МЫ В ИСТОРИИ, ИСТОРИЯ В НАС. ПРИТЧА О ВРЕМЕНИ И ЧЕЛОВЕКЕ. С момента своего рождения человек вступает в очень сложные взаимоотношения со временем. Их можно назвать отношениями господина и раба, причем меняющихся своими местами в зависимости от того, как развивается личность. Видимо, всем знакомо ощущение, так ярко выраженное поэтом, - "у времени в плену". Здесь время понимается и как ежедневный круг жизни, и как историческая эпоха. "Всему свое время", - говорит Екклесиаст, заключая в этой короткой формуле и историю человечества, и жизнь каждого из нас. Это высказывание библейского проповедника было выбрано в качестве названия необычной выставки, проходящей сейчас в Историческом музее Москвы. Как и многие другие культурные проекты, она приурочена к наступлению нового тысячелетия, но ее концепция уникальна: каждый, вошедший в эти музейные залы, совершает путешествие по своей собственной жизни, с удивлением обнаруживая ее соотнесенность (если не торжество!) с историей человечества. Разница лишь в масштабах, следах и последствиях. Однако это все мерки земные, если не сказать - бытовые. А когда настанет конец времен в христианском понимании истории, то есть Страшный суд, все масштабы сотрутся... Злодейство или подвиг увековечившего свою память великого исторического деятеля будут судиться наравне с поступками любого из нас. Впрочем, не будем столь дерзновенно говорить о будущем. Выставка, словно праздничный пирог, выпеченный в канун смены вех, состоит из множества слоев. Находясь в одном, вы захотите поверить, что время можно изучить - этим занимаются историки, - и попробуете проследить его развитие от наскальной живописи до космических прорывов. Время можно изучить, но постичь - невозможно, убеждаемся мы. Следующий слой - измерение времени, то, чем занимаются точные науки. И здесь множество экспонатов рассказывают нам о попытках приручить время, подчинить воле человека. ...Сияют в своей торжественной красоте брачные венцы искуснейшей старинной работы, чуть покачивается деревянная колыбель, дрожат тончайшие золотые листочки на погребальном венце из скифского кургана - все это можно увидеть на выставке, все это " образы времени. Ведь его можно не только изучать и измерять, но и пытаться представить, чем испокон веку занимаются художники и поэты. "Ты несешь время в себе", - говорят нам эти древние вещи, ведь каждый познает в жизни эти вехи - время рождения, любви, смерти. Здесь вступают с нами в разговор философы, их позиции в вопросах времени выражены в виде характерных высказываний, помещенных в экспозиции. Самым емким и всеобъемлющим остается в веках Екклесиаст, потому что антитезы, названные им, вечны: время рождаться, и время умирать; время разрушать, и время строить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру (см. Еккл. 3, 2 - 8). Только - не правда ли? - с точными мерками подходить к этим понятиям бессмысленно, они не подлежат математическому подсчету, один временной отрезок не сменяется другим и не равен ему: время мира не равно времени войны, они не уступают место друг другу, а взаимопроникают, переплетаются. Благодаря этой выставке можно прийти к очевидным и - увы! - далеко не радужным выводам о том, что на нашей планете не было не то что столетия, но даже и года, когда кто-то с кем-либо не воевал. Вот данные статистики: за прошедшие 100 лет на Земле произошло как минимум 126 войн, вооруженных восстаний, путчей и мятежей. Красноречивыми фотографиями и предметами, несущими в себе образы разных эпох, выставка знакомит нас со временем войн, имеющим прямое отношение к России в ХХ веке: Первой мировой войны, гражданской войны, советско-польской войны, гражданской войны в Испании, боев на Халкин-Голе, Второй мировой войны, событий 1956 года в Венгрии, войны в Афганистане... Одну войну - Чеченскую - мы перетащили с собой в новое тысячелетие... А ведь и в такое время люди рождаются, любят, созидают. Кстати, за четыре столетия до Рождества Христова Платон назвал творчество переходом из небытия в бытие. А во втором веке после Рождества Христова римский император Марк Аврелий изумлялся: "Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, тем, чего устранить не может, а не борется со своим личным злом, что в его власти". Сказано будто про нас... Но, слава Богу, верующим известно, что зло очень часто коренится не вовне, а в нас самих, известно и великопостное обращение ко Господу: "Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего...". Не случайно столь многое на выставке говорит нам о русском Православии: и древние иконы, и древо пастырей Соловецкого монастыря, и множество документов, отражающих гонения на Церковь в ХХ веке в России. Здесь, например, вы можете увидеть и прочесть обвинительное заключение по делу Патриарха-мученика Тихона... Все, пережитое нами, и все, что предстоит нам пережить, объемлют слова Господа "Да любите друг друга". Как они просты, как доступны каждому и неимоверно трудно выполнимы. Выставка напоминает нам высказывание Гегеля - тоже о любви: "Историческая сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от создания самого себя, забыть себя в другом "я" и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать самим собой". Неважно, каким путем - философских изысканий или собственного опыта мы придем к евангельской истине. Главное, чтобы мы шли к ней. И. БЕССАРАБОВА. <$> //* Источник информации : Православная Москва,15.03.01 //* Рег.Ном.- 1110300014.13-------------------------------------------