КАК ЗАВОЕВАТЬ ДРУЗЕЙ НА ЗЕМЛЕ И В ПОДНЕБЕСЬЕ? Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. (Притч. 11, 9). Бывают книги, прочитав которые, мы получаем представление о времени их написания гораздо более полное и целостное, чем если бы мы вдруг проделали невозможный труд по изучению всех документов, просмотру всех фильмов, прочтению всех газет и всех остальных книг той эпохи. Такого рода книги, как правило, очень популярны, ибо они точно и откровенно выражают дух времени, открывают некий психологический архетип эпохи, - дают исторический типаж, рисуют героя своего времени, которому все хотят подражать и на месте которого все хотят оказаться. Достоинство таких книг заключено в том, что они написаны с учетом психологии читателя: в них рассказывается о проблемах, которые волнуют каждого и даются практические советы. Советы эти основаны на знании некоторых секретов психологии. Если пишется о том, как добиться власти влияния на людей, как обрести богатство, - то интерес вырастает на порядок. Читательский интерес поддерживается и тем, что такие книги написаны, как правило, простым и доступным языком, в захватывающей манере, и они, можно сказать, делают эпоху, создают ее. К такого рода книгам относится книга Дейла Карнеги "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей". Сам автор очерчивает некоторые цели уже в самом названии учебного пособия, но это цели лишь промежуточные, потому что приобретение друзей и умение оказать влияние на людей должны помочь достичь конечных целей: общественного признания, финансового успеха и здоровья. Кто же в наше время не захочет узнать, каким способом можно всего этого добиться? Иллюстрируя эту мысль, автор рассказывает, как в период депрессии в ответ на объявление в газете: "Увеличивайте свои доходы; учитесь умело пользоваться речью; готовьтесь к руководящей роли", танцевальный зал нью-йоркского отеля "Пенсивальвания" заполнили две с половиной тысячи человек. Никакое другое объявление, да еще в такое трудное время, не смогло бы собрать столько народу в одно место. Такой интерес к этим вопросам есть самый главный критерий для оценки нашей эпохи. Но тут возникает вопрос: когда же эта эпоха началась, что можно считать ее началом? Ответ на этот вопрос можно получить, познакомившись с учением протестантов о спасении. Бог избирает людей ко спасению - и в земной жизни эта избранность отмечена тем, что им Бог дарует богатство. Это религиозное учение и есть начало той эпохи, идеалом которой стало обретение богатства, потому что каждый захотел получить "пропуск" в Царствие Небесное, каждый постарался обрести тот внешний знак, который подтверждал бы его "избранность", - каждый стал стремиться к обретению капитала. Так родился капитализм, который и определил лицо нынешней эпохи. Нынешнему поколению русских людей, хотя оно и собиралось жить при коммунизме, приходится жить при капитализме. И здесь возникает вопрос: возможен ли капитализм без этой религиозной основы? Станет ли русский человек жить ради капитала и так же ему служить, как служит протестант-капиталист? Зачем русскому человеку миллиард долларов, сможет ли он его прокутить и пропить за свою короткую жизнь? А он обязательно начнет его пропивать, потому что не увидит смысла в простом его накоплении. На это способен только протестант, для которого накопление капитала есть служение Богу и путь ко спасению. Поэтому для того, чтобы русский человек сделался капиталистом, его прежде надо сделать протестантом. Напрашивается и еще один вопрос: не с этим ли связана экспансия протестантизма? Не хотят ли из нас сделать протестантов, чтобы мы могли вписаться в мировое сообщество, в единое мировое государство с единой мировой религией? Ведь протестант с большей охотой примет идею служения богатству, его легче будет ввести в единое мировое государство, ему проще будет принять единую мировую религию, потому что у протестанта размыты догматические и экклезиологические принципы. Но прежде нас надо научить ценить богатство и поклоняться ему. Однако православного человека очень трудно заставить служить богатству. Душу Православия, его духовный стержень составляет аскетика. Аскетика определяет и основные принципы отношения человека к своему спасению, к тому, что для религиозного человека является самым главным в жизни. В таком исповедании веры невозможно религиозное отношение к капиталу как к средству достижения Царствия Небесного. Такое мышление (в той или иной степени свойственное всем западным конфессиям) порождало и стяжательское отношение к миру. Капитализм есть естественное выражение протестантской морали и логическое завершение догматической мысли. Однако стяжательское, потребительское отношение к миру родилось гораздо раньше - еще в грехопадении человека. Через грех Ева приобретает (стяжает) сына, которого называет Каин, что на древнееврейском языке означает "приобретение", "стяжание". Само смысловое значение имени открывает и духовный смысл того, что произошло в грехопадении. И сам Каин - это тот, кто стал алчным стяжателем, приобретателем, который не останавливался ни перед чем, даже перед убийством. Потомки же Каина уже забыли о стяжании благодати - они занялись стяжанием земных благ, стали устроителями первой цивилизации, стяжателями нового, земного, рая. Нынешняя популярность у нас книги Дейла Карнеги говорит о том, как мы далеко отошли от Православия. В самом начале книги автор открывает одну опытную аксиому межличностного общения, которая явилась ему как откровение в поисках истины и которую автор даже отказывается обсуждать - ей можно только свято следовать, иначе друзей завоевать уже никогда не удастся. Содержание этой аксиомы очень показательно для того, чтобы ощутить разницу между Православием и протестантизмом. "Критика бесполезна, - пишет Карнеги, - потому что она заставляет человека обороняться и, как правило, - стремиться оправдать себя. Критика опасна потому, что она наносит удар по его гордыне, задевает чувство собственной значительности и вызывает у него обиду." Один из основных принципов межличностного общения, по Карнеги, это оставить гордыню в неприкосновенности, тогда как один из основополагающих принципов православной аскетики есть борьба с гордыней - матерью всех грехов. Рождение такой книги в лоне православной традиции немыслимо и еще по одной причине: в ней рекомендуется еще один принцип межличностного общения, чуждый Православию, - игра. Автор сам сознается, что тот метод завоевания друзей, который он предлагает, есть лишь игра: ты играешь совсем в другие чувства, не те, которые испытываешь; ты высказываешь совсем не те мысли, которые тебе приходят в это время в голову, - ты говоришь то, что хотят от тебя услышать. Это лишь маскировка подлинных чувств, мыслей и намерений, иначе говоря - лицемерие. И хотя автор призывает быть искренним в похвалах, но суть дела от этого не меняется - лицемерие не может быть искренним. Автор предлагает некий свод правил, соблюдение которых в межличностном общении поможет сохранить душевный комфорт общающихся сторон. Для этого, по мнению автора, необходимо только обходить острые углы. На самом деле это эвфемизм, за которым скрывается совсем другой смысл: допустить в межличностное общение с самого начала ложь. Соблюдение этих правил, по мнению автора, необходимо и для того, чтобы добиться своей цели, своей выгоды. Об этике в такого рода межличностных отношениях говорить не приходится - они сводятся только к этикету, к соблюдению определенных правил корыстной игры. Это есть то же стяжательство, о котором говорилось в начале статьи, но только цивилизованное стяжательство - этикет нашего времени. Этикет никогда не затрагивает главного нравственного изъяна в человеке. Дипломатическая неприкосновенность гордыни в межличностном общении, на которой, как на обязательном условии комфортного и результативного общения, настаивает автор, сохраняет в неприкосновенности и главный источник греха в человеке. Такое общение создает новые, благоприятные условия развития гордыни. Этикет же служит лишь маской, скрывающей болезненные духовные процессы. Поэтому рецепт достижения счастья, предлагаемый автором, можно сравнить с советом врача смертельно больному применять крем для улучшения цвета лица и зубную пасту, делающую улыбку ослепительной. Этикет делает из человека типичного фарисея, исполняющего правила межличностного общения, но не меняющего ничего внутри себя, - гробом окрашенным, который снаружи кажется красивым, а внутри полным костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23, 27). Протестанты отвергли моральное совершенствование - они не знают святости, не понимают, в чем смысл обожения. Для них спасение это не процесс, а некий единовременный акт веры или усвоения Божественного предопределения. Такой акт не требует дальнейшего морального совершенствования, не требует аскетического отношения к себе, а это ведет к моральной деградации. Поэтому проповедь этикета вместо этики есть закономерное следствие моральной деградации, которая произошла в лоне протестантизма в результате неверно воспринятого образа спасения, в результате неверной (еретической) идеи спасения. Мы должны, однако, признать, что предлагаемая Карнеги методика действительно приносит результаты, на которые она нацелена. Это говорит лишь о том, что мир уже давно отошел от евангельских нравственных идеалов. Поэтому книгу Карнеги, с православной точки зрения, можно рассматривать не столько как инструкцию по завоеванию земных друзей, сколько как пособие по приобретению "друзей" в поднебесье, среди "духов злобы поднебесных" (Еф. 6, 12). Протестантская этика на нашей, русской, почве принесет еще более печальные плоды, чем на Западе, потому что здесь этика усваивается без ее религиозного содержания. Даже этикет рождается из непререкаемой религиозной заповеди: "Не убий" (Исх. 20, 13). Безрелигиозность же избавляет от соблюдения этой заповеди, поэтому и соблюдение правил этикета (даже такого целенаправленного, стяжательского, который предлагает Карнеги) становится необязательным и бессмысленным: зачем же соблюдать этикет, если всего можно достигнуть и без его соблюдения? Малоизвестный России вид преступления - заказное убийство, явившийся в таком обилии в последнее время, говорит о том, что мы усваиваем не протестантскую этику и этикет, а стяжательскую цель этого этикета: богатство, положение в обществе, власть. Единственным средством от морального вырождения, которое несет с собой протестантизм, является возвращение России к традиционным устоям морали, которые выносило в себе Православие. Только Православие может спасти Россию. Диакон Владимир Соколов. //* Источник информации : Православная Москва,15.03.01 //* Рег.Ном.- 1110300014.22-------------------------------------------