- Хоки!!! Иди скорее сюда! – позвала его жена. Он прибежал и увидел их. Два бело рыжих комочка жались к боку матери. – Они такие красивые, - Сказала женщина, - Принеси воды Нумис.
- Да, я бегом! – Хоки принес воду и налил в большую миску. Нумис тяжело поднялась и подошла пить. – Моя Нумис порадовала меня, сестрёнка. – он гладил мягкую шерсть, а его жена обнимала малышей. Они весь день пробыли в сарае. Ужинали они поздно в тот день. Хоки от переполнявших его чувств не мог есть.
- Прости жена, но я не могу есть. Меня переполняет счастье! То же самое будет со мной, когда появиться наш малыш?
- Наверное, да. Женщины долго рожают. Ты успеешь переволноваться много раз. Я это видела в селении.
- Кто у нас родиться? У Нумис все отлично получилось. Мальчик и девочка. Сынок и дочка. Всё поровну. А у нас или сын, или дочь.
- Я хочу сына. Он вырастит помощником нам.
- Но и девочка будет помогать нам.
- Она уйдёт в другую семью. Дочерей растят для других семей. Пусть будет сын.
Сезон дождей уже завершался. Иногда на небе светило солнце. Хоки пришел к Алтарному камню.
- У тебя будет дочь, - сразу ответил Учитель.
- Жена хочет сына.
- Она не знает того, что знаешь ты. Дочь твоя будет первым ребёнком, что родиться здесь. Она благословенна Богами и будет говорить не со мной, посредником между Богами и людьми, а с самими Богами. Она станет настоящей жрицей твоего племени. Потому, что будет воспитана Богами. Я знаю, что Боги благоволят к тебе, не разочаруй их.
- Я готов служить Богам, но мне нужно знать, кто эти Боги, и что они ждут от меня.
- Всему своё время, Кэтэлэтэка (опекун людей). У тебя новое имя пред лицом Богов.
Хоки сидел на Алтарном камне и смотрел, как солнечный диск медленно катиться к Западной горе.
- Скоро дожди закончатся. Нужно будет обрабатывать поля. Помоги мне, Бог Солнца, только ты видишь всё и знаешь всё. Я покорно буду служить тебе, только скажи, что я должен делать.
- ЖИТЬ. - ответ прозвучал в голове как гром. Хоки грохнулся на колени. Неужели это голос Солнца?
- ДА. Ты первый житель моего города. Ты нашел мой город и потому благословен мной. Я ИНТИ.
- Сын Виракоче, Бог Солнца ИНТИ построил этот город. Я слышал его голос. – полу оглушённый, Хоки не мог подняться с колен . В таком положении и нашла его жена.
- Ты так долго не шел домой, я стала волноваться, пошла тебя искать. Давай руку. Почему ты молчишь?
- Я слышал голос Бога Инти. – он тяжело оперся на плечо жены и на не гнущихся ногах сошел по трем ступенькам и сразу же сел на последнюю, - Этот город построил Сын Виракоче Инти, Бог Солнце. Он говорил со мной сейчас, - он повернул голову на запад, солнце медленно заходило за горизонт. Последний луч скользнул по их лицам, и Огненный диск скрылся. Женщина восторженно смотрела то на мужа, то на закат.
- У нас будет дочка, любимица Богов. И она будет первая, кто родиться под покровительством самого Солнца. Она его невеста, жена.
Он поднялся, всё ещё опираясь на руку жены. Она шла молча, поглаживая большой живот, скоро роды. Они и дома почти не говорили, только поглядывали друг на друга, и улыбались. Ночью женщине не спалось. Хоки спал, уткнувшись в плечо жены, тихо как ребёнок, посапывая, но ей не спалось. Она размышляла. Кто подтолкнул её прийти сюда со всеми? Кто велел остаться и стать его женой? Кто сказал, что она родит первого ребёнка тут, в Солнечном городе? Боги. Это Боги направили её, простую Аймара, в это место. Это Боги берегли её от замужества с простым мужчиной, чтобы она стала женой жреца и родила благословенного Солнцем ребёнка. Что может быть в жизни женщины более удачным? Ничего. Ей нечего желать , у неё есть всё. Дом, муж, еда, одежда, она скоро станет мамой. Она счастливая женщина. Слава Богам.
