КАВКАЗСКАЯ ГОЛГОФА. В Черкасской епархии Украинской Православной Церкви по благословению правящего архиерея Преосвященнейшего епископа Софрония вышла книга "Кавказская голгофа". Автор и составитель книги православный журналист Александр Касьянов сопроводил ее подзаголовком - "Жизнь и крестный путь священномученика Петра Сухоносова. 1929 - 1999 гг". Эта книга о трагической судьбе протоиерея Петра, одного из старейших клириков Ставропольской епархии, почти полвека своей жизни отдавшего пастырскому служению. В 1999 году, за две недели до Пасхи Христовой, батюшка был захвачен в чеченский плен. Наша газета писала об этом на своих страницах два года назад. Но тогда мы не располагали никакими подробностями ни о гибели православного священнослужителя, ни о его исповедническом житии. И вот теперь мы имеем возможность благодаря усилиям многих людей, и особенно составителя книги А. Касьянова, познакомить наших читателей с некоторыми эпизодами из жизни мученика за веру Христову протоиерея Петра Сухоносова. "Книга писалась вместе с горячими молитвами людей, близко знавших протоиерея Петра, о его спасении из чеченского рабства, - отмечает автор "Кавказской голгофы". - Мы все молились и верили, что чудо свершится, как свершилось оно над двумя другими почтенными пастырями, оказавшимися в одно время с отцом Петром в бандитском заточении. Но нам, грешным, не дано знать Промысла Божия над людскими судьбами. Лишь когда в конце октября телевидение показало всему миру бездыханное тело отца Петра Сухоносова, замученного пытками и голодом, стало ясно, что увидеть живым его больше никогда не удастся.". Эта книга является продолжением летописи мученичества от первых лет христианства до конца трагического ХХ века, своим началом и своим концом ознаменованного жестокими гонениями на православных верующих. "До тех пор пока на земле существует Православие, в нашей жизни было и будет место мученичеству", - пишут авторы книги. А это значит, что к сонму святых прибавятся новые молитвенники за веру Христову, за Россию, за всех нас... В Черкасской епархии Украинской Православной Церкви по благословению правящего архиерея Преосвященнейшего епископа Софрония вышла книга "Кавказская голгофа". Автор и составитель книги православный журналист Александр Касьянов сопроводил ее подзаголовком - "Жизнь и крестный путь священномученика Петра Сухоносова. 1929 - 1999 гг". Эта книга о трагической судьбе протоиерея Петра, одного из старейших клириков Ставропольской епархии, почти полвека своей жизни отдавшего пастырскому служению. В 1999 году, за две недели до Пасхи Христовой, батюшка был захвачен в чеченский плен. Наша газета писала об этом на своих страницах два года назад. Но тогда мы не располагали никакими подробностями ни о гибели православного священнослужителя, ни о его исповедническом житии. И вот теперь мы имеем возможность благодаря усилиям многих людей, и особенно составителя книги А. Касьянова, познакомить наших читателей с некоторыми эпизодами из жизни мученика за веру Христову протоиерея Петра Сухоносова. "Книга писалась вместе с горячими молитвами людей, близко знавших протоиерея Петра, о его спасении из чеченского рабства, - отмечает автор "Кавказской голгофы". - Мы все молились и верили, что чудо свершится, как свершилось оно над двумя другими почтенными пастырями, оказавшимися в одно время с отцом Петром в бандитском заточении. Но нам, грешным, не дано знать Промысла Божия над людскими судьбами. Лишь когда в конце октября телевидение показало всему миру бездыханное тело отца Петра Сухоносова, замученного пытками и голодом, стало ясно, что увидеть живым его больше никогда не удастся.". Эта книга является продолжением летописи мученичества от первых лет христианства до конца трагического ХХ века, своим началом и своим концом ознаменованного жестокими гонениями на православных верующих. "До тех пор пока на земле существует Православие, в нашей жизни было и будет место мученичеству", - пишут авторы книги. А это значит, что к сонму святых прибавятся новые молитвенники за веру Христову, за Россию, за всех нас... Летом 1997 года, как раз перед праздником Успения Пресвятой Богородицы, было совершено первое дерзкое покушение на жизнь протоиерея Петра Сухоносова. Однако об этом событии батюшка написал близким со свойственной ему скромностью: "Я думал, что вы давно знаете о мне, грешном, что было перед Успением. Да, это было чудо Божие, так прямо сказал глава администрации. По милости Божией пока тихо". Местные органы уже располагали данными, что на настоятеля русской православной церкви в станице Орджоникидзевской готовится нападение экстремистов, занимавшихся похищением людей. Но при всей бдительности и предпринятых мерах безопасности со стороны ингушской милиции, "вычислить" бандитов в разношерстной массе местного населения было не так просто. Однажды недалеко от Покровской церкви остановилась машина, не вызвав поначалу ни у кого ничего подозрительного: мало ли кто мог приехать к священнику? "Я с сестричками Дарьей и Светланой находилась в церковной гостинице, - вспоминает живой свидетель того события Татьяна Гапотченко. - Выйдя оттуда, мы пошли проведать моих родителей, которые жили в батюшкином доме. Возле церкви, прямо у ворот, мы встретились с батюшкой. Он открыл калитку и вышел на улицу, чтобы благословить всех нас. При этом он, как всегда, приветливо улыбнулся. Сестрички побежали к родителям, а я осталась с батюшкой. Узнав, что я собралась проведать родителей, он тоже захотел пойти к ним в гости.". И когда отец Петр вышел за церковную ограду, неожиданно сзади почти бесшумно подъехала белая легковая машина. Оттуда выскочили два бандита, схватили настоятеля под локти и силой поволокли за собой. "Я крепко вцепилась в батюшку, - рассказывает далее Татьяна, - но бандиты меня толкнули так, что я упала на землю. Вскочив на ноги, я снова ухватилась за отца Петра, но те люди меня снова с силой отпихнули. Тогда я обхватила нашего батюшку обеими руками и громко закричала.". Наверное, этот мужественный поступок хрупкой девушки спас протоиерея Петра Сухоносова от неминуемого, казалось, похищения. В это мгновение из двора вышел отец Татьяны Иван Иванович Сапрыкин, а из церкви, услышав крик о помощи, выскочил Владимир Кучин, живший вместе с матерью тут же, в церковном дворе. Не испугавшись опасности, они бросились навстречу бандитам и стали вытаскивать отца Петра из машины, куда его уже почти затолкали похитители. Один из них, разъяренный от такой неожиданности, сильно ударил Владимира прикладом автомата по голове. Потом ударил снова и снова - до крови" Машина тронулась с места, но тот с Иваном Ивановичем продолжал держать батюшкины ноги и не отпускал их. Один из бандитов старался влезть в машину, но это ему никак не удавалось. На шум и крики из соседних дворов выбежали местные женщины-ингушки и тоже побежали к машине выручать из беды русского священника. Поняв, что план похищения сорвался, бандиты выбросили батюшку из машины, забрали своего сообщника, а сами попытались скрыться из Орджоникидзевской. Поднятая по тревоге местная милиция организовала преследование. Завязалась перестрелка, по милиционерам был открыт автоматный огонь. Как потом рассказывали свидетели, вся милицейская машина была изрешечена пулями похитителей, но милиционерам тогда все же удалось обезвредить часть нападавшей банды. Сам же отец Петр Сухоносов, вспоминая об этом случае, в своей простоте говорил: "А я думал, что они меня попросили где-то панихиду отслужить"". Вскоре покушения на жизнь настоятеля русского православного храма в станице Орджоникидзевской протоиерея Петра Сухоносова повторятся. Началась "охота" за православными священниками. Если быть точнее, началась она несколькими годами раньше, когда было совершено похищение священнослужителей Михайло-Архангельского храма в Грозном. И снова лишь чудо спасло их от неминуемой смерти в бандитских застенках Чечни. "27 марта, в субботу, - вспоминает Мария М., - служба шла своим чередом, молящихся было много. И вот отец Петр вышел из алтаря прямо на середину храма и сказал, что трудно поверить в то, что ему только что сообщили, но в ночь на 27-е похищен священник Петр Макаров. Все стали плакать, но батюшка внешне был спокоен. Он говорил, что все, кто принимает страдания за православную веру, сразу попадают под защиту - Покров Богородицы." Говорил он в тот день о смирении и о том, что христианское мученичество - это удел избранников Божиих. При этом батюшка сказал, что отец Петр Макаров останется жив, что похитители будут вынуждены вернуть его. Все, кто был в храме, плакали" После литургии он ушел к себе в келию, и до вечера его почти никто не видел. Наступал воскресный день 28 марта. А в воскресенье была такая служба! Не смею описать, потому что достойно не могу, - продолжает свой рассказ очевидица трагедии. - Когда закончилась литургия и батюшка отслужил панихиду, прихожане подходили к нему с вопросами и за советом. Лишь в обед, примерно в 13 часов 15 минут, он освободился, и мы с духовным чадом отца Петра пошли писать письмо его духовной сестре, которое вместе с посылочкой надо было передать в Киев. Автобус с прихожанами и охранником уехал, и мы зашли в пономарку. Там к батюшке снова подходили люди, он их благословлял. Но вот все разошлись. Нас осталось только трое: отец Петр, раба Божия Н. и я, грешная. Мы писали письмо, а батюшка зашел в алтарь, но выходил и подсказывал, что надо еще написать, и снова возвращался в алтарь. Дверь из пономарки во двор была открыта, мы продолжаем писать, и тут отец Петр выходит из алтаря и спрашивает, почему у нас дверь открыта. А мы в ответ: "Нам, батюшка, с Вами ничего не страшно". Но все же закрыли дверь изнутри на щеколду.". Так прошло еще пять или семь минут. И вдруг М. и Н. услышали на дворе прямо возле храма крики. Они приоткрыли дверь и увидели, как один из охранников лежит в крови, а его избивают незнакомые вооруженные люди. Н. выбежала во двор на помощь охраннику, а М. плотно закрыла дверь на щеколду. Далее она вспоминает: "Поворачиваюсь - батюшка стоит сзади. В это мгновение я услышала крики Н.: ее тоже стали избивать те незнакомцы. Я стала открывать дверь, чтобы выбежать к ней или же впустить ее саму. Батюшка тихо спросил: "Что вы делаете?" Я говорю, что Н. избивают, надо помочь ей и стала уже открывать дверь, но, видимо, увидев это, Н. закричала мне: "Закрой дверь!" Не знаю, каким чудом я успела захлопнуть дверь и закрыть ее снова на щеколду. В нее стали бить, стучать, даже сорвали ручку, но саму дверь выломать не могли. Когда я оглянулась, батюшки рядом уже не было. Все происходящее казалось мне какой-то страшной нереальностью: крики, выстрелы, стук в дверь" Я приоткрыла вторую дверь, но переступить не посмела, так как там уже был святой алтарь. Батюшка стоял на горнем месте, очень бледный, но внешне спокойный. Я обратилась к нему: "Батюшка, что мне делать?" Он после паузы переспросил: "Что вы хотите?" Я повторяю снова: "Что мне делать, куда идти, как быть?" Он ничего не ответил. Думаю, в эти минуты батюшка молился. Я прикрыла дверь, но тут же за-глянула туда опять, так как трудно было бездействовать. Но батюшка лишь попросил закрыть дверь. Сделав так, я стала громко читать: "Богородице Дево, радуйся"" Но, не дочитав до конца, замолчала. В храме на какое-то мгновение воцарилась необыкновенная тишина. А потом раздались вы-стрелы и крики изнутри самого храма, и я поняла, что двери на запоре уже незачем держать"". Открыв дверь пономарки, М. вышла во двор и тут же увидала, как от батюшкиной келии шли двое кавказцев с автоматами. Женщина, набравшись мужества, спокойно спросила, кто они такие и что тут происходит. Те ответили на непонятном ей гортанном языке и стали угрожать оружием. Подошла еще одна женщина и тоже потребовала от бандитов покинуть храм и церковный двор, но те все равно шли к южному входу. И когда они подошли туда, женщины увидели, как несколько вооруженных человек тащат отца Петра: избитого, всего в крови, без сознания. Крест на нем был сорван. Они по ступенькам стащили его на асфальт двора, в то время как двое бандитов отгоняли автоматами людей, не дозволяя им приблизиться. Один из них схватил отца Петра за волосы, стал с силою трепать их и вырвал кусок старческой седины. "Наверное, от боли, - вспоминает М., - батюшка пришел в себя, и я несколько секунд смотрела ему в глаза. Потом он опять потерял сознание"". У ворот церкви стояла машина. Бандиты вшестером за-бросили батюшку в кузов, прикрыли тентом и скрылись. Для задержания похитителей и освобождения отца Петра по тревоге в воздух был немедленно поднят боевой вертолет. Операцию взял под контроль лично президент Ингушетии Руслан Аушев. У въезда в Серноводск на обочине дороги стоял брошенный "бобик" бандитов: его кузов был залит свежей человеческой кровью. Самого отца Петра там уже не было. Рассказывают, что на следующий день после трагедии, поздно вечером, к храму подошла неизвестная пожилая чеченка. Она тихо сказала: "Не знаю точно, кто, но один из ваших похищенных батюшек мертвый"" Через два месяца отец Петр Макаров и отец Сергий Потапов чудом выйдут живыми из чеченского плена. Судьба протоиерея Петра Сухоносова останется неизвестной. * * *. О спасении плененного отца Петра молились тысячи людей. За него молились в его родной Слепцовке и Москве, в Киеве и на святой Почаевской горе, в Иерусалиме и на Афоне" Эта молитва не прерывалась даже тогда, когда здравый рассудок вопрошал: под силу ли немощному старцу выдержать такие нечеловеческие пытки и страдания, перенести сырость, холод, побои, физические и моральные издевательства? О судьбе протоиерея Петра Сухоносова ходили разные слухи. Одни говорили, что похитители потребовали за него крупную сумму. Иные утверждали, что освобождение батюшки должно произойти со дня на день: этим вопросом занимались органы российского управления ФСБ и лично президент Игушетии Руслан Аушев. Кто-то якобы сам видел отца Петра живым. Но, похоже, тот октябрьский вечер забрал у людей, близко знавших протоиерея Петра Сухоносова, последнюю надежду увидеть его живым. 23 октября 1999 года в вечернем информационном выпуске "Вестей" Российской телерадиокомпании был показан репортаж корреспондента Петра Коровяковского, открывший страшную тайну о дальнейшей судьбе похищенного весной настоятеля Покровской церкви протоиерея Петра Сухоносова. Телезрители впервые увидели фрагменты видеозаписи, сделанной, судя по всему, самими похитителями. На ней было снято бездыханное тело отца Петра на дне подземелья, лишенного какого бы то ни было источника света и притока свежего воздуха. Батюшка лежал на спине с полуоткрытыми глазами: на его лице застыла печать предсмертных страданий". Палачи, заморившие священника пытками и голодом - тело батюшки было сильно изможденным, - сорвали с него всю одежду, бросив на дно холодного и сырого заточения. Правая нога прикована стальной цепью. То, что это был протоиерей Петр Сухоносов, сомнений не вызывало" Трудно судить, сколько времени пролежал мученик: неделю, месяц или больше. Среди сырости, грязи и мерзости тело батюшки лежало абсолютно нетленным. Так лежат лишь святые". Данный телесюжет вызвал большой резонанс на Кавказе и в других регионах, где есть немало духовных чад батюшки. Церковные власти обратились к президенту Чеченской Республики Ичкерия Аслану Масхадову оказать содействие в установлении судьбы похищенного священника и возвращения его тела для христианского погребения. Но ответ не был получен: октябрь месяц полыхал по всей Чечне пожаром новой войны. Да и какого утешительного ответа можно ждать от человека, заявившего на весь мир: "Каждого русского, который попадет в руки, резать, топтать и получать от этого удовольствие"? Чеченские города и села одно за другим вскоре перейдут под контроль российских войск. Из бандитских подвалов и мест пыток удастся вырвать многих "кавказских пленников", чудом оставшихся в живых. Протоиерей Петр Сухоносов так и не будет найден. Его не отыщут ни среди живых, ни среди мертвых". <$> //* Источник информации : Православная Москва,10.02.01 //* Рег.Ном.- 1110200013.09-------------------------------------------