Баба Надя мечтает о квартире. Она помнит октябрьскую революцию, гражданскую войну с белогвардейским террором, раскулачивание и коллективизацию, пережила Великую Отечественную войну... Надежде Васильевне Кузнецовой - восемьдесят девять. Живет баба Надя, как и многие ханты-мансийские старики, в неблагоустроенном двухэтажном доме тридцатых годов постройки. Правда, за последнее время произошли в доме некоторые изменения к лучшему - подвели отопление, воду. В маленькой квартирке из одной комнатки, без кухни и коридора, тесно, но уютно. - Кто вам уборку делает? - спрашиваю. - Сама, - улыбается баба Надя. - Вчера вот весь день на приборку ушел... Не привыкла без дела сидеть. Я ведь с малолетства в работниках... Родилась она шестым ребенком в большой крестьянской семье на юге Тюменской области. Родителей своих не помнит: мать умерла, когда Наде было два годика, а вскоре и отца не стало. Старшие братья и сестра остались жить в родительском доме, младших - забрала к себе тетка, а Надю определили в соседнюю деревню, к бабушке. Потом жила лет до десяти у дяди. - "Белые" пришли в нашу деревню, я еще маленькая была, меня не трогали. А девки их боялись, прятались. Они жили у нас в избе. Кашу варили. И нетель нашу закололи, и все кладовые прошли в поисках провизии. Вели себя, как хозяева. У пригона, в ограде, стоял их пулемет. Стреляли куда-то в поле. Может быть, в "красных"? Я видела, они на "вершных" приезжали. А так деревенских не трогали. Вернее, наших барабановских, а из соседней многих увезли в поле и расстреляли. Одна наша деревенская девка была замужем за их парнем. Дак его убили, она подбежала, упала на тело. И ее тут же... Помню, как уезжали "белые" целыми обозами в сторону Тобольска. Как потом говорили, оттуда по воде на Север. В десять лет Надю отдали в няньки. Говорит, что хорошие были хозяева - Надя и Павел, приветливые, ее не обижали. И девочка у них Ольга - не капризная. Хвалит и Екатерину Иосифовну, у которой жила в работницах. Но и работала Надя от зари до зари. - Ох, и тошно мне было. Скотины полон двор: коровы, телята, поросята. И косила, и жала, и молотила. Были у Екатерины Иосифовны еще работники, приходящие. Одна я - постоянная. Лет пять прожила там Надя. Дальнейшую судьбу этой семьи не знает. - Раскулачили, наверное, если Екатерина Иосифовна дожила, старенькая она была. Раскулачивали считай, что таких же бедняков. Помню, как люди, чтобы не отобрали последнее, прятали свое добро - ковры, скатерти, половики в лесу. Было это зимой, по весне все и вытаяло. Обозами все везли обратно. Смотрят люди из окон, узнают свое добро, но что скажешь... По словам бабы Нади, создали сначала в их деревне трудовую комунну, но она вскоре разбежалась. Затем организовали колхоз. Она в нем уже не работала, отправилась вместе с мужем в Остяко-Вогульск. Уехавшие земляки говорили, что здесь жизнь сытнее. Про замужество баба Надя рассказывает так: - И не влюблялась вовсе. Меня Паша с вечерки украл. (Раньше у нас вечерки были: плясали, пели, весело было не то, что сейчас. Раньше и ребята не пили. Подговорил Паша свою сестру, чтобы вызвала меня на улицу. Спрашивает: "пойдешь ли за меня замуж?" А я - ха-ха да хи-хи. Он меня в кошевку (был на лошади), да и увез к старшей сестре. Там и сосватали. Я даже не ревела, глупая была, не понимала. Мне - 17, и ему столько же. Какая там семья? Пять недель прожили и разбежались, мирились и снова ссорились. Так и жили, пока не пошли дети). Баба Надя родила десятерых. Сейчас в живых осталось только трое. - Мы тогда только в Ханты приехали. Сняли угол у Дуси Кошкаровой. Устроились оба на рыбокомбинат: я - жестянщицей, Паша - грузчиком. Уговорила мужа вернуться домой. Несколько лет пробыли, в колхозе побатрачили и в тридцать четвертом году вернулись обратно. Устроились Кузнецовы в деревне Пашкино, была когда-то такая в Ханты-Мансийском районе. Построили сами дом. Надежда Васильевна работала дояркой, муж рыбачил. Вроде бы и жизнь стала налаживаться, но началась война. - Пашу призвали в сорок третьем. Месяца через три принесли похоронку. Ночь реву, а утром на работу иду. В войну я была звеньевой - рыбачкой. В начале пятидесятых Пашкино разъезжалось. Переехала Надежда Васильевна с семьей на Сопку. - Это даже не деревня - всего три или четыре дома и ферма. Я дояркой работала. До двадцати коров у меня было. Доила вручную. Бог знает, как успевала... Сейчас вот еле передвигаюсь, все тело ломит.... Затем жили Кузнецовы в Треньке. Там и пошла баба Надя на пенсию. Подошедший во время нашего разговора сын Анатолий говорит, что давно она уже не работает. - Как это давно? - возмущается баба Надя. - А сколько я лет на пенсии проработала? Я ведь сначала, как и все колхозники получала 12 рублей 50 копеек. Попробуй, на эти деньги прожить. (И трудовой стаж у меня засчитался только с сорокового года, когда появились трудовые книжки.) Вот и приходилось подрабатывать. Шерсть перебирала и пряла добрым людям. Когда пенсию повысили до 50 рублей - хватать стало. И сейчас хватает. Холодильник продуктами забит. Вот еще бы в квартире хорошей пожить. Два года назад пообещали... Не пообещали, а попросили собрать документы и встать на очередь. Пошел тогда сын за справкой в горсобес, а ему и говорят, что бесполезное это дело, мол, в очереди около двух тысяч человек, ни бабушка, ни вы, ни ваши внуки до квартиры не доживут. Махнул он рукой и ушел. А год назад сосед пошел в совет ветеранов, его и спрашивают: "Что же ваша бабушка документы на квартиру не несет?" Сейчас бабушка Надя двадцать вторая на очереди на жилье. Она так мечтает о квартире с удобствами, что даже прослезилась. А потом задумалась и с надеждой сказала: "Может, еще получу". Елена Потехина. <$> //* Источник информации : Новости Югры/Ханты-Ман-ск, 1.02.01 //* Рег.Ном.- 1110200005.13-------------------------------------------