С СЕРАФИМОВОЙ ЛЮБОВЬЮ стараются привечать всех сестры святой обители в Дивеево. "Конечно, это непросто, - говорит игумения Сергия (Конкова). - Надо людей накормить, в монастырскую гостиницу устроить, а если нет мест - отправить в один из скитов, где паломников приютят. Народу всегда много, и народ-то разный: есть болящие, есть побывавшие в сектах, встречаются и вовлеченные в какие-то пороки, которые они сами преодолеть не в силах, а здесь ощущают большую помощь от Господа, предстательства Царицы Небесной и батюшки Серафима. Трудно с такими бывает. Однако радует, что люди видят в нашей обители маяк, стремятся к нему, стараясь не разбиться о скалы.". Была, по словам матушки, мысль отменить кормление паломников. Но как можно, к примеру, отказать в тарелке супа и каши, в чашке чая богомольцам из обнищавшей Украины или совсем бедной Молдовы, с большим трудом собравшим деньги, чтобы оплатить автобус до Дивеево и обратно? Не богаче их и многие россияне - если у кого и есть какая-то копейка, тратят ее на свечи да на записочки. - Мы поняли, что все это было начато самим преподобным Серафимом, - сказала матушка Сергия, - когда у нас стоял лишь один вагончик и на плитке варилась еда. А теперь мы имеем газовые плиты. На 1 августа - в праздник первого обретения мощей дорогого батюшки - берем три военно-полевые кухни из воинской части. Словом, поняли, что просто обязаны всех привечать с Серафимовой любовью, как бы сестрам ни было трудно управляться с таким множеством людей. Зато уезжая, паломники проникновенно говорят: "Вот и побывали в гостях у батюшки Серафима! Сподобил Господь!". МАТУШКА СЕРГИЯ - О "ЯШКЕ" И "ОКАЯШКЕ". Я читала летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, составленную архимандритом Серафимом (Чичаговым), и душа моя наполнялась горечью. Сколько же скорбей пришлось претерпеть дивеевским насельницам из-за насильственного навязывания им молодой начальницы вместо старой, избранной сестрами и горячо любимой всеми, кто разумел правду и держался истины! Об этом скандальном деле митрополит Московский Филарет даже Государю императору докладывал" В Дивеево ездили следователи разбираться, "серафимовы сироты" ходили в слезах и молились. Долго длились вражьи козни, пока указом Святейшего Синода не вернули сюда прежнюю настоятельницу - Елисавету Алексеевну Ушакову. Ту самую, о которой батюшка Серафим пророчески говорил: мол, при ней, двенадцатой настоятельнице, устроится монастырь. Сбылись его слова. Вскоре после возвращения в родную обитель настрадавшаяся матушка была пострижена в сан игумении с именем Мария, а спустя годы, в двадцатипятилетний юбилей ее игуменства, и священнослужители, и мирские люди отмечали, что она увеличила число сестер в обители и их духовный союз стал крепок взаимной любовью. Так что не одержал тогда враг нашего спасения победы, отступил. Но вот минуло сто с лишним лет, и он снова пытается взять верх в этом дивном святом месте, стараясь повредить человеческие души. Иных людей заражает такой злобой и неистовством, так что те теряют контроль над собой и творят бесчестные злые поступки. В души других стремится заронить ядовитое семя сомнения: а может, и в самом деле невесты Христовы увязли в смертных грехах, как поговаривают? Сегодня в самой обители меж сестер, слава Богу, все спокойно. Любят они свою игумению: я как раз попала, как мне сказали, на чисто семейный праздник - 9 лет игуменства матушки Сергии. Не было никаких пышных торжеств, только праздничная трапеза, собравшая всех дивеевских сестер - и из монастыря, и из скитов. Некоторые испекли в подарок матушке такие торты - ну просто произведения кулинарного искусства. Но мне запомнились слова, обращенные игуменией к насельницам: - Я прошу вас не ломать голову, что подарить мне, например, в день ангела или в какой-то другой праздник. Не думайте, какую икону мне преподнести или какой торт испечь. Для меня ваш духовный рост, ваши духовные подвиги - самые дорогие подарки". А слова, что я приведу ниже, матушка Сергия произнесла после, в беседе со мной, продолжая размышлять о духовном становлении сестер. Однако их, думаю, в полной мере можно отнести и к живущим в миру: - Мы - путники на земле и должны идти к цели - стяжанию духа мирного. Но как же это непросто! Казалось бы, все хотят духа мирного, радостного настроения. Только все ли способны безжалостно выкорчевывать свое "я", наступая на него каблуком с гвоздями? Именно "яшка" и "окаяшка" не дают постоянно благодати Духа Святаго пребывать около нас. Именно "яшка" и "окаяшка" творят сегодня в Дивеево много черных дел. Они помыкают меркантильными людьми, заставляя их ради своих узких корыстных интересов кидать комья грязи в обитель, пускать в ход клевету. Некоторые преступления, что были совершены в районе, злонамеренные люди хотят "навесить" на монастырь, хотя монастырь никакого отношения к тому не имеет. Мы были у начальника Дивеевского РОВД А. А. Завьялова, и он вместе со своим заместителем и участковым инспектором подтвердил это. Вряд ли стоит вытаскивать ложные измышления, тиражируемые частной газетой "Саров", на страницы нашей газеты и опровергать их. Пишу я об этом прискорбном явлении лишь с одной целью. В Дивеево приезжают тысячи паломников. Были случаи, когда клеветнические статьи вручали богомольцам прямо на ступеньках собора. Очень не хочется, чтобы в сердца людей, приехавших поклониться мощам святого российского праведника, змеей вползала мысль: неужели тут такое творится? "В одном из писем, направленных игумении Марии (Ушаковой) по случаю 25-летия ее игуменства, говорится, что враг нашего спасения, как бы воплотившись в непо-требные сосуды, готов был поглотить ее, но Господь поддерживал матушку во всех напастях и искушениях. Сегодня мы тоже видим воплощение в "непотребные сосуды", напасти и искушения. И - помощь Божию в преодолении трудностей. ПРОРОЧЕСТВА БАТЮШКИ СЕРАФИМА СБЫВАЮТСЯ. Какое великое событие произошло в Серафимо-Дивеевском монастыре недавно! Хотя уже можно сказать: в конце прошлого века, 22 декабря 2000 года. Я побывала в обители за несколько недель до предсказанного святым саровским прозорливцем прославления мощей - они находились еще не в раках, а во гробах, и дивеевские священники каждый день совершали панихиду. - Мы живем в счастливое время, потому что на наших глазах сбывается еще одно пророчество батюшки Серафима, говорившего, что в усыпальнице храма Рождества Богородицы будут почивать мощи четырех подвижниц. Трое мощей обретены. Чьи станут четвертыми, пока не знаем. Но нам отрадно, что прославлены будут такие подвижницы, как матушка Александра (в миру Агафья Мельгунова), схимонахиня Марфа, почившая в возрасте девятнадцати лет (ей батюшка Серафим доверял свои тайны относительно будущего обители) и двадцатишестилетняя Елена (Мантурова). Сама Царица Небесная, взяв эту русскую землю в Свой четвертый удел, благословила матушку Александру положить здесь начало монастырю. Тому монастырю, о котором подвижник, называвший себя "убогим Серафимом", говорил, что здесь будет женская лавра. То есть матушка Александра явилась основательницей великой обители, хотя в то время при ней было всего лишь двадцать сестер. Но маленькая общинка стала святой и здоровой закваской, заквасившей такое тесто! И уже при первой игумении - Марии (Ушаковой) обитель насчитывала тысячу насельниц. От двадцати до тысячи" Называя матушку Александру святой женой, великой госпожой, преподобный Серафим добавлял при этом: "Я и поднесь ея стопы лобзаю!" Дивным образом из останков матушки Александры сохранились только стопы". Схимонахиню Марфу преподобный Серафим тоже называл великой госпожой. Он говорил, что душа ее предстанет в Царствии Небесном перед Престолом Пресвятой Троицы, близ Царицы Небесной со святыми девами. - Я это произношу, - сказала матушка Сергия, - а у самой мороз по коже. Нам бы где-нибудь с краешку примоститься, а тут - возле самого Престола! Мощи монахини Елены (Мантуровой) были обретены первыми - 26 сентября 2000 года, в праздник обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. У нас в Арзамасе есть храм Воскресенский, там в этот день по-восточному обычаю служат пасхальным чином литургию. В этот день ее мощи были обретены и первыми занесены в маленький храм Рождества Христова. Фактически она явилась первой там церковницей (помощницей в храме), и первой ее туда занесли. Хотя по идее сначала бы следовало занести мощи первоначальницы матушки Александры. Это - согласно человеческой логике. Но получилось-то все по Промыслу Божию! А обретение мощей матушки Александры пришлось на праздник Воздвижения Креста Господня - 27 сентября. Мы не хотели, чтобы археолог с судмедэкспертом прибыли в эти дни, да они и собирались приехать пораньше, но не получилось. Теперь, наверное, можно сказать, что это тоже символично. Крест воздвигли для поклонения всему православному миру. И мощи избранниц (третьи мощи - схимонахини Марфы) были обретены для поклонения им православных людей. "Обретены в конце ХХ века, чтобы в новое тысячелетие мы во-шли с сознанием: Господь не оставил Россию и по молитвам Своей Пречистой Матери являет нам, мятущимся и грешным, порою - теплохладным, часто - эгоистичным и забывшим о страхе Божием и Божием милосердии, дивные чудеса. О монахине Елене (Мантуровой) нужно сказать особо. Когда я, вернувшись из командировки домой, почувствовала, что не могу оторваться от подаренной мне летописи Серафимо-Дивеевского монастыря и захотелось радость этого чтения разделить с членами семьи, то вспомнилось, что раньше в больших русских семьях так и бывало. По вечерам собирались все вместе, кто-то читал, а остальные слушали жития святых. Время ушло вперед. Сколько развлекающей (и разделяющей нас друг с другом) "чудо-техники" появилось! Телевизоры, магнитофоны, видео, музыкальные центры, компьютеры" Зачастую они не просто уводят с пути спасения, а сталкивают в бездну! Но если постараться вырваться из их плена, как сильно можно укрепить дух, знакомясь с судьбами таких избранниц, как Елена Васильевна Мантурова! Батюшка Серафим говорил сестрам: "Нет послушания выше церкви!" Однако когда он назначил начальницей мельничной обители монахиню Елену, та стала категорически отказываться: все могу исполнить, а это - нет! - Некоторые у меня спрашивают: как же она не послушалась преподобного? - заметила матушка-игумения. - Как это могло быть? Но свое первое непослушание она исправила послушанием "даже до смерти", когда батюшка ей сказал, что, мол, братец твой заболел и должен умереть, а он так нужен обители, сиротам, и не могла бы ты за него умереть? Матушка Елена ответила: "Благословите!" и в 26 лет скончалась. Нельзя без волнения читать те страницы летописи, где повествуется, что во время беседы со старцем она сильно смутилась и произнесла: "Батюшка! Я боюсь смерти!", на что отец Серафим ответил: "Что нам с тобой бояться смерти, радость моя! Для нас с тобой будет лишь вечная радость!". После ее кончины преподобный такими словами утешал послушницу Ксению: "Ну что плакать-то! Ведь это грех! Мы должны радоваться: ее душа вспорхнула, как голубица, вознеслась ко Святой Троице. Пред нею расступились херувимы и серафимы и вся небесная сила! Она прислужница Матери Божией, матушка! Лишь радоваться нам, а не плакать должно. Со временем ее мощи и Марии Семеновны будут почивать открыто в обители, ибо они так угодили Господу, что удостоились нетления. Вот, матушка, как важно послушание!". Прошло 168 лет с тех пор, как эти слова были сказаны. Сколько поколений монашествующих ждали, когда и это пророчество батюшки Серафима сбудется! Действительно, мы живем в счастливое время. ОТ "ПЯТЕРОК" ДО "ДВОЕК" В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. Я заметила, что мать-игумения любит простые и ясные сравнения. Говоря, например, о своей обители, она сравнила ее с обыкновенной общеобразовательной школой, где кто-то учится хорошо, с усердием, а кто-то, увы, ленится, не особо себя утруждает. - Но все венчает аттестат зрелости, - сказала она. - Каждому из нас предстоит духовный экзамен, когда мы предстанем пред Всевышним и должны будем дать отчет о своей жизни. Хорошо, если у кого-то было больше "четверок" и "пятерок", хуже - если были "тройки". Современным насельницам особенно трудно в духовном отношении. Прежде была преемственность поколений: к молоденькой сестре прикрепляли старицу, и та направляла ее, помогала духовно расти. Теперь по известным причинам этого нет. - Как хорошо, что некоторые наши сестры сподобились общаться с последней старицей обители - матерью Маргаритой, - заметила матушка Александра, помощница игумении в канцелярских делах. И все же монастырская жизнь, хотя и с большими трудностями, искушениями, но возрождается. В дивеевских сестрах многие архипастыри видят ту святую здоровую закваску, которая, образно говоря, может заквасить тесто, как когда-то заквасила его крохотная община матушки Александры (Мельгуновой). Игумения Сергия сообщила, что два владыки - Камчатский и Тамбовский - просят у нее сестер для женских обителей, чтобы там можно было начать монастырскую жизнь. Просят хотя бы на годик, на полтора. Матушка вся в раздумьях: сейчас в Дивеевской обители чуть больше 300 насельниц, но если учесть и подворья, и скиты, конечно же, этого мало. На Нижегородском подворье только три сестры. На Арзамасском - одна сестра и одна помощница-сторож. В Троицком скиту, который стоит в открытом поле, всего семь сестер. Точнее, он находится в бывшем селе Хохлово, но самого села уже нет, сохранилась лишь церковь". - У нас самих еще не все упорядочено, - говорит матушка Сергия. Потом добавляет: - Однако надеемся, что Царица Небесная и батюшка Серафим нас не оставят. Их помощь мы чувствуем каждый Божий день. А что касается "оценок", которые незримо идут в наш духовный аттестат, то тут никому не удастся словчить или упросить учителей завысить балл. И в этой связи я хочу рассказать читателю маленький эпизод, врезавшийся мне в память. Закончилась в Троицком соборе праздничная литургия. Мать-игумению с девятилетием ее игуменства сердечно поздравили сест-ры, прихожане, паломники. Собор почти опустел. Но вот к пожилой монахине подходит бомж - оборванный, грязный, дурно пахнущий - и спрашивает: "А сухариков можно?" Она качает головой: "Приходи на вечернюю службу, тогда и получишь сухарики из чугунка батюшки Серафима". - "Не смогу, - отвечает бомж. - Мне бы сейчас сухариков". - "Ну, подожди меня здесь, пойду искать тебе сухарики", - говорит монахиня. Кто-то из мирян ее окликнул: "Матушка, зачем вы себя утруждаете? Не ходите!" - "Да ведь тоже человек!" - ответила она. Поистине - Серафимова любовь". ВОЗРОДИТСЯ КАНАВКА - ВОЗРОДИТСЯ РОССИЯ! "Там была мерзость запустения!" - такую страшную и горькую фразу мы вынуждены порой произносить, рассказывая о наших святынях. В голове не укладывается, сердце того не приемлет, что на земле, где когда-то Своими стопочками прошла Царица Небесная, тоже многие годы была мерзость запустения. Но если сегодня Богородичная канавка - метр за метром, шаг за шагом - восстанавливается, если каждый, у кого возникнет душевная потребность принять участие в этом великом святом деле, может это сделать открыто, не боясь доносов в карающие органы, то разве не в счастливое время мы живем? Работы по возрождению Канавки, вырытой по благословению батюшки Серафима дивеевскими сестрами, как говорится, непочатый край. Прежде всего необходимо вынести с ее территории школу, жилые дома. А что значит построить сегодня современную школу с двумя спортзалами? Какие капиталы для этого требуются? Огромные! Но их надо изыскивать. И вот один из членов Попечительского совета Серафимо-Дивеевского монастыря Сергей Пугачев - председатель совета директоров Межпромбанка - выделил начальную сумму, и уже вырыт котлован для будущей школы, заложен ее фундамент. Попечительский совет был создан в Москве, и его председателем стал руководитель ЗАО "Корпоративное развитие нетрадиционных технологий в регионах" Александр Миронов. Участвуя в 1999 году в Крестном ходе по водам трех великих рек, он побывал тогда и в Дивеево. Как человек верующий Александр Станиславович не мог не почувствовать, насколько это важно - восстановление Святой Канавки. По инициативе Миронова, на средства, изысканные Попечительским советом, был построен жилой двенадцатиквартирный дом, куда переселили жильцов, занимавших монастырские помещения. Начато строительство еще одного дома. Строится гостиница. Стройка кипит! В сам Попечительский совет вошли Валентина Матвиенко - заместитель Председателя правительства Российской Федерации, Иван Скляров - губернатор Нижегородской области, Александр Крутов - ведущий телепередачи "Русский дом", писатель Юрий Воробьевский, дивеевский священник Игорь Борисов (ответственный секретарь) и другие. И каждый из них вносит свою посильную лепту. Вносят ее и рядовые москвичи, принося свои пожертвования. Вносят и многие россияне, перечисляя по мере своих - чаще всего скромных - возможностей какие-то суммы на банковский счет монастыря. Но прежде чем сообщить координаты, куда можно принести или перевести пожертвования, поведаю читателю историю. Это рассказала в Попечительском совете одна из бабуль, принесшая свои грошики на возрождение Святой Канавки. Ее, пожилую женщину, сильно мучила экзема на ноге. Зятя болячка до такой степени напугала, что он заставил тещу пойти в поликлинику и взять у врача справку, что это, мол, не заразно. И вот она едет в паломническую поездку в Дивеево, трижды окунается в святом источнике преподобного Серафима Саровского и отправляется на службу в храм. В храме бабушка вдруг спохватилась: да я ведь больную ногу не забинтовала! Но не уходить же со службы! А перед сном взглянула на ногу - болячки нет! Кто-то в благодарность за исцеление приносит или перечисляет пожертвования. Немало и тех, кто не был в Дивеево, но знает, что это четвертый земной удел Царицы Небесной и хочет помочь монастырю встать на ноги" Попечительский совет Серафимо-Дивеевского монастыря находится в Москве по адресу: Волоколамское шоссе, 88, стр.4, тел: 491-78-30 (ст. метро "Тушинская"). Координаты для перечисления пожертвований: ИНН 7704205984 АКБ "Новикомбанк" г. Москва. Р/с 0703810900000002070. К/с 0101810000000000162. БИК 044583162 ОКОНХ 96190 ОКПО 51224119. А ВРАГ ЛЮТУЕТ". Мы возвращались из Дивеева, и в пути - на переправе - с нами произошло ЧП. Вдоль реки вы-строились машины - фуры, рафики, легковые, часами ожидая своей очереди, чтобы попасть на паром. Только очередь почти не двигалась. Когда паром появлялся у нашего берега, очередников "оттирали" иномарки с "новыми русскими" или лицами кавказской национальности. Было девять вечера, а в одиннадцать паром прекращал перевозку машин до утра. Хотя мы и стояли вторыми или третьими, но могли не попасть на тот берег. И вот терпение лопнуло - мы вышли из "Газели" и встали в грязи перед иномарками, дабы не пустить их на паром. К нам присоединилась старушка, которая с плачем и причитаниями говорила, что из-за всяких наглецов не успеет на похороны. Но даже не они - циничные и наглые - оказались страшнее в те минуты, а полковник Муромского управления внутренних дел, как он представился, размахивая удостоверением, Валерий Аркадьевич Новиков. Вдрызг пьяный, он поливал всех матом - кричал, что едет со спецзадания и пусть все расступятся. Я попросила его прекратить брань, но, видно, он вошел в раж - остановиться не мог. А когда еще узнал, что едем из монастыря, из Дивеево, то тут такое богохульство пришлось от него услышать! У меня по спине мурашки пробегают, когда вспомню, что он сказал мне и моей спутнице: я, мол, могу вам в машину такое подложить, что потом не "отмыться"! А когда мы все-таки попали на паром, не пустив без очереди ни одну иномарку, этот "блюститель порядка" потребовал, чтобы наша "Газель" ехала за ним в управление внутренних дел - у него есть к нам вопросы" Этот разговор на пароме я незаметно записала на диктофон и хотела по приезду в Москву позвонить в МВД, в Управление по личному составу и рассказать, как безобразно вел себя один из муромских "чинов". Но после, когда негодование улеглось, я почувствовала вдруг жалость к человеку, которым так крутил бес, мутил его разум. Матушка Сергия, игумения Серафимо-Дивеевской обители, говоря об обидчиках, отмечала, что по-человечески хочется добиться справедливости и наказать тех, кто делает пакости, но по Божиим заповедям мы должны их прощать и усердно за них молиться, прося у Господа, чтобы эти несчастные прозрели. Ведь духовно слепые и глухие они открыты бесам и пляшут под их дудку. "Отодвигается во времени та замечательно трудная командировка в Дивеево, а воспоминания не тускнеют! Теперь я часто думаю о святой обители, как о маяке, к которому устремляется множество людей, стараясь не разбиться о скалы. И повторяю вслед за другими паломниками проникновенные слова: "Вот и сподобил Господь побывать в гостях у батюшки Серафима!". Н. СТАВИЦКАЯ. <$> //* Источник информации : Православная Москва,10.02.01 //* Рег.Ном.- 1110200013.08-------------------------------------------