"ПЕДАГОГИ" В МИЛИЦЕЙСКОЙ ФОРМЕ " Сложное социально-экономическое положение, кризис большинства институтов управления и власти, рост стоимости жизни, массовая безработица, другие негативные факты повседневной жизни общества создают предпосылки к сохранению высокого уровня преступности", - говорится во введении экспериментальной программы "Школьный участковый", принятой в 1999 г. по распоряжению главы городского самоуправления г.Краснодара. И далее: "В настоящее время обострилась проблема повышения эффективности деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и, в частности, по предотвращению правонарушений, совершенных учащимися школ". На начальном этапе в четырех округах краевого центра должность школьного участкового была введена в 32 школах. Прошло два года и пришло время подводить некоторый итог. В этой связи месяц назад был организован семинар для социальных педагогов и школьных участковых, представителей образования и органов внутренних дел для обобщения опыта, выявления общих проблем и их решения. Реализация программы в целом получила положительную оценку. Об этом свидетельствует и то, что уже в ближайшее время школьные участковые появятся во всех краснодарских школах и профтехучилищах. Больше того, то же самое планируется сделать и в масштабах края. Но все это общие слова, важно узнать, как действует программа на местах, каковы функциональные обязанности ее участников? Об этом нашей газете и рассказал старший школьный участковый гимназии № 44 Карасунского округа Игорь Иванович Грицай. - Первый вопрос о том, как вы начинали работу в гимназии? - Первое время, я, естественно, знакомился, присматривался. Ко мне тоже присматривались. Было не совсем понятно, как действовать, точнее, в виде кого. В виде надзирателя, пугала для трудных детей и подростков, или швейцара? Лично я у входа не стоял. С директором гимназии мы все обговорили и решили, что лучше всего, если я буду ходить по этажам, там, где большое скопление учащихся, то есть, что называется, "по школе". Я редко сижу в своем кабинете. В таком режиме, кстати, работает большинство участковых. Как и положено, я сотрудничаю с учителями, классными руководителями. Ведь именно они в первую очередь видят, когда с их учеником или ученицей что-то не так: будь то пропуск уроков, нарушение дисциплины и прочее. Начинают дознаваться, в чем дело. Если возникают проблемы, об этом говорят заместителю по воспитательной работе, он у каждого класса свой, и мне. Потом вместе с завучем мы решаем, что предпринять. За мелкие проступки просим родителей загрузить своих детей физической или умственной работой. В серьезных случаях обычно мы на пару с социальным педагогом посещаем семьи, общаемся с родителями. Многое становится ясно, когда входишь в квартиру или дом. Видно, как живет семья. - В большинстве своем это неблагополучные семьи, ведь так? - Только не думайте, что неблагополучные - это обязательно такие, где пьющие отец или мать. Таких как раз не так много, как мы привыкли думать. Больше семей бедных и неполных, где мать, к примеру, на трех работах. И она просто не в состоянии уследить за ребенком. А есть, наоборот, богатые семьи, где родители разрешают своему чаду слишком многое, иными словами, занимаются попустительством. Им объясняешь ситуацию, а они - мол, их ребенок уже с девушками гуляет. Как будто это показатель его зрелости. Если они ничего не предпринимают, мы сами обрисовываем для них все возможные, прямо скажем, нерадостные последствия. Им тогда придется посещать комиссию по делам несовершеннолетних, ребенка поставят на учет в ОППН сроком на три года, а если он захочет куда-то поступить после школы? До некоторых пап и мам "доходит". В основном, наше оружие - это слово и ручка. Ручка - на крайний случай. Пишу протоколы. Но я стараюсь этим не злоупотреблять, не хочу настраивать против себя людей. Это их только обозлит. Когда я вам сказал, что ребенку позволяется многое, я имел виду "просиживание" целыми днями в компьютерных клубах. - Это сейчас серьезная проблема. Насколько я знаю, постановление главы города запрещает учащимся находиться там после 20 часов. - Да, действительно. В начале учебного года мы, школьные инспекторы, начали с того, что объехали все имеющиеся в нашем округе компьютерные клубы. Например в "Вавилоне" в один день было составлено одиннадцать протоколов. Родителей спрашиваем - почему ваш сын находился в клубе после одиннадцати вечера? Те отвечают, что не видят в этом ничего плохого. Мы интересуемся, как учится ребенок. Оказывается, что неважно и уже давно. Среди заядлых компьютерщиков немало второгодников. Виртуальные игры увлекают их настолько, что кроме них детям ничего не нужно. Наступает первое сентября, и они не идут учиться. Систематически приходится их отлавливать. - В ваши обязанности входит также, цитирую распоряжение Н.Приза, "недопущение употребления табачных изделий, алкогольных и спиртных напитков, в том числе и пива на территории школы"? - Перво-наперво, придя в гимназию, на линейках и классных часах я объявил, что не дай Бог, я увижу кого-нибудь с сигаретой, не говоря уже о другом. Конечно, ребята прячутся, но они, по крайней мере, не курят прилюдно. Кроме того, я обошел все близлежащие магазины и предупредил: если завтра у вас не будет соответствующих наклеек о запрещении продажи сигарет и алкоголя детям до 18 лет, подошлю к вам мальчика, а вы ему их продадите, готовьтесь к тому, что с вами будут разговаривать по-другому. То есть я намерено провоцирую ситуацию. - Игорь Иванович, вы ведете среди учащихся, скажем так, просветительную работу? Я имею в виду лекции для школьников. - Это в общем одна из обязательных моих задач. Беседую со школьниками об ответственности несовершеннолетних, рассказываю о терроризме, наркомании. Здесь первый вопрос, который я им задаю: кто такой наркоман - больной человек, или преступник? Отвечают по-разному. Я же им всегда объясняю, что сначала это любопытный мальчик или девочка, которые сначала пробуют втягиваются, затем начинают тянуть деньги и вещи из дома, потом воровать. Так больной превращается в жулика. Проводил также анкетирование на эту тему 7, 8, 9, 10 классов. Почитал и понял, что за десять лет страна приобрела немалый опыт в плане вовлечения молодежи в наркоманию. - Приведите, пожалуйста, примеры того, как приходилось разрешать те или иные проблемные ситуации. - Второклассник попался с какой-то болячкой. Спросили, где твоя мама. Оказалось, что она гражданка Узбекистана, уехала на родину, оставив сына с сожителем. Прошло лето, начался учебный год, а ее все нет. Через запросы в эту страну выяснили, что она задержалась с продажей дома. Пообещала, что скоро приедет. Мальчика временно определили в "АВИС", социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Там он дожидался ее еще два месяца. Сейчас все у них нормально, ребенок ходит уже в третий класс. Другой случай. Мать не пускала сына в школу, более того, она прятала его. Он месяц проучился в первом классе - и с концами. Сама же чем только ни занималась: и проституцией, и воровством, и наркоманией. Пройдя какие только можно инстанции, условно отсидев в СИЗО за кражу, она наконец-то взялась за ум. Даже на человека стала похожа. Только вот от прежнего сожителя она ушла и теперь у нее проблема - где жить? Мальчика отдали в Центр реабилитации. Из-за своей матери он пропустил два года. Или еще. Восьмиклассница пропускала школу, сидела с подружкой постарше на рыночке. Учитель подошел, говорит: хорошая девчонка, что делать? Ей еще два года учиться. Я привел ее. Так и так, сказал, что ведь ты прожигаешь свои годы, а когда будет шестнадцать, доучиваться потом не захочешь. У твоей подруги образование уже есть, она в конце концов деньги зарабатывает, а ты что там делаешь? - И что? - Снова стала учиться. Я считаю, что если хоть один станет человеком благодаря и моим усилиям в том числе, то жизнь не зря прожита. Вообще очень важно уметь разговаривать с ребенком. Побеседовать так, чтобы он не обозлился, и ушел довольным, еще и повинился, понял, что обижаться-то нечего, сам виноват. И чтобы не думал, что я его наказываю. Это закон в моем лице ему указывает на то, что нельзя нарушать правила общежития. - Я слышала от учителей, что для должности участкового лучше всего мужчина. - Я согласен, женщин в школах очень много. Для учащихся мужчина, да еще в погонах выглядит авторитетнее что ли. К тому же этот человек, на мой взгляд, должен обладать жизненным опытом. Недавно у нас были курсы повышения квалификации, где нам читали лекции по социологии, психологии и пр. Однако, как я уже сказал, я стараюсь опираться на свой опыт. Ведь раньше я несколько лет работал старшим участковым уполномоченным. Как старший школьный участковый я курирую и других участковых Карасунского округа. Объезжаю школы, просматриваю документацию, общаюсь с учителями и т.д. Признаться, это нелегко. Я таким образом обделяю свою школу. - А как несут службу другие участковые? - В округе с самого начала было пятеро школьных участковых. Сейчас еще из седьмой школы уйдет и я останусь один. Причин тому много. Конечно, не устраивает зарплата. Я получаю до двух тысяч рублей. Выходит, что работаю за идею. Есть еще трудности с обустройством школьных участковых. Свой кабинет, телефон есть не у всех. Мне еще, можно сказать, повезло. Другие же сидят в коридоре. Понятно, что в основном это вопросы отчасти организационного характера, отчасти недостаточного финансирования. Однако со временем, я надеюсь, условия для нормальной работы будут улучшаться. Беседовала Ю.ЧУБ. <$> //* Источник информации : Кубань Сегодня,18.12.01 //* Рег.Ном.- 2111200093.07-------------------------------------------