Передача посвящена жизни и проблемам отставных военнослужащих, а также тому, в какой сфере отставные военные могут принести наибольшую пользу. Гость в студии - руководитель Центра социальной адаптации военнослужащих "Россия-НАТО" Леонид Сергеевич Майоров, который прослужил в армии ровно 40 лет, командовал полком, двумя дивизиями на Украине, армиями в Монголии и Нижнем Новгороде, был начальником штаба Приволжско-Уральского округа, командующим войсками Прибалтийского военного округа, помощником председателя Госдумы РФ, зам. секретаря Совета безопасности России.
- Почему в названии фигурируют Россия и НАТО?
Майоров: Этим подчеркивается, что Россия вместе с НАТО пытаются что-то делать вместе. А когда какое-то дело делается совместно, происходит сближение позиций, о необходимости чего не раз говорил президент РФ.
- Сколько вкладывает НАТО и сколько Россия в данный проект?
Майоров: Я бы начал с другого. В нашей стране сегодня так много проблем: и у врачей, и у учителей, и у военных, что везде нужно вкладывать деньги, и у государства на всё не хватает средств. Поэтому министерство обороны РФ все эти годы изыскивало различные внебюджетные источники. И оно их находило. Главный источник - сотрудничество с Национальным военным фондом, который выделял достаточное количество средств на решение данной проблемы, а также различные совместные программы, среди которых программа ТАСИС (TACIS), совместные программы с Великобританией, Японией, Норвегией, в том числе и с НАТО.
Генерал-полковник Майоров Леонид Сергеевич - директор Центра социальной адаптации военнослужащих ``Россия-НАТО``В соответствии с программой "Россия-НАТО" четыре года назад начал действовать наш Центр. Финансирует эту программу НАТО. Четыре года назад мы начинали с суммы в 195 тысяч долларов, программа на этот год - 450 тысяч евро.
- Кем хотят быть офицеры после завершения службы?
Майоров: Уволившиеся офицеры - это высокообразованные, дисциплинированные, еще здоровые, имеющие амбиции и обладающие опытом управления люди. Они могут занимать самые различные должности. Исходя из опыта работы Центра, наиболее характерная специальность для уволившихся со службы майоров, подполковников и полковников, которые прослужили по 20-30 лет и командовали подразделениями и частями, то есть людьми и коллективами, - менеджер управления самого различного уровня. В столице мы даем бывшим военнослужащим специальность "государственное и муниципальное управление" в Московской академии государственного и муниципального управления, в регионах в академиях государственной службы - специальность "менеджер управления". Хотя Центр переподготавливает (бывшие офицеры тоже на них идут с удовольствием) и по другим специальностям.
- Может быть, переподготовку офицеров производить перед увольнением в запас?
Майоров: В соответствии с сегодняшними требованиями министерства обороны военнослужащий, подлежащий увольнению в запас, может получить гражданскую специальность, еще проходя службу в армии в течение последнего года до увольнения или после увольнения. И некоторые офицеры такой возможностью пользуются. Не скажу, что многие, потому что данное положение не подкреплено финансами. Возможность и право есть, а денег - нет. Эту брешь как раз и заполняют различные структуры, подобные нашему Центру.
Возвращаясь к вопросу о финансировании проблемы, необходимо сказать, что Россия тоже принимает участие в ее решении. Финансовый вклад российской стороны составляет, по нашим подсчетам, 195 тысяч евро ежегодно.
- Какую выгоду имеет НАТО от финансирования переподготовки уволившихся с военной службы российских офицеров?
Майоров: Прискорбно, что не Россия заботится о своих уволенных офицерах. И, конечно, неловко, что мы получаем помощь от НАТО. Но пока такая ситуация.
- Почему деньги НАТО идут не на онкологических больных, беспризорных детей или пенсионеров, а на здоровых, крепких мужиков?
Майоров: Понятно, что деньги даром, просто так никто не дает. Дают их всегда с какой-то целью. И у НАТО есть определенная цель, они ее не скрывают. Через предоставляемую помощь изменить имидж НАТО в глазах российского населения. Например, уволили подполковника из армии, где всю жизнь у него блок НАТО был противником, положили маленькую пенсию, а семью надо содержать, детей еще надо поднимать, ставить на ноги. Государство, конечно, не отвернулась от него, но пенсия ведь малюсенькая. И вдруг бывший противник (НАТО) помог получить ему гражданскую специальность. А потом помогли ему еще и трудоустроиться. Что он будет о НАТО в результате думать? А его жена, дети? Вот такова цель НАТО!
Совместных программ с НАТО много, но одна из наиболее динамичных - наша. Хотя программа по своим объемам маленькая. Что такое для огромных вооруженных сил России профессиональная переподготовка 300-400 человек в год? Капля в море.
Конечно, у нас действует большая информационно-консультационная программа. За 4 года мы проконсультировали более чем 100 тысяч человек на предмет знания ими нюансов перехода от военной жизни к гражданской. В Интернете у нас есть сайт на восьми страницах, где изложена вся информация, необходимая военному при его увольнении в запас.
Что за информация? Во-первых, вся нормативно-правовая база, начиная от законов, указов президента, постановлений правительства, приказов МО РФ, командующих войсками округов и кончая планами различных субъектов федераций. Во-вторых, информация по всем субъектам федерации о 1600 высших учебных заведениях, где бывшие военнослужащие могут получить гражданскую специальность. Плюс информация про все кадровые структуры, которые занимаются трудоустройством в 88 субъектах РФ.
Человек из любого региона страны может зайти на сайт и получить всю интересующую его информацию. Больше в одном месте нигде в стране подобную информацию получить нельзя.
- Что бы вы рекомендовали делать офицерам, которые переходят от военной жизни к гражданской, в первую очередь?
Майоров: Рекомендую обращаться в наш Центр. Мы находимся не только в Москве, у нас есть шесть филиалов. Телефон для справок Центра социальной адаптации военнослужащих "Россия-НАТО" в Москве т. 8 (495) 128-9973. Позвонившему наши сотрудники дадут координаты, как связаться с филиалами в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Калининграде, Ростове-на-Дону, Ярославле и Перми.
Что касается, как искать работу и как себя представлять, то на сайте этому посвящена целая страница. На ней представлены образцы резюме, рассказывается, куда обращаться, и даются советы, как разговаривать с работодателями.
- Правда ли, что тяжелее всего найти работу генералам? Говорят, что когда генералы устраиваются на работу обычным путем, а не по знакомству, то не всякий руководитель фирмы жаждет увидеть у себя генерала. Потому что он ведь не свадебный, и руководитель рассматривает его как конкурента.
Майоров: Был у нас один случай. Пришел человек устраиваться на работу, его вроде брали, но когда хозяин фирмы в звании "полковник" узнал, что тот - генерал, он его не взял, подумав, что новый сотрудник станет ему конкурентом.
А сложно устроиться или нет, всё это зависит конкретно от человека. За последние годы Московскую академию государственного и муниципального управления закончили 42 генерала вооруженных сил. И все они трудоустроились, потому что государственные и муниципальные органы бывших военнослужащих берут с удовольствием.
- Какая перспектива у вашей работы?
Майоров: Считаю, что подобная структура должна существовать в стране на постоянной основе как часть вооруженных сил. Министерство обороны, призвав человека в армию, должно заботиться о нем до последних дней его жизни. Умер, похоронили, поставили памятник, еще и о жене подумали, чтобы пенсия у нее была. Потому что служивый человек отдал все свои годы службе в вооруженных силах. Но есть в стране и иные мнения, что этой работой должны заниматься другие структуры в государстве.
Люди из вооруженных сил будут увольняться всегда: кто-то в 30 лет, кто-то в 50, поэтому должна быть структура, которая будет этими людьми заниматься. В стране в каждом субъекте федерации есть гражданские службы, которые вроде бы должны данной проблемой заниматься, но там у них зарплата маленькая, на эту работу идут только женщины, которые в армии не служили. Ну что они могут объяснить и дать полковнику, который придет к ним после увольнения? Конечно, должна быть специальная структура, которая бы финансировалась государством.
- А коммерческий компонент должен быть в этой сфере, на этом можно заработать деньги?
Майоров: Вопрос серьезный, а заработать, конечно, можно. Но все связывать только с коммерцией ни в коем случае нельзя. Например, коммерсанту нужны какие-то специалисты. Почему бы Центру не подготовить их за деньги этого коммерсанта? Такой путь вполне возможен.
- Как ваши выпускники устраиваются в жизни?
Майоров: Порядка 80 с небольшим процентов выпускников, которые прошли в Центре переподготовку, трудоустраиваются и работают. Но надо помнить, что устроить на работу легче того, кто сам себя активно ищет в жизни и в работе.
24.03.2006
www.radiorus.ru