Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
18 января 2023
536

Значение внешних факторов для стратегии России в третьем десятилетии

Влияние внешних факторов на развитие и безопасность государств, как известно,  многопланово[1].  Об этом писалось выше, но в  настоящее время для России оно выражается не только в силовом давлении, но в политике Запада системного силового принуждения во всех областях, которое с февраля 2022 года приобрело откровенно форму военного вмешательства в конфликт на Украине, более того,  в попытках внешнеполитической изоляции, прямого внутриполитического давления, целью которого является дестабилизация страны и подчинение правящей элиты государства внешним силам, как это было в 90-е годы. Это, естественно, требует изменений в СНБ РФ[2].

Фактически речь шла о способности России сохранить свой суверенитет и защитить национальную идентичность, о чем позже В.В. Путин скажет прямо: «не бывает какого-то промежуточного состояния: или страна является суверенной, или колонией, как бы колонии ни называть»[3].

Исключительно важное место в этой связи занимают инструменты силового давления западной военно-политической коалиции в финансово-экономической и технологической областях. Так, например, только в короткий период за апрель после начала специальной операции страны-члены ЕС резко (на 55%)  снизили импорт в Россию промышленных товаров и фактически блокировали деятельность финансовых институтов[4].

Более того, эскалация внешних угроз в марте-апреле 2022 года приобрела отчетливый характер шантажа, причём в ряде случаев, – ядерного, со стороны США и даже Великобритании. По этому поводу 30 апреля заявил директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Владимир Ермаков буквально следующее: «Россия призывает другие страны придерживаться логики о предотвращении ядерной войны и сама четко следует пониманию недопустимости такого конфликта. Необходимо всем последовательно придерживаться той логики, которая при нашем активнейшем участии была прописана в совместных документах ядерной «пятерки», в том числе в январском заявлении лидеров пяти государств о предотвращении ядерной войны. Речь о подтверждении постулата, согласно которому риски ядерной войны, которая никогда не должна быть развязана, необходимо свести к минимуму, в частности, через недопущение любого вооруженного конфликта между ядерными державами (подч.- А.П.). Россия четко следует этим пониманиям»[5].

США и их союзники в феврале-мае 2022 года проводили прямо противоположную политику, которая сводилась к военной эскалации на Украине, с одной стороны, с постоянными заявлениями о «неучастии стран НАТО» в военном конфликте и невозможности применения ЯО, – с другой. Тем самым, вариант военно-силового развития сценария отчетливо приобретал всё большую силу, трансформируя одновременно цели Запада в отношении России – от декларированных прежде «отказа от присутствия войск на Украине» к реальным – военному и политическому поражению России. Настолько сильному, чтобы она «в ближайшем будущем не могла проводить активной политики»[6].

Ермаков отметил, что сейчас США, Франция и Великобритания всё больше отдаляются от принципов недопустимости конфликта между ядерными странами, «а с ней и всё НАТО, позиционирующее себя ядерным альянсом». «Эти страны открыто выбрали стратегию ведения прокси-войны с Россией. Подобное балансирование на грани чревато самыми серьезными последствиями»[7], — подчеркнул директор департамента МИД РФ.

Таким образом, в начале 2022 года в сценарии «Военно-силового» развития ВПО (который не раз описывался мною выше) произошла существенные коррективы – переход от силового варианта к военно-силовому варианту развития ВПО. Было очевидно, что такое развитие происходило не только на Юго-западном ТВД, но и затрагивало все остальные потенциальные ТВД – от Арктики до Дальнего Востока, – где США удалось достаточно резко активизировать своих союзников и партнеров в антироссийском направлении[8].

При этом, развитие военно-силового варианта сценария ВПО, проводившегося Дж. Байденом, предполагало резкую активизацию усилий по всем трем основным направлениям силовой политики. В этой связи целесообразно в очередной раз вернуться к модели политического проса, используемой в работе, с целью лучшей иллюстрации этой стратегии гибридной войны (ГВ)[9] США, которая приобрела к весне 2022 года отчетливо коалиционный характер политики «коллективного Запада», а не только стран-членов НАТО.

Как видно на рисунке, среди основных факторов внешнего силового влияния  на Россию в стратегии США и их союзников можно выделить следующие 3 принципиальных блока:

– традиционное силовое внешнеполитическое влияние (давление) в политико-дипломатической и экономической, информационной, военной и иных областях с целью изменить внешнюю и внутреннюю политику страны (по вектору «Б»-«В»), которое приобрело отчётливо коалиционный характер, когда удалось привлечь в том числе нейтральные государства. «Политика санкций» стала своего рода лозунгом и обязательным условием такой политики в данном варианте сценария развития ВПО, который, однако, был реализован почти на глобальной основе применительно к России;

– непосредственное, в том числе «персональное» влияние на правящую элиту и В.В. Путина (по вектору «Б»-«Д»), которое в апреле-мае привело к открытым угрозам аннексии «всей собственности российских граждан за рубежом», угрозам в том числе физического и морального воздействия;

– усиления влияние на формирование системы ценностей и национальных интересов (по вектору «Б»-«А») под предлогом «распространения демократии и борьбы с авторитаризмом»[10].

Кроме этих трех, стратегических, направлений, естественно, сохраняется влияние и на другие группы факторов, прежде всего, непосредственно на стратегию страны (чрез её цели и ресурсы, но более всего – через правящую элиту). «Таким образом, формирование стратегии России находится под усиливающимся давлением сразу по нескольким (даже многим) направлениям, которое реализуется самыми разными средствами и способами: если в отношении политических целей используются достаточно традиционные средства силовой государственной политики, а также новейшие информационно-когнитивные технологии, то применительно к силовому воздействию на системы ценностей и правящую элиту в возрастающей мере используются силовые – не военные и военные – государственные и государственные институты. Яркий пример – нацистские и националистические организации на Украине, которые представляют собой, как правило, силовые военные и не военные негосударственные институты, действующие как под влиянием, так и оказывающие сильнейшее влияние на институты государства. При этом, важная особенность их деятельности заключается в идеологической мотивированности большого числа нацистов и националистов, основанной на искаженной исторической трактовке украинцев, как самостоятельной и древней нации, положившей начало Руси[11].

Влияние на систему ценностей противника, искажающее реальность, ярко проявилось во время специальной операции ВС РФ на Украине, в ходе которой были вынуждены признать, что недооценили ни силу этого искаженного воздействия на противника (таких же, чаще всего, русских), ни их мотивированность, ни значение идеологической и когнитивной подготовки. Ожесточенность вооруженной борьбы в целом ряде случаев объясняется именно идеологической мотивированностью не только нацистов, но и военнослужащих ВС Украины. В 2022 году произошло столкновение двух воль, организаций и систем ценностей, которые во многом предопределили развитие конкретного военного варианта сценария развития ВПО и стратегий противоборства. На деле происходил не столько синтез, получивший название «гибридная война» (ГВ),[12] сколько ожесточенное и бескомпромиссное вооруженное столкновение представителей одной и той же нации, но двух систем ценностей и идеологий.

Таким образом, военно-силовой вариант сценария развития ВПО в первой половине 2022 года приобрел отчётливые черты варианта эскалации ГВ, когда используются все средства – от информационных и когнитивных до военных – с целью радикального политического поражения России.

 

_______________________________________

[1] Афиногенов Д.АП., Грибин Н.П., Назаров В.П., Плетнев В.Я, Смульский С.В. Основы стратегического планирования в Российской Федерации: Учебное пособие /под общ. ред. В.П. Назарова. М.: Проспект, 2015, cc. 73-74.

[2] Подберёзкин А. Государственная Стратегия безопасности России после февраля 2022 года // Обозреватель–Observer, 2022, май-июнь, № 5-6, cc. 5-22.

[3] Путин заявил, что страна может быть либо суверенной, либо колонией / ТАСС, 09.06.2022////https://tass.ru/politika/14870439?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

[4] Китай и ЕС сообщили о снижении ввоза товаров в Россию на фоне санкций // РБК, 12 мая 2022 / https://www.rbc.ru/economics/12/05/2022/627ba0099a79479632446af3?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop.

[5] Ермаков В. МИД РФ призвал Запад учитывать опасности в ядерной сфере // Известия, 30 апреля 2022 // https://iz.ru/1328693/2022-04-30/mid-rf-prizval-zapad-uchityvat-opasnosti-v-iadernoi-sfere

[6] Нарышкин С.Е. Современная международная военно-политическая ситуация и тенденции её развития // Эл. ресурс: «Официальный сайт СВР», 2022, апрель / http://www.svr.gov.ru/smi/2022/04/sovremennaya-mezhdunarodnaya-voenno-politicheskaya-situatsiya-i-tendentsii-ee-razvitiya.htm.

[7] Ермаков В. МИД РФ призвал Запад учитывать опасности в ядерной сфере // Известия, 30 апреля 2022 // https://iz.ru/1328693/2022-04-30/mid-rf-prizval-zapad-uchityvat-opasnosti-v-iadernoi-sfere

[8] Подберёзкин А. Государственная Стратегия безопасности России после февраля 2022 года // Обозреватель–Observer, 2022, май-июнь, № 5-6, cc. 5-22.

[9] Гибридная война (ГВ) – зд.: синхронизированное использование многих (всех) элементов государственной и не государственной мощи субъекта МО, нацеленных на достижение максимального синергетического эффекта. Предполагается, что эскалация этих средств и мер происходит по горизонтали за счет выбора последовательности, места и масштаба, а также по вертикали – за счет усиления интенсивности действий.

[10] Подберезкин А.И. Национальная стратегия в 20-е годы XXI столетия: возможные и вероятные варианты (СС. 365-376). В кн.: Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации: сборник материалов круглого стола (19 августа 2022 г.)/ под общ. ред. А.С. Коржевского; ВАГШ ВС РФ.- М.: Издательский дом «УМЦ», 2022.- 544 с

[11] Общепринятая современная точка зрения сводится к тому, что все артифакты свидетельствуют о том, что история Киева относится к периоду не ранее 880 года, а в качестве самостоятельного центра он стал только во второй половине Х века, т.е. когда большинство русских городов уже существовали столетия. См., например: Аверьянов К.А. Рождение Древней Руси. Взгляд из XXI века. М.: Центрполиграфпром, 2021, cc. 240-243.

[12] См. подробнее: Манойло А.В., Стригунов К.С. Технологии неклассической войны. Генезис. Эволюция. Практика. М.: Горячие линии, 2020. 378 с.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован