КРЕСТ ПОСТА. В середине Великого поста Церковью установлена Крестопоклонная неделя. Крест - символ победы добра над злом, жизни над смертью, Христа над диаволом - выносится на середину храма, ему совершается поклонение. Слова "крест" и "крещение" в русском языке имеют один корень. Понятно, почему. Крестился, то есть вступил в Церковь, стал христианином значит должен нести крест. "Аще хощешь совершен быти, отвергнись себе, возми крест свой и по Мне гряди", - говорит Христос. Великий пост в раннехристиан-ские времена был периодом особой подготовки оглашенных к Таинству нового рождения в купели от воды и Духа. Само Таинство совершалось накануне Пасхи. Может быть, такой обычай существовал потому, что пост - это ограничение самости, это крест, который христиане добровольно накладывают на себя затем, чтобы возрастать духовно. Еще не вступив в Церковь, оглашенные должны были соблюсти Великий пост, который оказывался для них неким преддверием Церкви, приобщением Кресту Христову еще до крещения. Уже в более поздние времена, когда младенческое крещение повсеместно стало обычным, а крещение взрослых исключительным, Великий пост утратил смысл предкрещального испытания, но сохранил свое главное значение - креста, добровольно взятого на себя. Зачем нам нужен сегодня пост? Неужели мы в самом деле можем стать лучше, если будем питаться только растительной пищей и отказываться от лакомств? Неужели нужно осуждать людей, не придерживающихся церковных канонов и питающихся, чем Бог послал, не разбирая, постное это или скоромное? Осуждать не будем, об этом говорится в апостольском чтении мясопустного воскресенья, по-следнего перед началом Великого поста: "Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает" (Рим. 14, 3"4). Но недопустимость осуждения "тех, кто ест", то есть непостящихся, не отменяет необходимости крестоношения, одним из проявлений которого является пост. Пусть трудностей в нашей жизни и без того достаточно - но только добровольно, ради Христа, а не по принуждению переносимое испытание просветляет душу. И это хорошо знают те, кто вместе с Церковью с первым днем первой седмицы поста ступил на дорогу к Воскресению. Об этом необходимо помнить, не только совершая поклонение Кресту на Крестопоклонной неделе, не только выслушивая страстные Евангелия вечером в Великий четверток или прославляя живоносный Крест в дни, особо для этого отведенные Церковью. Об этом нельзя забывать и в самые обычные дни, из которых в основном и складывается наша жизнь. Ибо только так можно быть настоящим христианином. <$> //* Источник информации : Православная Москва,15.03.01 //* Рег.Ном.- 1110300014.01-------------------------------------------