Все дальше и дальше - нефтяными дорогами. Управления технологического транспорта ОАО "Сургутнефтегаз" давно можно переводить из разряда вспомогательного производства в основное. Без колес проблему нынче не решишь. Все подразделения акционерного общества, без исключения, "завязаны" на транспорте. И он, транспорт нефтяников, трудится днем и ночью и на самых отдаленных промыслах, и на городских улицах, и на проселочных дорогах, перевозя людей, оборудование, питание- то есть все, без чего нет и не может быть нормального производственного процесса и нормальной человеческого существования. Чем они живут, сургутские "утэтэшники", из чего складываются их будни, об этом наш разговор с начальником УТТ-1 Вячеславом Георгиевичем Тахматовым. - Давайте начнем наш разговор не с производственных успехов и достижений - мы к ним вернемся. Давайте поговорим о спорте, которым в вашем старейшем транспортном предприятии занимаются давно и многие: - Да, УТТ-1 всегда славилось спортивными традициями, футбольными, волейбольными командами. И те, кто занимался игровыми видами спорта в молодости, с годами не утратили к ним интерес. Сегодня, может быть, под моим влиянием, а может, время такое, многие в управлении увлеклись большим теннисом. - Вы сами давно занимаетесь спортом? - В принципе, я вырос в спорте. В свое время я был президентом подводного клуба в Томском инженерно-строительном институте, сам мастер спорта по подводному плаванию. В бильярд играю. Сейчас еще одно спортивное увлечение появилось - городки. Теннисом увлекся недавно под влиянием Геннадия Михайловича Левина, начальника УБР-2. Вместе отдыхали в Карловых Варах, а поскольку ему не с кем было играть, он заставил меня взять ракетку. И с его легкой руки я увлекся большим теннисом всерьез. Турниры проводим внутри управления и в акционерном обществе - очередной пройдет к Дню нефтяников. Хотим зарегистрировать Сургутский теннисный клуба в Федерации теннисного спорта. Очень подвижный, я бы сказал, интеллектуальный вид спорта. Два часа на корте - и весь день бодр. - Каких успехов добились на этом поприще? - Есть успехи, и первые места занимал в турнирах. Все зависит от настроения, от жеребьевки, турнирной сетки, от игры. - Давно мы не встречались с вами, Вячеслав Георгиевич. Чем живет УТТ -1? - Недавно звонил Виктору Лаврентьевичу Полюшкину, первому начальнику нашего управления, который руководил предприятием с 1964 по 1974 год, пригласил его на День нефтяников, собирается приехать. Так вот, когда мы с ним разговариваем, вся история УТТ перед глазами проходит. Помните, как проходили выборы руководителей в конце 80-х, вот тогда меня избрали начальником. Это были сложные годы. Пролетело 12 лет. Изменений много, внешних, а так : работаем, стараемся. Никогда не были последними, наоборот, чаще - первыми. За эти годы образовалось на базе нашего второе управление технологического транспорта. В 1999 году в состав УТТ-1 приняли базу УМР "Сургутремстроя", транспортный цех на Заячьем острове - по величине это второй гараж, почти тех же семь гектаров. Сейчас там четыре колонны, около 400 единиц техники. Первое управление по количеству техники вообще самое большое в акционерном обществе: только подвижного состава 880 единиц, около 70 прицепов, сто с лишним единиц техники в аренде. Десять автоколонн, более 1100 водителей. А всего на предприятии полторы тысячи работающих. Ежедневно из парка на линию выходит 82 процента подвижного состава - хорошая цифра. Но самый главный показатель - отсутствие к нам претензий заказика. К нашему управлению, могу твердо заявить, серьезных претензий нет. Хотя разногласия случаются. Закупили много новой техники, чтобы обслуживать "Сургутремстрой", а механизаторов не хватает, молодежь не очень идет, да и готовить их в Сургуте негде. - Объемы перевозок растут. Наверное, приходится и строить? - Управление имеет несколько объектов капитального строительства. Пустили в эксплуатацию вместительный гараж-арочник для легковых автомобилей. На Заячьем острове строим второй такой же. Работы в этом направлении много. С трестом Сургутремстрой участвуем в асфальтировании дорог, занимаемся летним и зимним содержанием территорий предприятий, с которыми заключили договора. Вывозим твердые бытовые отходы. Управление разноплановое. УТТ -1 обслуживает примерно 70 заказчиков - внушительная цифра. А помните, каким было административное здание - старенькое, темное, с узкими коридорами? После капремонта оно кардинально преобразилось - теперь в нем светло, уютно, современно. Следующий этап - облицовка фасада, возведение шатровой крыши над всем административно-диспетчерским комплексом. Хочется, чтобы у каждого было нормальное рабочее место. Поэтому я не устаю говорить, что если уж на "большой земле" вся техника находится в теплых гаражах, то здесь, на севере тем более это необходимо. Ведь в морозные дни водители прогревают машину, поставленную на открытую стоянку, по 30-40 минут. Если сесть в холодную кабину, радикулит, остеохондроз человеку обеспечен. - Одно время быть водителем считалось делом престижным. А как сейчас, идет к вам молодежь? - Досточно много молодежи уже работает. Когда