"КОРНЕВУЮ СИСТЕМУ ИСТОРИИ ТРУДНО ЗАСУШИТЬ". Он не любит слово "краевед", предполагая, что за ним стоит какое-то мощное общественное движение. Валерий Константинович Белобородов в том возрасте, когда можно жить, не сопричисляя себя к чему-то общественному. Его интерес к истории - это, скорее всего, его отношение к миру. Его внутренний духовный потенциал, требующий самореализации. И, наверное, огромная возможность осознать себя через призму прошлого. - Вы долгие годы проработали в журналистике. А журналисты, как известно, писатели сегодняшнего дня. И вот интерес к истории, краеведению. Причем, серьезный, на научном уровне. Это произошло вдруг или с годами поменялось мировоззрение? - По внешним признакам можно подумать, что вдруг. Наступило другое время - на рубеже 80-90-х годов. Я тогда сам захотел попробовать делать историко-культурный журнал. Наверное, больше под влиянием внешних обстоятельств. Бум прессы, совершенно новая информация, которая требовала осмысления. У меня всегда был интерес к краю, истории, я собирал газетную информацию. И все же главным толчком стали те перемены, которые произошли в обществе. В противном случае я бы благополучно ушел на пенсию, работал сторожем, участвовал в общественной жизни где-нибудь в совете ветеранов. - Конец 80-х годов, интерес к истории огромный. Лет десять предыдущую 70-летнюю историю, по большому счету, очерняли, по сути, разрушая ее. Убеждена, нас захлестывали эмоции. А в эмоциях трудно докопаться до истины. Думаю, сейчас время более объективного отношения к прошлому. И в этой связи мне вспоминаются слова Уинстона Черчилля : "Чем дальше вы сможете оглянуться назад, тем больше вы увидите впереди". Как далеко общество оглядывается на историю? И вообще, оглядывается ли? - Если оглядывается, то очень недалеко. Нет настоящей потребности к познанию своей истории. Мне довольно отчетливо это видно. На протяжении последних 10-ти лет я достаточно кропотливо занимаюсь краеведением. Постоянно было чувство, что это нужно немногим. Но это очень ценная часть общества. И для этой части общества и нужно работать. - Думаю, людям реально когда-то захочется пристально посмотреть в прошлое. Через него мы лучше понимаем себя сегодня. Ведь, к примеру, очень важно осознать, какой был твой род, что ты от своего рода воспринял. И какой ты есть в этом мире, наверное, более глобальное, более истинное понимание себя. А это невозможно без знания истории своего рода, истории края, в котором родился и живешь... - Понимание этой стороны истории более близко людям. Историей своих родов, своими родословными сейчас многие интересуются. Скоро в журнале "Югра" начнется публикация моих очерков о местных старожильческих родах. Что касается интереса к общественной истории - он много меньше. Вот взять гражданскую войну - это не великая отечественная война, где воевал один народ с другим, это война внутри народа. Но мы ведь до сих пор считаем, что Тихон Данилович Сенькин, матрос Павел Хохряков - герои. А те, кто был на другой стороне? Это такие же наши предки. Я недавно прочитал в газете "Известия" очерк Полиновского. Эмигрировала большая и не худшая часть нашего народа, но они в нашем сознании остались чужими, мы не хотим их знать. В какой маленький городишко не приедешь, везде улицы Урицкого, Володарского. Это люди, которых нынешнее молодое поколение и не знает. А стереотипы существуют. Причем, они насаждаются в наши умы таким образом. Несомненно, что интерес к семейным корням оживает. Смотрите, как часто в последнее время появляются публикации по истории деревень. Это интерес простых людей, никем не навязанный сверху. Корневая система у нас еще не засохла, ее трудно засушить. - А какой период в истории края, какая личность вам наиболее интересны? - О периоде совершенно определенно могу сказать, мне интересен XIX век. Он ближе к нашему времени и вместе с тем очень мало нам знаком. Мы ведь воспитывались так, все, что было в истории до 17-го года, не представляет никакого интереса. А если заглянуть в местную историю XIX века, можно обнаружить с чем мы подошли к рубежу - ХХ век. И можно освободиться