"НАДО, ЧТОБЫ РУССКИЕ ВСЕГДА ПОМНИЛИ О РУССКИХ". Жизнь, прожитая праведно, не напрасна, она не исчезает, даже если пропала могила, истлело тело - навечно остаются добрые дела. Рано или поздно звуки жизни, кажется, умолкнувшие навсегда, могут вновь наполнить память живущих и зазвучать в ней с особой силой, стать им уроком того, как следует сберегать сокровенное, хранить душевную чистоту и ясность при самых трагических обстоятельствах. В январе 1999 года в "Православной Москве" был опубликован очерк "Дай терпение свой крест нести" о судьбе настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Цюрихе протоиерея Давида Чубова, вынужденного в годы гонений покинуть Россию. Он ушел из жизни 14 августа 1956 года. Исчезло его захоронение, за которое Совет Зарубежной Церкви не стал платить арендную плату. Не удалось обнаружить в Цюрихе, где он провел последние годы своей жизни, никаких письменных материалов о нем - лишь добрым словом вспомнили о своем пастыре редкие оставшиеся его прихожане... Но прошли месяцы - и в солнечный февральский день, как гром среди ясного неба, раздался звонок из французского города Сен-Луи, и один человек, у которого волей судеб в руках оказались тетради с проповедями, поучениями, произнесенными отцом Давидом по разным случаям с 1920 по 1940 год, пообещал переправить их в Москву. В течение двух лет он переслал четыре тетради. За это время каким-то чудом нашлось несколько фотографий, отыскались кое-какие другие сведения о священнике, с великим достоинством и огромной неугасаемой любовью к Родине жившем в одиночестве в немилой ему эмиграции. Его судьба оказалась столь необычной и захватывающей, что вновь захотелось рассказать о ней. В конце октября - начале ноября 1920 года на пароходе "Варна" он покинул родные берега. Таяла в матовой серовато-синей дымке, погружаясь в Черное море, дорогая отчая земля - и все тяжелее становилось на сердце изгнанникам, еще не осознавшим, что расстаются с Родиной они навсегда. Есть вещи, которые никогда не постигнуть рассудком. Безмолвно стонала, ныла душа. Чтобы взбодрить приунывших людей и вернуть что-то привычное, надежное в их новое существование, священник предложил совершить всенощную. Полковник Николай Лисунов с группой из 10-15 человек совершил получасовую спевку - и в трюме болгарского парохода раздались напевы русских церковных песнопений. После всенощной они познакомились, и всю последующую жизнь, до последнего вздоха, Николай Лисунов был регентом хора у отца Давида. Затем их, около 1500 русских беженцев, высадили в Созополе. Там, в Болгарии, они образовали хор, сначала для пения в храме, а потом первыми из всех беженцев выбрались из Созополя с концертами, которые на первое время дали пропитание около 50 душам. Прибыв в Сливен с хором из 35 человек, после удачных выступлений осели там на продолжительное жительство. С тех пор отец Давид жил исключительно мечтой о возвращении на Родину и по-своему боролся за нее. Для себя он до гробовой доски молил об одном: счастья упокоиться в русской земле. "Умереть на Родине - последнее наше желание", - признавался он на проповеди. "Когда же мы возвратимся в Россию?" - вырвалось у него однажды. Более всего его волновал вопрос о судьбе далекой, но желанной родной земли, где у него остались жена и дети, - о России. 30 марта 1930 года на служении в Казанлыке протоиерей Давид сказал: "За все долгие годы нашего пребывания вне России, я глубоко верю: ни у одного русского человека не было такого дня, да не только дня, а даже и часа, когда бы он не вспомнил о Матери-Родине - страждущей России, о своих родных, там оставшихся, о своих близких, друзьях, приятелях, просто знакомых..." Почти на каждом богослужении он вспоминает о родных. "Муки лишения, насильственной разлуки с Родиной, муки разлуки с родными и близкими, вечный страх за жизнь близких и неизвестность о судьбе их - это великий тяжкий крест, который несем мы", - произнес он 6 ноября 1938 в день моления о России. С докладом под названием "Причины великого исхода русских