Дожди слабели. Хоки уже принес на поле мотыги, прочистил стоки для воды. Но копать землю было рано. Он смотрел на готовые поля, оставалось только взрыхлить почву и бросить в неё семена. Он горел нетерпением, но знал нужно ждать сроков, чтобы его урожай был хорошим, всему свой срок. А столь нетерпеливым он был из-за Кивидинок. Близились роды, а он не знал, как принимают дитя у женщин. Хоки нервничал и переживал, и его мысли путались. Его жена ходила спокойная и даже успокаивала его самого.
- Тело само справиться. Что ты так переживаешь?
- Я хочу тебе помочь и не знаю как.
- Придёт время и всё устроиться. Поешь, я что, опять выкину еду? Ты почти не ешь. Я плохо готовлю?
- Я просто не могу куска проглотить, в горло не лезет.
Хоки боялся оставить жену надолго. Земля подсыхает, скоро посев. Но он переживал напрасно. В тот день Хоки впервые вскопал половину поля. Земля была влажноватой, но уже хорошо рыхлилась. Он увлёкся работой и опомнился, когда над головой пронёсся огромный кондор. Его крик напугал крестьянина, он присел от неожиданности и посмотрел на свою работу. Жена! Он долго отсутствовал, пора домой. Он оставил мотыгу у стены и поспешил домой. Он решил дойти до фонтана и попить, поэтому возвращался верхней дорогой. Но что это? Люди. Это Отоаххэстие привел своих людей. Об этом и говорила его жена. Всё устроилось само. Пришли женщины, они помогут рожать Кивидинок, а он пойдёт спокойно на поля. Всё хорошо, слава ИНТИ.
- Как же я рад, Анпейту! – были его первые слова гостям.
- Я мне ты не рад. – грозно уставился на друга молодой вождь.
- Рад, очень рад. Но пойми! Кивидинок вот-вот родит. Я так этого боялся. Но вот пришли женщины и я теперь спокоен. Они знают, как помочь жене.
- Я рад за тебя друг. Мы кое-кого привели с собой. Из-за них мы пришли позднее. Хотя можно было оставить с ними пару человек. Но сам смотри, кто это. – Хоки взглянул на дорогу. Все люди уже прошли и там, в далеке остались четверо. Двое сидели на камне, прижавшись друг к другу. Два Аймара стояли рядом. Но когда они заметили Хоки, снова двинулись по дороге навстречу ему. Старики остались сидеть на камне. Старики? Его старики?! Они добрались сюда? Не может быть! Но это были Шима Кэмэрин (мать поющая) и Токэда Нэхкомене (друг всем). Его отец и мать. Он бросился к ним.
- Я так рада, что добралась сюда, сынок!
- Как у вас хватило сил прийти на эту высоту?
- Нам помогал Отоаххэстие. Он вел себя как настоящий вождь. Спасибо ему за помощь. В гору было идти очень тяжело. Мы шли без груза. Нам даже воду не давали нести.
- И рядом всегда кто-то был. Из-за нас часто останавливались отдыхать.
- Я знаю вы очень устали. Но до моего дома осталось совсем немного. Вас ждёт еда и теплый очаг. Моя жена приготовит вам мягкую постель.
- Твоя жена?! – разом воскликнули старики.
- Да, осенью осталась со мной Кивидинок. Он должна родить скоро.
- Старик, ты слышишь? Мы скоро станем дедом и бабкой!
- Не верю своим ушам. Поверю только глазам. Пошли скорее старуха, сами всё увидим. – Хоки подхватил мать под локоть, и они пошли по крутой мощеной дороге. У дома их ждала Кивидинок. Она стеснялась своего большого живота, но старики так обрадовались , что смущение женщины быстро прошло. У камелька уже хлопотали Анпейту и Мэка.
- Мы не напрасно сюда тащились жена. – Токэда вытер после еды рот и взял кувшин с водой. – Наш сын всё же стал достойным человеком. Это утешило мою старость.
- Про него говорят столько хорошего, старик. Я жду только одного, внука или внучку.
- Это первое дитя, что родиться в этом брошенном городе. Сын, кто построил этот город?
- Сын Виракоче, Бог Солнца ИНТИ. – ответ озадачил старика. – Разве может бронзовая мотыга вырубить из камня такие блоки? И зачем человеку строить город на горе, обдуваемой всеми ветрами. Когда наступает зима, тут дуют такие ветры, что льдом покрывается всю вокруг. Из дома не выйдешь, сносит ветром, можно упасть со скалы. Я в такую погоду сижу дома, делаю что нибудь. Плету одежду из перьев или верёвки из пальмового волокна, или ещё что-нибудь. Камелёк не успевает остыть, чтобы чистить его от золы. Но эти дома крепкие, они выдерживают и ветер, и пургу, и проливные дожди. А какой урожай приносят здешние поля!
- Сын, ты стал тут хозяином. Меня это успокоило. Я ж думал ты останешься тем оболтусом, что дразнил всех в селении. Как я плакал, когда тебя прогнали.
- Его правильно прогнали, отец. – Кивидинок подала одеяло. – Его призвали Боги сюда. Он вел себя так, потому, что там ему было не место. Меня тоже направляли Боги. И вот я скоро рожу ребёнка, которого будут растить сами Боги. Я правильно говорю, муж?
- Да, я так думаю. Я стал проводником для людей. Этот Солнечный город был построен Богом ИНТИ для людей, чтобы они тут жили, растили детей и славили его деяния. А он будет нас оберегать от опасностей. Но нужно слушаться его пожеланий. Нельзя нарушать его законы.
- Сынок, значит, ты станешь вождем для нас? – сильно наклонившись вперёд, спросила мать.
- Нет, мама. Вождём над людьми выбран Отоаххэстие. Это он привёл сюда всех, он и вождь. А я только говорю с Богами.
- Ты слышишь их голоса!?
- Да, иногда я их слышу.
- Какие они?
- Как гром среди ясного неба! Я тогда до дома не мог дойти, жена помогала. – все, кто был в доме Хоки слушали внимательно разговор родителей с сыном. Отоаххэстие с женой, Чейтон и Мэка, Охитека приняли слова хозяина дома за чистую правду. Они даже не могли представить себе, что можно в них усомниться.
Наутро все собрались на поля. На площадке, от которой спускалась лестница, были все. Даже Кивидинок пришла. Она не хотела пропустить этот торжественный момент. Хоки выступил на открытое место и поднял высоко руки навстречу выплывшему из-за горизонта Солнечному диску. В одной руке у него была мотыга.
- Бог Солнца, ИНТИ. Мы, Аймара, пришли сюда, чтобы возделать поля, согретые тобой. Это ты возвёл этот город, для своих детей. Мы благодарны тебе и воздаем дань уважения твоим трудам нашим трудом. Благослови своих детей щедрым урожаем. – люди внимательно слушали его слова и подхватили его последние слова хором. Над горами пронеслось.
- Благослови своих детей щедрым урожаем! – после этого все взяли в руки мотыги и лопаты и поспешили на поля на террасах. Хоки с удовольствием раздавал людям распоряжения. Сам он не скоро взял в руки мотыгу в тот день. Работа закипела. За три дня были засажены те поля, что были вскопаны им. Пока женщины сажали лук и овощи, мужчины принялись вскапывать новые поля. Аймара принесли много разных семян. Сажали и картошку, тыкву, лук, чеснок, перцы и томаты, какие-то пряные травы. Что уж говорить про кукурузу и бобы. За две недели было сделано в десять раз больше работы, чем сделал он за три года. Хоки чуть не плакал от счастья. Работа была в самом разгаре, он почти забыл про жену, ведь рядом с ней теперь была его мать и Анпейту. Прибежал мальчишка лет пяти.
- Она родила! – закричал он писклявым голоском сверху лестницы. Хоки был в самом низу, на новом поле. По эстафете до него долетела новость о дочери.
- Девочка! – закричал он.
- Мальчишка не сказал, кто родился, - удивились крестьяне. Но Хоки уже мчался по лестнице вверх, чтобы увидать малышку.
- Дочка! Викэпи Уокэн, приветствую тебя, первое дитя Солнечного города, - он взял сверток со спящим ребёнком.
- Ты назвал нашу дочь «Святая Звезда»?
- Я придумал это имя уже давно, когда узнал, что родиться девочка. – он осторожно склонился к женщине и поцеловал её в висок, там где начинают расти волосы. – Она под покровительством ИНТИ. И поэтому не может быть солнцем, только звездой.- малышка завозилась и стала морщить носик. – Что она хочет?
- Новорождённых нужно часто кормить, отдай ребёнка матери, она даст её грудь. – Хоки нехотя отдал её матери. Он нежно приобнял жену и пошел обратно на поле. Люди завидя его, остановили работу, всем хотелось узнать, кто родился.
- У меня родилась Викэпи Уокэн! моя дочка первый ребёнок в этом городе Солнца! – Над полями быстро пролетела новость и все стали кричать разные поздравления отцу. А вечером ложе роженицы завалили подарками. Праздник решили отложить, когда будут засеяны все поля. Да и мать немного восстановится после родов.
- Жаль дочка, что твои родители ушли на закат так рано. Как бы была рада твоя мать, вот так держать это маленькое чудо. – Шима сидела у постели невестки и покачивала ребёнка. – И какое красивое имя дал ей отец. Викэпи Уокэн – Священная Звезда. – женщина запела колыбельную песню и усыпила не только дитя, но и мать.
- Ты тоже соответствуешь своему имени Мать Поющая. Я тоже почти уснул. А нужно сходить за водой и дровами. Скоро нужно готовить обед для работников. – Токэда с удовольствием помогал женщинам по дому. Он не признавался даже самому себе, но ему было тяжело тут дышать, воздуха не хватало, он постоянно задыхался, когда принимался за привычную работу. Требовались постоянные передышки. Только домашняя работа позволяла старику быть при деле и немного отдыхать.
Все две недели, что Хоки отвёл для посева, кипела работа. Мужчины и женщины дружно работали и собирались на обед. Постоянно слышались шутки и смех. Наметились две новые пары. По вечерам все собирались у Алтарного камня и пели песни, даже танцевали, хотя ноги гудели от работы. Хоки был с людьми, как и Отоаххэстие. Они были неразлучны. Их жены тоже сдружились. Мать Хоки присматривала и за внучкой и за Тэкомсех, сыном Анпейту и Отоаххэстие. Кивидинок быстро восстановилась и принялась за домашнюю работу. Токэда стал по свободнее, и он начал изучать местность. Брал с собой мальчика, еду и в путь. Они изучали противоположную сторону горы, там, где поля ещё не возделывали. Возделанные поля находились на юго-востоке склона.
Когда посевная пора была закончена, люди принялись устраивать своё жильё. Выбирали дома по своему усмотрению. Где кому нравилось. Но почему-то чаще всего выбирали дома на правую сторону от центральной дороги. Там дома были простые, удобные. Часто в два, а то и в три этажа. И окон там не было. Но были вместительные кладовые. Мужчины приносили из джунглей древесину, пальмовое волокно, охотились. Ремонтировали стены домов, готовили кладовые для нового урожая. Работа кипела везде. Хоки и Отоаххэстие были в курсе всего, что происходило в городе и на полях, которые дружно покрылись молодыми всходами. Крестьяне удивлялись, что почти нет дождей, а почва достаточно увлажнена.
- Это происходит само собой. Смотрите, над джунглями поднимаются испарения. Они становятся облаками. Ночью становиться холодно, и выпадает роса, такая сильная, что хватает всем растениям. Но почва не остывает, камни держат тепло почти всю ночь. Вот поэтому здесь так хорошо всё созревает. – Хоки рассказывал крестьянам такие простые истины, но они удивлялись, как всё просто и удобно.
- Он говорит с Богами. Простой человек не может знать такие тайные вещи. Он избранный.
- Согласен с тобой, Пуэта. Мы должны его слушать.
- А Отоаххэстие?
- Он был избран богами как вождь. Я сам слышал, как Хоки говорит об этом. Так и сказал, его выбрали Боги как вождя.
- Что же это? у нас два вождя?!
- Глупый Пуэта! Хоки говорит с Богами. Отоаххэстие его слушает и говорит нам как избранный Богами вождь.
- А-а-а! Теперь понял, спасибо тебе Чейтон, помог мне во всем разобраться.
Ольга Шумакова. Член Союза писателей.
Продолжение следует.