от некоторых стереотипов. Что там изучать, ничего не было, часто повторяем мы. К примеру, существовала рыбная промышленность. Конечно, не надо ничего преувеличивать, но не замечать важных явлений времени нельзя. Меня в истории интересуют не столько события, сколько люди. Я открыл для себя много интересных, замечательных людей. Знакомишься с человеком, и он становится близким тебе. Вот, например, тобольский учитель Дмитриев-Садовников. Он учительствовал в Ларьяке, затем в Обдорске. Осталось довольно значительное литературное наследство. Он занимался этнографией, географическими исследованиями. Недавно вышла в свет его книга "Версты и строки". - История требует объективного отношения. С позиции времени посмотреть на прошлое несколько проще. А вот какие исторические факты вы открыли людям? - Когда меня спрашивают о роде деятельности, я называю себя журналистом. Я, скорее всего, напоминаю о чем-то забытом, переоткрываю какие-то факты, ведь огромная часть нашей истории забыта. Работаю в архивах, много почерпнул из старой периодики. Недавно узнал, что в 1904 году в Березове началось маслодельное производство. А наладил это производство березовский мещанин из казаков Семен Прокопьевич Шатов. Такого рода явления пионерские. И требует от человека особого склада характера. - Вы сказали, что готовите очерки о старожильческих родах края. Над чем вы еще работаете? - В начале 90-х годов в окружной библиотеки образовался отдел краеведения. В то время я работал редактором журнала "Югра". Спонтанно возникли идеи о совместной работе. Так появилась потребность рассказать о людях, которые в нашем крае жили. Были подготовлены и опубликованы материалы к библиографическому словарю. Мы сознательно выпустили заведомо неполный материал с надеждой, что кто-то тоже займется поисковой работой, краеведением. В декабре 2000 года закончена еще одна большая работа. Сейчас она у издателя. Мы составили библиографический указатель "Обь-Иртышский Север в Западно-Сибирской и Уральской периодике. 1857-1944 гг." Огромная масса газетных и журнальных публикаций. Больше 4,5 тысячи. Когда готовили словарь, пришлось искать материалы о людях в старых газетах, старой периодике. Поняли, что многим исследователям такой указатель будет необходим. - Это очень нужная литература. Ведь такие молодые города, как Радужный, Лангепас и пр. - они без своей истории, без прошлого. Годы люди жили на чемоданах. Тем не менее жизнь распорядилась по-своему. Ехать некуда, дети здесь выросли. Надо начинать жить. И только сейчас возникла потребность в знаниях по истории края, но катастрофически не хватает краеведческой литературы. В последнее время появилось несколько масштабных изданий по истории Югры. Как вы их оцениваете? - Ростки интереса к краеведению наблюдал и когда работал в журнале "Югра", и выпуская "Краевед", как приложение к окружной газете... В начале этого года исполняется 10 лет книгоизданию в округе. Я веду отсчет со дня образования "Северного дома". Если подобрать всю краеведческую литературу, получится огромная выставка. Вот недавно отдел комплектования передал сразу 300 наименований новой краеведческой литературы. Найдется ли в России такое место, где бы так бурно шел издательский процесс. А с другой стороны, люди жалуются - нет литературы. Это, наверное, потому что лет десять назад была нарушена система распространения. "Роспечать" и книжная торговля перестроились на коммерческий лад. Мне кажется, что вышедшие в свет издания по истории края - важное событие для всего округа. Сначала появился учебник географии. Затем целый учебный комплекс по истории края с хрестоматией и учебной программой. Очерки по истории края. Эта книга появилась от избытка информации, которая не вошла в учебный комплекс. Она рассчитана на более широкого читателя. Кроме того, был издан фундаментальный труд - энциклопедия "Югория" в трех томах. Считаю это новым этапом в издании исторической литературы края. Записала Светлана Ковальчук. <$> //* Источник информации : Новости Югры/Ханты-Ман-ск, 1.02.01 //* Рег.Ном.- 1110200005.14-------------------------------------------