то, что физически все находит себя и есть во всем, каждый атом мироздания, и значит каждый человек, и все человечество,  связан со всей вселенной, или, если приравнять вселенную организму, то можно сказать, что он входит в состав мирового тела» [2, с. 65].

«Метафизический коммунизм мироздания» или «физический коммунизм бытия» и есть форма проявления Закона Гармонии во всем Сущем, как Закона бытия любого целого. 

Третье.

Таким образом, жизнь есть явление не только земное, но и космическое, и это понимание жизни, как по С.Н. Булгакову «животворящего начала, овладевающего [всей] материей», делает и Единство жизни, творчества, здоровья и гармонии также явлением космическим.

Креативная онтология мира (бытия Космоса и Вселенной) – это одновременно и витальная онтология, в соответствии с которой любое бытие в определенном смысле предстает как креативное бытие, и в таком статусе есть бытие жизни, т.е. «витальное бытие».

Собственно говоря, космическое измерение жизни как вселенского явления, раскрываемого через законы космической организованности живого вещества, и является содержанием «Меморандума С.Н. Булгакова – В.И. Вернадского – А.Л. Чижевского» [17].

Впервые «Меморандум Вернадского – Чижевского» как «Космический меморандум организованности живого вещества» был обобщен и предложен с таким названием русскими учеными из Пущино И.Ф.Маловым и В.А.Фроловым в 2006 году [10]. В чем смысл «Меморандума»? – В утверждении не только космо-земного происхождения жизни, но и в том, что живое вещество имеет космическую распространенность и входит частью в космическую организованность Вселенной, делая ее тем «живым телом, о которой писал С.Н. Булгаков.  Именно это утверждение, как теоретический постулат, входит в учение о живом веществе и Биосфере В.И. Вернадского и в теоретическую систему гелиобиологии А.Л. Чижевского.

В.И. Вернадский подчеркивал, что Биосфера является результатом как «создания Солнца», так и «процессов Земли», поэтому и люди – это «дети Солнца», а «Биосфера не может быть понята в явлениях, на ней происходящих, если будет упущена эта ее резко выступающая связь со всем строением всего космического организма» [10, с. 65].

А.Л. Чижевский, независимо от В.И. Вернадского, воспроизводит эти императивы познания, которые де-факто совпадают с положениями концепции «метафизического коммунизма мироздания» С.Н. Булгакова: «Наружный лик Земли и жизнь, наполняющая его, является результатом творческого воздействия космических сил… (мой комментарий: уважаемый читатель, обрати внимание на это выражение – «творческое воздействие космических сил» – А.Л. Чижевского, ведь оно – одно из признаний креативности бытия Космоса, а значит – и его витальности, а значит – одно и признаний креативной онтологии мира… люди и все твари земные являются поистине «детьми Солнца… эруптивная (взрывная) деятельность на Солнце, и биологические явление на Земле суть соэффекты одной общей причины – великой электромагнитной жизни вселенной… жизнь… в большей степени есть явление космическое, чем земное, и создана «воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли… перед нашими изумленными взорами развертывается картина великолепного здания мира, отдельные части которого связаны друг с другом крепчайшими узами родства» [10, с. 65, 66], потому что, действует фундаментальный закон любой прогрессивной эволюции – системогенетический закон спиральной фрактальности системного времени .

С.Н. Булгаков в своем теоретическом построении «Философии хозяйства», которая есть по своей сути космическая философия хозяйства, предвосхитил последующие открытия В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского, вошедшие в основания «Космического меморандума организованности живого мироздания», по И.Ф. Малову и В.А. Фролову. Стоит подчеркнуть, что развитие идей данного «Меморандума» лежит в основе Русского Космизма и Ноосферизма XXI века [5], в частности активно осуществляется научной школой В.П. Казначеева.

Вводится понятие «живого пространства» – еще одного основания Единства жизни, творчества, здоровья и гармонии, которое предстает как «Жизненесущее Начало», в своем базисе опирающееся на «эфироматериальные основы полевого и вещественного разнообразия жизни» в виде разнообразия «эфиродоменов» – «источника разнообразия творческих сил и форм жизнепроявления» [13, с. 174, 175, 177].

Отметим, что близко к такому же взгляду на Вселенную (который, еще раз подчеркнем, зафиксирован С.Н. Булгаковым в «метафизическом коммунизме мироздания» или в «физическом коммунизме бытия» еще в 1912 году) приближается гипотеза известных физиков Д. Бома и К. Прибрама о том, что «вокруг Земли существует голографическое пространство и все атомно-молекулярные и интеллектуально-психические процессы составляют лишь фрагменты гигантской вселенской голограммы» [13, с. 48] . Потому что действует Закон спиральной фрактальности системного времени, потому что он – основа Великого Единства жизни, творчества, здоровья и гармонии, присутствия свернутой спирали предшествующей прогрессивной эволюции в структуре (как памяти) в любой сущности современной Вселенной, в любой системе как целостности.

В.П. Казначеев в своей работе «Мысли о будущем. Интеллект, голографическая Вселенная Козырева» [14, с. 132, 133] развил голографический взгляд на Вселенную Д. Бома и К. Прибрама за счет привлечения теории физического времени Н.А. Козырева.

Он показал, что наряду с пространством Эйнштейна – Минковского, где действует постулат постоянства скорости света, существует пространство энергии-времени Козырева, в котором происходит через канал так называемого «физического времени», мгновенно синхронизирующего вращения небесных тел, мгновенное передача энергии от одного небесного тела к другому.

В этом контексте, подчеркивает В.П. Казначеев «смысл голографии (голодинамики) приобретает иное содержание. Эта сущность и есть, по сути, приближение к природе космопланетарного интеллекта – голографической Вселенной Козырева» [14, с. 132, 133]. Здесь важно то, что голографическая концепция Вселенной, в том числе в интерпретации Н.А. Козырева – В.П. Казначеева, «фиксирует одно важное качество Вселенной и ее космических систем (включая Солнечную систему), – они функционируют как организмы (или суперорганизмы), т.е. в них присутствуют гомеостатические механизмы» [12, с. 508].

Четвертое.

«Здоровье» в этом космо-онтологическом контексте предстает как норма бытия любых живых тел, как норма бытия любой целостности, а гармония, как закон бытия любого целого, становится законом бытия «здоровья» как нормы. Одновременно можно рассматривать «здоровье», в котором, как норме, закодировано единство жизни, творчества и гармонии.

В.П. Казначеев показывает, что здоровье нации или здоровье общества связано с «целями социальной эволюции», которые переходят во «внутреннюю картину здоровья» людей – своеобразный «скрытый, еще не понятный до конца механизм эволюции человека, механизм эволюции социальной». Он пишет: «Действительно, представим себе человека, у которого врожденные качества одни, а работает он совсем в другой области. Его внутренняя картина здоровья будет как у спортсмена, который понял, что он стометровку не вытянет, его «стайеровских» способностей не хватит, но ведь деться-то ему некуда. У таких людей начинает появляться синдром витальной неудовлетворенности. Человек не может понять, почему он ругается с женой и разводится с ней, почему на работе какие-то конфликты, что-то не так. За всем этим стоит витальная неудовлетворенность. Мы нарушаем главные законы эволюции, хотя и не осознаем этого в полной мере. Вопрос серьезный. Я думаю, что отсюда идет нарастание прессорных синдромов у юношей в школах при нашей стандартизированной системе образования» [15, с. 67].

Фактически за такими неправильными «внутренними картинами здоровья» людей скрывает социальная патология бытия общества, в которой отражены нарушения законов эволюции вообще и законов социальной эволюции в частности, т. е. нарушено то Единство жизни, творчества, здоровья и гармонии, выражением которого здоровье как норма жизни, отражающее действие законов эволюции, преломленное через призму целостности (организма как целого), – и является.

Здоровье нации, по В.П. Казначееву, раскрытое им в работе «Здоровье нации. Просвещение. Образование», выступает фокусом и образования как механизма просвещения, движителя потока просвещения и как части механизма сохранения здоровья нации, и просвещения, как части и механизма исторического здоровья [16, с. 12].

«Мировоззренческое ядро», представленное триадой «здоровье нации – просвещение – образование», по В.П. Казначееву, – центральное, «поскольку мировоззрение формирует каждого человека. Как понятие оно идентично «генеральной целевой установке личности» по Д.И. Узнадзе. Интересным и логически «тонким» здесь является положение о взаимоувязывании проблемы мировоззрения с законами Вернадского-Бауэра, поскольку, «законы Вернадского – Бауэра на первое место выдвигают не только и не столько физическое здоровье, что само собой важно и ответственно, – пишет В.П. Казначеев, – но и формирование мировоззренческого фона, того экрана, который будет в будущем наполняться знаниями о внешнем мире, о себе» [16, с. 13].

Можно сказать, что за Единством здоровья нации, просвещения и образования стоит глубинная связь здоровья нации, исторического здоровья и качества образования и просвещения, как социальных институтов.

Итак, творчество – закон жизни, здоровье – норма жизни, жизнь человека в своих основаниях зависит от качества общества, от уровня развития науки, образования и культуры, от того, насколько само общество обеспечивает восходящее воспроизводство общественного интеллекта, насколько оно само трансформируется в образовательное общество.

 

 

Список литературы

[1] Костомаров Л. Страсти Вавилона // Роман-газета. 2011. №13(140). 96 с.

[2] Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. 412 с.

[3] Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. М.: Изд. Фирма «Логос», 1991. 204 с.

[4] Субетто А.И. Бессознательное. Архаика. Вера. СПб. – М. – Луга: Исследоват. центр, 1997. 132 с.

[5] Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. 537 с.

[6] Субетто А.И. Манифест системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии. Тольятти: МАБиБД, 1994. 48 с.

[7] Субетто А.И., Фетискин Н.П. Системогенетический взгляд на интегративную психологию через призму закона спиральной фрактальности системного времени // Труды Ярославского методологического семинара. Методология психологии. Т. 1. Ярославль. 18–19 апреля 2003 г. / под ред. В.В. Новикова (гл. ред.), И.Н. Корицкого, В.В. Козлова, В.А. Мазилова. Ярославль: МАПН, 2003, с. 283–295

[8] Кулинкович А.Е. «Мироздание витем» и ритмогенез // Проблемы ноосферы и экобудущего. Вып. 1. М.: РАЕН, 1996. С. 124–128.

[9] Кулинкович А.Е. Системогенетика и фундаментальная революция в философии // Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке / под науч. ред. А.И.Субетто. СПб.: Астерион, 2003. С. 129–51.

[10] Малов И.Ф., Фролов В.А. Космический меморандум организованности живого мироздания // «Дельфис». Журнал Благотворительного Фонда «Дельфис». 2006. №п4(48). С. 66–75.

[11] Субетто А.И. Человековедческие основания российского образования и императива его гуманизации, или Неклассическое человековедение (Послесловие) // В.П. Казначеев. Проблемы человековедения / под науч. ред. А.И. Субетто. М.-Новосибирск: Исследоват. центр, 1997. С. 300–349

[12] Субетто А.И. Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке: монография / под науч. ред. В.Г. Егоркина. СПб.: Астерион. 2010. 544 с. (Изд. при финансовой поддержке РГНФ).

[13] Казначеев В.П., Дмитриев А.Н., Мингазов И.Ф. Цивилизация в условиях роста энергоемкости природных процессов Земли. Новосибирск: 2007.

[14] Казначеев В.П. Мысли о будущем. Интеллект, голографическая Вселенная Козырева. Новосибирск: 2004.

[15] Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / Предисловие А.И. Субетто. М. – Кострома: Исследоват. центр, 1996. – 246 с.

 [16] Лосев А.Ф., Тахо Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993. 383 с.

[17] Меморандум Булгакова–Вернадского–Чижевского.: // Открытая ноосферная Академия. Онлайн_Университеты. – 2016. – № 1; 
URL: interona.esrae.ru/1-6 , http://interona.esrae.ru/1-6

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован