В 1850 году недалеко от реки Иж купец Захар Попов основал в селе "Маяк" винокуренный завод, и так преуспел в своём начинании, что продукцию распробовали даже во Франции. Три четверти столетия спустя после основания винокуренного завода в его здании открыт дом-интернат - это изменение отложило отпечаток и в паспорта здешних жителей, и на их судьбы. А все потому, что село "Маяк", легким росчерком пера переименовано в село "Дом-интернат "Маяк". История уже покрыта пылью времени, но до сих не забыта. "В 1923 году была организована инвалидная колония для реабилитации инвалидов, и с того времени она называлась сначала "Бахтияровской", но в 25 году уже переименована в село "Красный маяк", потом просто в "Маяк" - рассказывает директор якшур-бодьинского психоневрологического интерната Сергей Горбунов.
По документам оказалось, что легким росчерком пера село переименовано в "Дом-интернат "Маяк". Само медучреждение давно поменяло и название, и профиль - теперь в нем лечат душевные хвори. Все бы ничего, жители и не против бы жить большой и дружной семьёй, но... В метриках новорождённых так и стали писать - появился на свет в доме-интернате. "В документах после рождения пишут "дом-интернат "Маяк", особенно в нынешнее-то время, но когда вот кто-то куда-то поступает или паспорта получают, так не красиво же звучит "Дом-интернат "Маяк", - расстраивается жительница села Алевтина Перевозчикова.
Получается, что всех жителей и даже памятник неизвестному солдату поселили в закрытое заведение. И вот теперь они за высоким забором. Бюрократическим. "Нам-то уж ладно пожилым, а ведь у нас дети, внуки есть и они перед фактом. Пошли получать полис страховой и говорят - какой вам полис, если вы проживаете в доме-интернате. Да! И только тогда мы узнали, что у нас село - "Дом-интернат "Маяк", - указывает на нынешнюю актуальность проблемы жительница села Галина Рудина.
И так опостылела жизнь в доме-интернате жителям, что решили сор из избы вынести, пошли с челобитной по инстанциям: в райсовет, а потом и в госсовет. Думу думали депутаты разного уровня ни много ни мало три года, и вот прониклись бедою сельчан. "Комиссия, конечно, согласилась, потому что просьбы исходят непосредственно от жителей данного населенного пункта, которые обращаются в представительный орган поселения, и это мы учитываем в первую очередь. Представительный орган поселения поддержал своих жителей и обратились они уже в представительный орган муниципального района. Район тоже поддержал и обратились к нам", - сообщает председатель постоянной комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Госсовета Удмуртии Жанна Дворцова.
Впрочем, мытарства жителей дома-интерната еще не закончились. Будут ли люди жить просто в селе "Маяк" постановит правительство России - высшая инстанция, при самом благополучном исходе терпеть насмешку истории интернатовцам придется еще пол года.
Ольга Шкуратова
izhevsk.rfn.ru
07.09.2007