принимаем человека в свой коллектив, говорим: ты несешь ответственность, во-первых, за себя, как гражданин России, во-вторых, перед своими родителями или теми, по чьей рекомендации устраиваешься в УТТ-1, самое старое транспортное предприятие Сургута и Сургутского района, с многолетними традициями и устоями. В "Сургутнефтегаз", вообще устроиться трудно, но детей, внуков наших работников мы берем в первую очередь - неслучайно у нас одних только династий около тридцати. Мы как-то подсчитали их общий стаж - более шестисот лет. Звучит? Вот на таких людей я надеюсь. Кроме того, объясняю молодым, что они теряют в денежном выражении, если будут нарушать дисциплину. Совершил проступок - лишился премии, иногда до конца года. Что тебе скажет семья? Сейчас водителем сложнее работать - больше стало участников дорожного движения. Поэтому мы ведем серьезную работу с молодежью: в каждой колонне, на линии - опытные водители-наставники. - Вячеслав Георгиевич, справиться с таким огромным хозяйством одному невозможно - нужна команда, нужны помощники. - Команда такая есть - это прежде всего мои заместители Алексей Петрович Воронин, Надежда Васильевна Шпакова, Анатолий Дмитриевич Плугин, Николай Леодорович Кадников, главный инженер Николай Филиппович Фидря, его заместитель Олег Дмитриевич Самко, начальники колонн Владимир Андрианович Жидков, Валентин Григорьевич Гаврилов, да всех десяти колонн. Есть и молодые специалисты, на которых опираюсь Их отличительная черта - способность быстро адаптироваться в условиях производства, впитывать в себя все нужное. Разумеется, мы не оставляем их без поддержки, объясняем, к чему стремиться и как достигать профессиональных вершин. С рабочими кадрами сложнее, особенно в ремонтно-механических мастерских - это проблема всех УТТ. Старые кадры, "асы", которые определяют поломку автомобиля на слух, уходят, а смены достойной нет - мало, кто хочет "крутить гайки". Приходится идти на уловки: вновь принятых и направляем сначала в РММ, на год, на два, на три, чтобы набрались опыта, знаний, а уж потом - за руль. - Предприятие старое, пенсионеров и людей предпенсионного возраста много. Встречаетесь с ними? - Обязательно. Некоторые ушли на пенсию, а душой здесь, на предприятии. Как -то встретил на улице Александра Ивановича Смирнова, известного в городе, второго такого нет, моториста. Разговорились - скучает человек на пенсии. Попросил его снова взяться за работу, и что вы думаете? Ожил человек! И молодым есть теперь у кого учиться. Старость - это надежно. И мы не забываем нашу былую славу, ежегодно встречаемся с пенсионерами УТТ в День пожилых людей, на День Победы, устраиваем для них праздники. Часто они сами приходят в управление, кто с просьбой, кто просто поговорить. - Вячеслав Георгиевич, вы достигли определенного рубежа в жизни - на днях отмечаете пятидесятилетний юбилей. Есть ли удовлетворение от прожитого и перспективы на будущее? - Я вспоминаю, как в 85-м году приехал на Север - поработать лет пять, как все, подкопить немного денег и вернуться в Томск, где после института я занимал хорошие должности и прошел лигачевскую школу руководства (что бы сегодня не говорили о Егоре Кузьмиче, руководитель и хозяйственник он был сильный и крутой). Да, в пятьдесят лет действительно стоит оглянуться и посмотреть, а чего же ты сделал, какого потолка достиг. Первые годы я критически оценивал свое умение руководить, сверял свою работу с предыдущими начальниками, такими, как Полюшкин, Рюпин, Ботвинов. Они многое сделали для УТТ. И мне тоже хотелось вписать достойную страницу в историю развития управления. Чтобы потом я мог сказать: вот это сделал Виктор Лаврентьевич, вот это Александр Евстигнеевич, это Эдуард Николаевич, а вот это сделано при мне. Сейчас я уже могу сказать так. Шестнадцать лет в УТТ-1 кое-что значат. Накоплен опыт работы на севере, есть успехи определенные -производственный процесс отлажен, коллектив сложился крепкий. Теперь передо мной стоят задачи на следующие пять лет, и касаются они благоустройства всего хозяйства управления, улучшения условий труда для коллектива. Хочется, чтобы рабочие места соответствовали современным требованиям. Если в цехах будет светло, удобно и чисто, то и отношение к труду будет иным, и молодежь пойдет к нам с большей охотой. - Какие методы руководства предпочтительней для вас? - Для меня руководить не значит наказать, считаю лучше предупреждать всякие неприятности, вести профилактическую работу с людьми, то есть вовремя показать и рассказать исполнителю, что повлечет за собой любой недогляд в работе, надежда на "авось пронесет" и т.д. Я хочу, чтобы человек прочувствовал свою ответственность, чтобы он знал правила охраны труда и выполнял их. А во -вторых, считаю, что атмосфера на производстве должна быть по-рабочему спокойной, чтобы по утрам не было очередей к медику, к диспетчеру и чтобы все автомобили стояли в теплом гараже. Иначе говоря, чтобы водитель, отработав день, возвращался домой счастливым, зная, что его там ждут. Татьяна Струтинская. <$> //* Источник информации : Нефть Приобья (Сургут),20.08.01 //* Рег.Ном.- 1110800120.04-------------------------------------------