Я благодарен за приглашение на этот круглый стол. Его тема очень созвучна с названием журнала "Национальные интересы", и вот сквозь призму именно национальных интересов возможно обсуждать эту проблему. Это национальные интересы России в условиях глобализации, активизации международного терроризма и сепаратизма, который мы видим на примере Украины. В то же время у нас есть свои чрезвычайно важные проблемы, такие как строительство единой гражданской национальности, того, что должно на веки вечные объединить нас и сохранить единство России. При этом важно сохранение и развитие этнокультурной идентичности народов, населяющих Россию. Традиционные религии охватывают десятки народов, как бы обнимают их. Ислам исповедуют в России 40 народов, это сунниты, русское православие также объединяет десятки народов, наши католики также объединяют много народов (я имею в виду тех, которые живут в России и постоянно, и временно). Если взглянуть на их церковь, там и вьетнамцы, и итальянцы, и англичане, и русские, и украинцы и т.д. У евреев иудаизм тоже объединяет сегодня горских евреев, бухарских, азербайджанских, грузинских, русских, украинских и т.д.
Мы видим модель России в том, как устроена Москва. В Москве более ста национальностей, более ста религий, но видно, что нет оснований для беспокойства о каких-то межрелигиозных конфликтах, ибо так устроена Москва. И будь таково устройство нашей России, мы бы не переживали из-за возможности сепаратистских настроений, отделения кого-то. Модель Москвы (как межрелигиозная, так и межнациональная) очень интересная, она заслуживает того, чтобы ее изучать. Возьмите воскресную школу на Солянке - многонациональная, многорелигиозная школа, где, пожалуй, больше пятнадцати народов и религий: это цыгане, немцы, чеченцы, евреи, армяне, грузины, татары и т.д. Это большая школа, где есть такие маленькие мини-школы, как огромная матрешка.
О проблеме сохранения идентичности народов. На обложке одного из номеров вашего журнала изображена Вавилонская башня. Когда она была разрушена, то Господь наделил каждый народ собственной душой. Это такой символ того, что мы не должны пытаться ассимилировать эти народы, Боже упаси, и это невозможно. Важно, чтобы все чувствовали себя в одной лодке ответственности и надежды, и по-другому, видимо, и быть не может.
И тогда возникает вопрос: что же такое религия? Я неоднократно говорил: главная религия в России - это Россия, если понимать под религией то, что всегда понималось, это, прежде всего, образ жизни. Это не только медитации и уход в стены церкви или синагоги и т.д. Это жизнь, прежде всего, образ жизни. А дальше, конечно, и молитвы, и надежды, и некие специфические, традиционные культурные особенности. Но в главном-то, в автобусе, в метро, на улице, во время войны, во время радости на стадионе и т.д., мы все едины, видно, какие мы, и сверху видно - это все просто русские. Это издалека видно. Это очень важно, мы должны это ценить, понимать и придавать этому первостепенное значение, тому, что нас объединяет.
Больше того, наши традиционные религии - это же авраамические религии, то есть представление и вера в то, что Господь, Творец един, что Он является причиной всего сущего и очень многие составные наших религий просто одни и те же. Я уже не говорю, как я перед этим сказал, что нас всех связывают надежды, любовь к России.
Более того, мы должны, придавая значение религиозному образованию как просвещению, одновременно понимать, что нужен некий просветительский, а может быть, даже образовательный механизм, который бы действовал не так, как мясорубка (я не могу сейчас подобрать достойное сравнение), но преобразовывал все религии, которые приходят в Россию вместе с эмигрантами. Они должны становиться русскими религиями, точно так же, как русское христианство, русский ислам, русский иудаизм. Ничего страшного, здесь есть особенности, которые наша российская земля дает и питает эти религии. Действительно, когда летишь в самолете, то у тебя больше интереса к человеку из России, не важно, какой он национальности, даже меньше интереса к иудею, который говорит на французском или английском, потому что язык людей разделяет и сближает, что тут скрывать. Точно так же мы не будем бояться наплыва миллионов китайцев, если все эти китайцы придут со своей религией и эта религия, мы знаем, каким образом, становится уже не китайским буддизмом, а русским буддизмом.
Для этого, я полагаю, чрезвычайно важен Закон "О свободе совести", он должен предусмотреть механизмы религиозного образования. Есть два пути: можно вносить изменения и дополнения в Кодекс об образовании. Я небольшой оптимист в отношении этого. Или же ввести в Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" необходимые пункты о религиозном образовании. Это, мне кажется, один из путей, который могли бы отразить и воскресные школы при церквах, мечетях, синагогах, вузах и т.д. Уже есть возможность преподавать факультативно, может быть, тоже по воскресеньям, может быть, не только по воскресеньям, но и в будние дни, Закон Божий, Коран, Тору в обычных школах, но я пока не представляю себе школьную рабочую сетку, если будут преподавать религию большинства, а остальные идут курить, гулять или еще что-то делать.
С другой стороны, в республиках, где православие, а иудеи везде будут в меньшинстве, то напряженность как бы нарастает. Поэтому очень важно, чтобы все без исключения российские дети, студенты, школьники знали религии народов России, и не через религиоведение, а так, как решат депутаты. Предложение Межрелигиозного совета России состоит в том, что нельзя просто говорить о чем-то вкусном, надо попробовать это. Как это сделать?
Для этого мы собираемся и обсуждаем эту проблему.
2005 г.
www.ni-journal.ru