"НЕОБЪЯТНАЯ НИВА, ОЖИДАЮЩАЯ УСЕРДНЫХ ДЕЛАТЕЛЕЙ". После колокольного звона в Храме Христа Спасителя, возвестившего об окончании праздничной воскресной службы, в Большом Кремлевском дворце тоже зазвучал колокол. Он был сродни и церковным колоколам, и скромному школьному колокольчику. Так начались IX Международные Рождественские образовательные чтения. Свет Христовой истины просвещает нас в храмах, но, чтобы сохранить его в себе и вне стен храма, нужны и большие усилия души, и немалые знания. "Ныне Россия как никогда прежде нуждается в проповеди животворного слова Божия, несущего мир, любовь, веру и надежду каждому человеческому сердцу" - эти слова были произнесены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на открытии Рождественских чтений в Кремлевском дворце. Его Святейшество назвал только что завершившийся ХХ век временем невиданных разрушений и самоотверженного созидания, богоотступничества и нового обретения дороги к храму, беспрецедентного гонения на веру Христову и отрадного церковного возрождения. Предстоятель Русской Православной Церкви считает, что преодолеть тяготы этого века стало возможным прежде всего благодаря великому подвигу новомучеников и исповедников Российских. "Однако души многих наших соотечественников по-прежнему опустошены, искалечены, отторгнуты от источника благодати Божией. Миллионы русских людей духовно и мировоззренчески дезориентированы, пребывают в состоянии глубокого религиозного невежества", - с горечью констатировал Святейший Патриарх. Его Святейшество напомнил всем собравшимся слова святителя Феофана Затворника о том, что воспитание является самым святым из всех святых дел. "Необъятной нивой, ожидающей усердных делателей", назвал Святейший Патриарх Алексий II православное воспитание в нашей стране. Именно от его успехов зависит будущее нашей Церкви, неотделимое от судьбы всего народа. С глубокой тревогой Его Святейшество говорил о современной цивилизации, добившейся немалых успехов на пути овладения научными знаниями и технологиями, проникнутой всеохватывающими телекоммуникационными связями, сделавшими мир как будто меньше. Но приблизились ли люди друг к другу в результате этих процессов? Становятся ли отношения между ними чище? Приведут ли технологические, информационные и политические нововведения к выходу из духовного кризиса, отягощенного экономическими и экологическими проблемами? Может ли истинно нравственная система ценностей основываться на равнодушии к духовной истине? Эти вопросы, по мнению Первосвятителя, становятся главными в наше время. Коренные основы взаимоотношений между народами могут быть разрушены стремлением к неограниченному потреблению, столь характерным для Запада и воспринятым частью и нашего общества. Святейший Патриарх упомянул так называемый "золотой миллиард" - ту часть человечества, которая пользуется львиной долей мировых ресурсов. В основе их благополучия - несчастья множества людей, выброшенных на обочину жизни. Противоречия между ними и "золотым миллиардом" неустранимы с помощью абстрактных либеральных идей, считает Его Святейшество. Особую озабоченность Предстоятеля Русской Православной Церкви вызывают достижения научной мысли, направленные на проведение экспериментов над природой человека, "оправдываемые жаждой бесконечного продления земного бытия", и средства массовой информации, используемые для нивелирования человеческого сознания. "Но у нашего народа есть крепкая защита против всех ухищрений - Святое Православие", - сказал Его Святейшество. "Важнейшей задачей видится нам сохранение высокого строя русской культуры, укорененной в традиционных ценностях, дающей людям подступы к пониманию истинного смысла жизни, источнику ее незамутненной красоты. Церковь никогда не чуждалась человеческого творчества. Наоборот, именно она стала благодатной колыбелью, в которой воспитывалась отечественная культурная традиция" - эти слова Святейшего Патриарха характеризуют огромную ответственность перед нашими соотечественниками тех, кто посвятил себя православному просвещению и воспитанию. Важнейшими историческими задачами, стоящими перед нашей Церковью, Его Святейшество считает удовлетворение духовных потребностей современного общества, поддержание и развитие его творческого потенциала, возрождение и укрепление нравственных начал жизни, содействие спасению каждой человеческой души. Поистине историческими можно назвать выводы Святейшего Патриарха Алексия II о роли материализма, в течение десятилетий бывшего господствующей идеологией в нашей стране. Ныне он отступает, "опустошив, обездолив души людей. Растерянные, сбитые с толку, утратившие исторические корни, они стремятся к преодолению одиночества и душевной пустоты. Но при отсутствии элементарных религиозных знаний, опыта духовной брани, преодоления страстей, духовного трезвления они нередко попадают в капкан примитивного логизма. Образуется благоприятная почва для распространения тоталитарных сект, колдовства, суеверия, от которых недалеко и до поклонения злым духам". Этому страшному наследию материализма должно быть противопоставлено духовное образование и воспитание - первоочередные задачи церковного служения. Открыть детям и юношеству дух православной веры, прямой путь к неисчерпаемой сокровищнице Священного Писания и Священного Предания, восполнить то, чего не смогли сделать родители, - задача каждого из церковных тружеников. Именно в этом видит Предстоятель Русской Православной Церкви возможность преодоления тяжелого наследства жестокого, безжалостного века, "расщепившего не только атом, но и человеческую душу". НЕ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ЖИЗНИ В БОГЕ. Представители государственной власти и образования приветствуют открытие Рождественских чтений. Международный православный форум, вот уже девять лет известный миру как Рождественские чтения, приветствовали и представители светской власти и светского образования. Так, в послании руководителя Администрации президента РФ А. С. Волошина говорится об особом звучании нынешних Рождественских чтений, проходящих в начале нового тысячелетия. Осмысление современной жизни и развития взаимопонимания людей разных мировоззренческих позиций - такие цели Рождественских чтений были обозначены в этом приветствии. "Мир изменился, - констатировал в своем выступлении министр образования России В. М. Филиппов, - но мы не можем не стремиться к сохранению тех его всеобщих духовно-нравственных начал, которые в душах и помыслах миллионов российских граждан связаны с Рождеством и деяниями Христа". Министр образования уделил большое внимание проблемам семьи и детей в современном российском обществе. "Считаю, что школа и Церковь должны гораздо лучше координировать работу среди детей, подростков и молодежи", - заявил министр образования, указав на такие пороки подрастающих граждан, как наркомания и распущенность в половых вопросах. Безусловно, это очень верная позиция. Нужно только, на наш взгляд, не забывать, что Церковь - это никак не организатор досуга, что путь к храму, открытому для всех, нужно все-таки пройти самому. Можно только порадоваться за тех детей, чей путь к храму начинается на родительских руках, и надо постараться, чтобы такие руки нашлись для каждого ребенка. Отрадно было услышать из уст министра образования России такие слова: "Отказ от жизни в Боге и стремление к самоутверждению любой ценой вносят дух разложения в человеческие сообщества и в результате вызывают духовный и физический распад личности". Такое понимание спасительности жизни в Боге вселяет надежду на то, что благотворное влияние Православия и православной культуры на души наших детей будет возрастать и в стенах светских учебных заведений. Министр культуры М. Е. Швыдкой предложил всем мысленно оглянуться на полтора десятилетия назад, чтобы лучше увидеть масштаб перемен, происшедших в России. Так, невозможно было даже представить себе, что этот зал, где проходили партийные съезды, будет отдан для проведения православного образовательного форума. "Для того чтобы понять, каким будет третье тысячелетие, достаточно просто посмотреть в зеркало, - сказал министр культуры. - Оно будет таким, какими будем мы с вами". В этой связи, как подчеркнул М. Е. Швыдкой, влияние Православия, утверждающего высокие нравственные начала, просто трудно переоценить. В выступлении председателя Государственной Думы Г. Н. Селезнева подчеркивалось, что "Церковь и государство все более активно и плодотворно осуществляют свое взаимополезное сотрудничество, направленное на благо россиян". По словам Г. Н. Селезнева, общество признало высокую позитивную роль Русской Православной Церкви и лично Святейшего Патриарха. Президент Российской академии образования Н. Д. Никандров заявил в своем выступлении, что общественное и государственное благополучие во многом зависит от духовного и нравственного просвещения граждан. "Ответственность перед прошлым, настоящим и будущим - одна из приоритетных задач государства", - сказал М. Д. Никандров. Президент Академии образования привел такие слова святителя Иоанна Златоуста: "Нам нет извинений, если дети у нас развращены. Если бы отцы тщательно воспитывали своих детей, то не было бы ни судилищ, ни наказаний". Трудно не согласиться с тем, что сегодня эти слова актуальны как никогда. И слава Богу, что основания для выработки тактики в решении той или иной проблемы государственные мужи нередко находят ныне в святоотеческом наследии. РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ: ИТОГИ В НЕСКОЛЬКИХ СТРОКАХ. Состоялось около пятисот заседаний в различных секциях. Шесть с половиной тысяч участников чтений собрал в день открытия Кремлевский дворец. Десять лет плодотворной работы Отдела по религиозному образованию и катехизации, который занимается подготовкой и проведением Рождественских чтений. В десятки раз выросло за это время количество участников и расширилась география: форум действительно стал международным. Чтения при этом становятся все представительнее: в них участвуют и академики, и начинающие преподаватели. Их выступления можно собрать в несколько солидных томов, которые наверняка стали бы настольными книгами православных учителей. Конечно, эти краткие заметки не могут передать размаха Международных образовательных чтений. Но, надеемся, они передадут их дух. Итак, работа секции "Православие и культура": одна секция, один день, несколько участников из многих сотен. Протоиерей Сергий Попов, руководитель Службы по связям с общественными организациями Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, назвал ХХ век катастрофой для миссионерского дела. В недавнем прошлом оно было уголовно наказуемым. И в новом, третьем тысячелетии светочами миссионерства для нас остаются святые первоучители Кирилл и Мефодий, святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, просветитель Сибири и Америки. Христианизация мира, как и много веков назад, заключается в том, чтобы идти проповедовать и учить, помня слова Спасителя: "Для всех Я сделался всем, чтобы спасти некоторых". С. Г. Семенова, доктор филологических наук, считает огромной проблемой боязнь культуры внутри церковных стен, отказ от лучшего в светской культуре, народный псевдомонашеский уклон. Нельзя забывать, что отцы Церкви были прекрасно образованными людьми. Светлана Григорьевна с тревогой говорила об обеднении той культуры, которая хранится в недрах нашей Церкви. Это особенно заметно, когда речь идет о молодежной среде. Как некогда Церковь вошла к язычникам, так мы должны войти в молодежную субкультуру. Т. Ф. Владышевская, доктор искусствоведения, зав. отделом древнерусской музыки Музея имени преподобного Андрея Рублева, привела слова сщмч. Дионисия Ареопагита о том, что первопричиной всех вещей является Божественная красота. Рассказывая о древних церковных песнопениях - знаменном распеве, Татьяна Феодосьевна заметила, что их основа - ангелогласное пение. В этом пении запечатлен Божественный образ, как на иконах он запечатлен в красках. Главное в знаменном распеве - не самовыражение и творчество, а воспроизведение Божественных песнопений. Важно и то, что, выйдя из византийского канона, русский знаменный распев впитал все особенности русской речи, былинные сказительные напевы, присущие русскому слову интонации. <$> //* Источник информации : Православная Москва,10.02.01 //* Рег.Ном.- 1110200013.07-------------------------------------------