Заметки о VI Международном кинофестивале "Сталкер". Представьте: вы намерены рассказать "городу и миру" некую притчу, выражающую ваше отношение к основным вопросам бытия. Задача эта труднейшая, но покорпеть над ней стоит, ведь вопросы "Кто мы?", "Откуда мы?", "Куда мы идем?" - не только для наших духовных наставников или крупных политиков, по-разному отвечающих на них. Эти вопросы рождаются в сердце каждого мыслящего человека. И к определенному возрасту так или иначе складываются ответы. Они могут быть выражены словом. Или изображением. Или - в звуке. Иногда такие ответы можно увидеть в рисунках детей. На VI Международном правозащитном фестивале "Сталкер" в Москве был показан короткометражный анимационный фильм "Адажио", в котором действуют персонажи, мастерски сконструированные из листков бумаги. Бумажная толпа выходит на демонстрации, неся плакаты своего бумажного "лидера", воюет на бумажных полях, несет потери - и не замечает, как появляет маленький белый листок - человек, пытающийся противостоять этой всеобщей одинаковости. Его осуждают, преследуют и наконец затаптывают. Так просто смять белый бумажный листок - так просто расправиться с человеком! В финале фильма человек собирает себя сам, встает и сквозь толпу устремляется к ослепительно синему небу. Этот фильм открыл фестиваль, посвященный правам человека и отстаивающий уникальность каждого из нас как бесценного творения Божия. Фильм "Адажио" режиссера Гарри Бардина стал победителем конкурс-ной программы. Фестиваль очень бережно и внимательно относится к детям. Детский взгляд, чистый (даже если дитя - малолетний преступник) и пронзительный (даже если ребенок благополучен), устремлен с экрана в лучших картинах кинофорума. Во все века дети вынуждены существовать в условиях несправедливости. Они видят, как неравны между собой взрослые, как порой эти взрослые ненавидят друг друга, допуская конфликты любого масштаба. Взрослые часто и много говорят о трагедиях, сопровождающих историю человечества, и почти никогда - о своих ошибках, равнодушии, страхе, то есть - причинах этих трагедий. Дети, походить на коих призывает нас Господь, остро чувствуя несовершенство мира, вовсе не требуют от нас справедливости. И не ждут ее. Они неосознанно уповают на нашу милость. Милосердие - один из крае-угольных камней христианства. Творящий милосердие и самому себе делает благо (Притч. 11, 17). Хотя это благо может быть оплачено собственной жизнью. Но небесный устав - это не земные людские законы. Об этом - фильм датского режиссера Ларса фон Триера "Танцующая в темноте". Эмигрантка из Чехии Сельма работает на американской фабрике. Она обожает музыку и не может не петь. В этом пении - ее отрыв от земли, от страшной реальности. В результате наследственной болезни она теряет зрение, также, как и ее маленький сын. По центу Сельма собирает деньги на операцию мальчику, вкалывая день и ночь. Она слепнет от переутомления, и когда кто-то из друзей спрашивает Сельму, видит ли она еще, различает ли что-то, измученная Сельма отвечает: "А на что здесь смотреть?" В этот момент фильм окончательно убеждает нас в том, что героиня ослепла не только из-за внешних обстоятельств, - она сознательно выбрала другое зрение. Но тот мир - мир юродства и духовного прозрения - не может быть доступен ее сыну: он еще слишком мал. Ему нужно учиться, во что бы то ни стало найти свое место в обезображенном людскими предательствами мире. Сосед Сельмы, находясь под угрозой разорения, похищает у несчастной ее сбережения, и, чтобы вернуть деньги, Сельма отваживается на убийство. Стоп! Отваживается - не точное слово. У Сельмы не было ни выношенного плана убийства, ни каких бы то ни было приготовлений к нему. Она сталкивается с абсолютной бесчеловечностью, которая тем больнее, что исходит от человека близкого. Ближнего" Мольбы Сельмы не услышаны. Она плачет и, ничего не видя, начинает бить обидчика кулаками, потом хватает со стола какой-то тяжелый предмет". Во имя сына. Во имя ребенка, вступающего в мир. Как тысячи до нее и как тысячи после нее, она "предана" своим инстинктом (в данном случае - инстинктом матери, подавившим ее дух страстью). Ее ждет виселица (эмигрантка, обласканная Америкой, убивает американца!). Друзья отдают деньги, собранные на операцию, адвокату. Сельма отказывается от адвокатских услуг. Ее последним желанием и требованием остается скорейшая операция для сына. В фильме с потрясающей откровенностью показана сцена казни, сыгранная на пределе возможного исландской певицей Бьорк - исполнительницей роли Сельмы. Героиня пела работая, пела убивая (это было мистическое пение, вряд ли объяснимое реальным сюжетом), она поет умирая. "Так ли утверждается цена свободы и милосердия той высшей степени, когда в жертву приносится собственная жизнь?" - словно спрашивает нас автор фильма. Сельма - это ребенок, который хотел быть мудрей судей и сильней палача. Но какая судьба ждет ее мальчика? Ведь и он прозреет духовно - узнает о цене своей "нормальности". Выдержит ли душа Сельмы суд собственного ребенка? Документальный фильм "Альбом Евфросиньи", в основе которого - дневниковые записи Евфросиньи Керсновской, которые она вела, находясь в ссылке в норильских лагерях, повествует о невероятной духовной силе. Евфросинья прятала тонкие листки, теряла, но чудом они возвращались к ней. Каждая запись сопровождалась выразительнейшими рисунками - талантливыми и яркими, но вызывающими шок от сути изображенного на них. Когда-то, еще в дореволюционное время, одаренную дочку богатый отец собирался отправить на учебу в Париж, а Евфросинья не захотела покидать родной дом, родителей. Она и в дневниках своих никогда не пожалела об этом выборе - так силен в ней был свет детства. Я рассказала лишь о трех картинах фестиваля, а их было сорок пять - из десяти стран мира. И в лучших из них явно прочитывалась мысль о том, что будущее человечества - в приближении совести и воли взрослых людей к пониманию евангельской истины: будьте, как дети. И. БЕССАРАБОВА. <$> //* Источник информации : Православная Москва,20.01.01 //* Рег.Ном.- 1110100011.11-------------------------------------------