02 июля 2004
2591

Зураб Соткилава: `Мне аплодировали 46 минут`

Я разбудил Зураба Соткилаву своим телефонным звонком в половине одиннадцатого утра. А ведь мог бы догадаться, что накануне вечером он, солист Большого театра, один из лучших теноров современности, в прошлом профессиональный футболист, будет "до победного конца" смотреть четвертьфинальный матч чемпионата Европы по футболу между командами Чехии и Дании! Но Зураб Лаврентьевич был вежлив и снисходителен: "Ничего, ничего... Интервью? У меня почти не осталось времени, но "Смене" отказать не могу..."

После травмы ушел из футбола

- Что за странная тенденция: большинство вокалистов высочайшего уровня так или иначе в прошлом связаны с футболом. Некоторые даже профессионально играли.

- Я думаю, это потому, что футбол - народная, очень демократичная игра, лучшая из всех придуманных человечеством. Наверное, не случайно в футбол играл Лучано Паваротти. Он был нападающим в итальянской команде "Модена". Хосе Каррерас, Пласидо Доминго играли в футбол. Эстрадный певец Хулио Иглесиас, он, правда, из другой оперы, был вратарем мадридского "Реала".

- Вы умолчали о себе. Если не ошибаюсь, вы свою спортивную карьеру закончили в молодежной сборной Грузии?
- Нет, в тбилисском "Динамо". Я был капитаном молодежной сборной Грузии. После того как она стала чемпионом Советского Союза, команду в полном составе взяли в тбилисское "Динамо". Я играл за "Динамо", пока не получил серьезную травму. После чего оставалось быть только страстным футбольным болельщиком.

Суфлер подсказывал счет матча

- Говорят, что, когда ваши концерты совпадали с ответственными матчами, вы просили суфлера сообщать счет. Или это байка?

- Чистая правда. Я дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Я обожал его, он любил меня, мое искусство. До последних дней. А в тот раз он, как всегда, сидел в директорской ложе, с левой стороны сцены. По радио транслировали матч - московский "Спартак" играл с тбилисским "Динамо". Озеров был сумасшедшим болельщиком "Спартака", а я - таким же сумасшедшим болельщиком тбилисского "Динамо". Вот я и сказал суфлеру: "Хочешь, поставь рядом с собой транзистор, хочешь - бегай к репродуктору узнавай счет, но сообщай его мне". И я, узнав об очередном забитом голе, шел влево, на ходу импровизируя мизансцену, и тихонько пел: "Дваааа - одинннн в нашуууу пользуууу!" Елена Образцова, моя партнерша, ничего не могла понять, она растерянно шепотом спрашивала: "Что за знаки? Кому показываешь?!"

Пытался зарыть талант в землю

- Зураб Лаврентьевич, вы всемирно известный тенор, человек, покоривший мир, но ваш талант был чуть не зарыт в землю. В прямом смысле. Ведь вы по первому диплому инженер-маркшейдер. Иными словами - подземный геодезист.

- Я до сих пор не могу себе простить, что лазил под землю. Ничего хорошего там нет. По крайней мере, я ничего, кроме бронхита, там не нашел. Студентом Политехнического института я трижды бывал в шахтах. После второго курса, после четвертого и на дипломе. Но инженером-маркшейдером я не работал ни одного дня. Хотя тогда, если помните, была обязаловка - обязательная отработка в течение двух лет. Но я через два дня после защиты диплома поступил в консерваторию. И должен был ехать работать на угольные шахты в Ткварчели. Пришлось идти на прием к председателю республиканского совнаркома. Он знал меня как футболиста. "Какое пение?! Что ты голову морочишь?! Хочешь остаться в Тбилиси, скажи, мы тебя оставим в Тбилиси". - "Серьезно, я студент консерватории. Можете поговорить с ректором". Кончилось тем, что он засмеялся: "Ну хорошо, хорошо, оставайся в Тбилиси". Так и не поверил! А потом был моим большим поклонником.

"Хочешь поступить - плати"

- Кстати, я слышал, что вы вообще собирались стать врачом, и только существующая в грузинских вузах система взяток не позволила вам стать студентом медицинского института.

- Нет смысла это скрывать. Чтобы поступить в Тбилисский медицинский институт, нужно было дать на лапу десять тысяч рублей. Сумма по тем временам не просто огромная, но и "расстрельная". Растрата в десять тысяч считалась "в особо крупных размерах". Мама, мечтавшая, чтобы я стал доктором, думала, что я, будучи в тбилисском "Динамо", смогу попасть в медицинский институт. Спортсменов брали как бы вне конкурса. В основном ребята поступали в физкультурный институт, в университет. Мало кто в Политехнический. Когда я заикнулся насчет медицинского, мне открытым текстом сказали: "Сынок, "Динамо" тебе не поможет. Нужны 10 000". Что оставалось делать?

Запел от любви к профессорской дочке

- Согласно одной из легенд, Соткилава запел оттого, что влюбился в дочь профессора консерватории.

- Так и было. Прямо в доме у профессора запел. И он мне сказал: "У тебя, Зураб, хороший голос, давай будем заниматься" Ну и я, ради того чтобы видеть его дочь как можно чаще, согласился.

- Да, но дальше-то что! Вы поступаете в консерваторию и изменяете профессорской дочке в первый же день!

- И такое в жизни бывает. Я увидел Элико на лестнице и сразу сказал другу: "Эта девушка будет моей женой!" С Элико мы вместе без малого полвека. У нас две взрослые дочери. А с профессорской дочкой - да, я плохо поступил. Как говорится, сердцу не прикажешь.

- И как же после этого вы смотрели в глаза профессору?

- Профессор - умный человек, он все правильно понял. По отношению к нему, человеку, который вытащил меня из общежития динамовского стадиона и, можно сказать, силком затащил в консерваторию, я тоже поступил плохо, но позже. Профессор меня очень любил. Я был для него родным человеком. Но я насмотрелся фильмов и наслушался великого Карузо, Дель Монако, Марио Ланцу и решил, что если петь, то петь тенором. На что уважаемый профессор сказал: "Это невозможно! Ты баритон!" Я как баритон подавал надежды, мне ставили пятерки, у меня уже были поклонники, но я твердо стоял на своем. На этой почве мы поссорились, и я перешел к великому Давиду Андгуладзе.

Басков не справился

- Зураб Лаврентьевич, в современной опере есть очень спорная персона - Николай Басков. Не считаете ли вы, что он уже тем заслуживает уважения, что привлекает внимание к оперному искусству...

- Он привлекает внимание не к оперному искусству, а к себе. Споет в концерте одну - две арии, а потом - песни. Сейчас уже падает посещаемость его концертов. Но если бы я еще вчера был директором Большого театра, я бы устраивал его концерты каждую неделю, назначал бы высокие цены на билеты, и таким образом зарабатывал на Баскове для театра деньги.

- Говорят, что Басков не смог спеть "Травиату"...

- После "Евгения Онегина" он пришел ко мне вместе со своим педагогом за советом, что делать. "Надо развиваться технически. А для этого надо петь Верди. Самое легкое у Верди - это "Травиата". С нее и начни. Ты мальчик красивый, подойдешь на роль Альфреда". "Хорошая идея, буду делать "Травиату". Но так ничего и не сделал. Не справился.

- Самое легкое - и не справился? В силу природных данных?

- Я думаю, что данные у него очень неплохие. В силу технической неоснащенности. Я говорил ему: "На тебе столько денег заработали! Поезжай в Европу, найди хорошего учителя и занимайся". В Европу его возили, но думали, что учиться ему уже не надо. Что это ниже его достоинства. Сейчас, слава богу, у него хватило ума, он поехал учиться. В Ла Скала есть одна грузинка, концертмейстер, и он с ней занимается.

Ленинградцы вызывали на бис десять раз

- Любите ли вы Петербург, часто ли здесь бываете?

- О, с Ленинградом связаны самые незабываемые эпизоды моей жизни. После того как я выиграл "Золотого Орфея" на болгарском конкурсе, меня пригласили выступить в Ленинградской филармонии. Я очень серьезно готовился. Но прежде решил показать программу в Тбилиси. После третьего биса мой педагог говорит: "Ой, это много. Нельзя столько на бис петь!" И вот мы приехали с ним в Питер. Его усадили в ложу, где обычно сидел Мравинский. После первого биса он показывает палец, что означает: еще раз. Спел еще, он снова показывает палец. И так десять раз! Очень долго это был мой личный рекорд. Пока в Израиле не довел количество бисов до тринадцати. Мне аплодировали 46 минут!

Владимир ЖЕЛТОВ

smena.ru

02.07.2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован