Государство грозит регионам внешним управлением, а конкретным чиновникам - уголовной ответственностью и готовит места в неотапливаемых тюрьмах.
Масштабы кризиса сложно представить: долги составляют более 200 млрд. руб., а средства, необходимые для модернизации коммунального хозяйства - свыше 500 млрд. Таким образом, речь идет, в первую очередь, не о реформе, а о восстановлении коммунального хозяйства и внедрении новых технологий.
Инвестиции в данный сектор выгодны, потому что они позволяют резко снизить огромные на сегодняшний день потери и издержки. Тот, кто первым вложит деньги в модернизацию коммунального хозяйства, первым получит прибыль. С другой стороны, никто не будет давать кредиты убыточным коммунальным предприятиям. Только после того, как новые технологии будут внедрены, изношенные сети заменены, можно будет говорить о последующих инвестициях и о реформах.
Сможет ли ОАО "Российские коммунальные системы", созданное ОАО "Газпром" совместно с РАО "ЕЭС России", вывести реформу ЖКХ на новый виток развития? Или только если придет средний и малый независимый и конкурентоспособный частный предприниматель, он должным образом подготовит жилье к зиме?
Михаил Делягин,
председатель президиума
Института проблем глобализации
ЖКХ в сегодняшних условиях - это монополия. А государство обязано регулировать любую монополию. Государство этого не делает. Абсолютно не важно, будет это выгодным бизнесом или нет. Без регулирования монополии тарифы будут "взлетать" до бесконечности.
Государство виновато в том, что подготовка к зиме 2002-2003 гг. была полностью провалена: повысили зарплату бюджетникам, а регионам было сказано "вы повышайте зарплаты сами, как хотите, мы вам денег не дадим". Регионы забрали деньги, которые должны были быть направлены в ЖКХ, и понадеялись, что государство потом, ближе к зиме, отдаст. Государство большинству регионов деньги не вернуло. Именно в этом причина всплеска аварийности прошлой зимой. Но никаких уроков извлечено не было. С 1 октября 2003 г. зарплаты опять были повышены. Ситуация с региональными бюджетами опять не определена. Отдельным регионам перечисляют деньги, причем избирательно бюджетную ссуду давали и в прошлом году, но в целом сохранялась нехватка средств.
"Экономика России: XXI век" No 14
24.05.2004 г.