из России и время возвращения их на Родину" он в качестве председателя Сливенского монархического объединения выступил в Сливене, Ямболе, Бургасе, Варне, Пловдиве, Пернике и Рущуке. "Что заставило почти два миллиона русских людей покинуть любимую Родину и на ней все самое дорогое, включительно до семейств своих, и уйти в чужие земли и когда эти покинувшие Родину русские люди смогут вернуться к родным очагам, к себе на Родину?" - задавал он в нем главные вопросы, волновавшие всех русских на чужбине. Для представителей первой волны эмиграции не было дилеммы: возвращаться на Родину или навсегда забыть ее. Такая постановка вопроса противоречит русскому характеру, идет вразрез со всеми исконными понятиями нашего народа. Изгоями же в подавляющем большинстве в те времена были именно русские. Просто поражаешься, какой чуткой душой и высокой духовностью обладала та эмиграция! У каждого из них в груди билось одно сердце, русское, а не два или три (про запас), как нынче у "новых русских"... К сожалению, прозрение приходит слишком поздно, но блажен и счастлив тот, кто все-таки прозревает. "Рассеянные по всему белому свету, мы воочию увидели свои грехи, поняли свои ошибки, разобрались в погрешностях и узнали много поучительного, полезного, спасительного", - сожалел протоиерей Давид о позднем прозрении своего поколения. Ну, а чем отличаемся в этом смысле от тех русских изгнанников мы, поглощенные своими сиюминутными заботами и болячками в момент тяжкого испытания для России, мы, которые забыли русские песни и выкрикиваем бессмысленные иностранные слова, мы, пренебрегающие кровными обычаями, нравами и праздниками в угоду растлевающим западным "ценностям"? Или эти "ценности", в которых мы буквально захлебываемся, чище, моральнее или, проще говоря, лучше наших? Ну хотя бы мы задали себе эти вопросы, на которые у каждого, бравирующего чужеродным, в трезвом уме наверняка найдется ответ. А отличаемся мы от тех поколений тем, что они знали, кто они и откуда родом, а многие из нас забыли о своей национальной принадлежности и даже стыдятся ее. "Жизнь наша есть путешествие. Зорко всматривайтесь в проходимый вами путь и, если заметите тревожный сигнал, остановитесь, не продолжайте идти по гибельному пути - пути греха, обратитесь к Распятому Христу и спасетесь!" - посоветовал однажды священник пастве на Воздвижение. Спадет ли в какой-то прекрасный миг пелена с глаз наших? Остановимся ли мы? Отец Давид старался заглянуть в корень событий, искал среди уймы призрачных, низких истин ту основную, идущую от Господа, которая разгоняет в сердце тьму, проясняет все и позволяет человеку твердо стоять на ногах. Ведь нет ничего на свете случайного, есть истины, которые предопределяют судьбы человека и общества, есть путь, который целиком предопределен нашей волей, нашим выбором, поведением и действиями, - и в том, что творится с нами, виноваты мы сами. Протоиерею Давиду в его раздумьях помогали близкие ему и такие же несчастные изгнанники, как и он. Среди них были философ Иван Ильин, писатель Иван Шмелев, первая супруга Эйнштейна, сербка Милева Марич, и другие его прихожане, люди с твердыми нравственными принципами. "Ценность человека нельзя измерить золотом. Человеческое достоинство не оценивается никакими драгоценностями. Душа есть высшая драгоценность человека" - сформулировал он свое кредо в декабре 1939 года в день святителя Николая Чудотворца. Помня о достоинстве, человек не должен забывать о своих предках, но ежесекундно осознавать, к какому народу он принадлежит, чувствовать духовную общность с ним и гордиться своей национальной принадлежностью - только в таком случае он будет служить своему Отечеству и уважать другие народы. Не любя же свой народ, не имея чувства собственной русской земли, нельзя воспитать в себе уважение к другим народам. Нам же сейчас пытаются доказать обратное. "Русская культура - это не только духовные ценности, облеченные в национальную плоть, это - наша душа народная, это - народный русский лик. Это его творческий дух, это, наконец, - образ Божий, который русский народ в себе проносит через все исторические катастрофы на протяжении почти тысячелетия и который всегда дает и даст русскому народу выдержать и победить все испытания на его великом пути" - так представлял он себе сердцевину сущности своего народа. "Русская культура как видимый образ души русского народа велика, полна, гениальна и многогранна, как велика и многогранна и душа русского народа, с ее причудливыми изгибами, с ее беспокойной мечтательностью. Душа русского народа - это вечная искательница Правды Божией на земле, и в зимнюю стужу, и в летнюю жару бороздящая беспредельные дали русской земли", - высказал протоиерей Давид сокровенные мысли о самом родном 14 июля 1932 года в Дни русской культуры, проходившие во французском городе Южине. Когда народ не дорожит своим, теряет в себе связь времен, самого себя, свой внутренний и - как следствие этого - внешний облик, он неизбежно ставит под угрозу свое существование. Эту закономерность необходимо вовремя понять. "Почти целое столетие, а может быть и больше, русские люди отвлекались от естественного развития по русскому руслу, - рассуждал отец Давид в проповеди в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1940 году. - Было чрезмерное увлечение западничеством и его так называемым либерализмом. Запад оказал чрезмерное влияние на восприимчивую русскую душу, и, мы, русские, зашли слишком далеко, дальше своих учителей. Идеи, навязанные Западом, нашли безграничный простор в широком русском сердце, и мы, отвергнув свое русское, свое национальное, достигли крайних пределов утопизма и теперь несем заслуженную кару за отказ от своего православно-русского быта, за попрание национально-патриотических начал.". Как все это созвучно нашим временам, когда в противовес морали и традициям, заложенным нашими благочестивыми предками, нам подсовывают пресловутые "ценности", от которых за сто километров несет тлетворным духом сатанизма, - эгоизм, содомский грех, насилие, проституцию, наркоманию, злобу и ненависть. Да и враги-то у России остались все те же, даже с теми же именами, готовые продать нас и нашу землю за несколько сребреников. В 1921 году в день Крещения Господня священник задает вопрос: "Почему многообещавшие, великие истины - "свобода, равенство и братство"... дали неравенство, страшный гнет и великую злобу?" Клеймя эти принципы как безблагодатные, он отвечает: "Потому только, что в этом учении нет Бога, нет любви - любви к Богу и ближнему. Социальное учение - произведение холодного разума человеческого лишено теплоты любви, не оживотворено любовью к Богу и ближнему". Как перекликаются эти слова с нашим временем! От игры в "свободу" и "права человека" в наших условиях почему-то всегда выигрывают растлители, убийцы, разбойники и прочая нечисть, при этом распадается и рушится государство. Люди грешат, всем своим существом погружаясь в зловоние самых страшных и омерзительных пороков. "Интеллигенция русская, и даже аристократия, панически страшилась осуждения в отсталости, осуждения в том, что она мало либеральна, - говорил протоиерей Давид. - Поддержкой дела, враждебного России... русская интеллигенция стремилась приобрести себе ярлык либеральной, передовой просвещенной... Не задумывались денежные магнаты о том, что станет с Родиной, что будет с русским народом и Россией? Имея великую, славную Родину, мы о ней не думали, ее не ценили, о ней не заботились, как должно бы. Опасаясь показаться отсталыми, мы хаяли все русское, хаяли редких, национально мыслящих, русских людей и вот довели Россию до нынешних бед.". Самое страшное в доле человеческой - это то, что дурное забывается и через некоторое время вновь повторяется в том же существе, но чуть-чуть в ином обличии, а человек, будто слепой и глухой, не замечает этого и опять весело идет в пропасть, пробуждаясь лишь в "свободном" падении. В. КОРОЧАНЦЕВ. <$> //* Источник информации : Православная Москва,10.02.01 //* Рег.Ном.- 1110200013.12-------------------------------------------