ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ КРЫМА. Возникновение Свято-Успенского монастыря под Бахчисараем, в местечке Чуфут-Кале, связано с бегством христиан Византийской империи к берегам Тавриды и изгнанием их за почитание священных икон. Здесь они в VIII - IX веках основали несколько пещерных городов. С древних времен греки-христиане имели контакт с Русью. В архиве Министерства иностранных дел сохранилась бумага, из которой стало известно, что за материальной помощью они обращались даже к Московскому царю Феодору Иоанновичу, и царь не раз помогал им. А в путевых записках нашего посольства в Тавриде в 1625 году между прочим говорится, что русские послы по окончании дел у хана, перед возвращением в отечество, служили в селе Марьином, то есть в Успенской скале, благодарственный молебен. В XV веке большая часть южного Крыма со всеми христианами перешла под власть турок. Греки стали жить среди двух народов, исповедовавших ислам: татар и турок. Мусульманство охватило весь Крымский полуостров, установилось резкое неприятие турками и татарами христиан. Для верующих во Христа наступило время тяжелых невзгод и гонений. Христиане Тавриды упали духом в неравной борьбе с мусульманами, и когда, по-видимому, не осталось у них никакой надежды отстоять свою веру, - на неприступной Бахчисарайской скале, в самом центре мусульманства, является образ Богородицы. Вот как рассказывает об этом предание. В давно минувшие времена пастух одного местного князька Топарха, по имени Михаил, загнал однажды для пастьбы стадо свое в нынешний Успенский овраг и увидел здесь на скале, в десяти саженях от земли, икону Богоматери и пред нею горящую свечу. Пораженный чудесным явлением, он тотчас дал знать об этом своим начальникам, и когда весть эта дошла до слуха князька, тот приказал взять икону с высоты и перенести в его дом. И несмотря на благочестие, с каким принята была святая икона домохозяином, на другой день ее не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте на скале. То же самое повторилось и в другой раз, когда вздумали снова взять ее со скалы. Тогда все поняли, то Богоматери не угодно, чтобы святой лик ее находился в другом месте, кроме той скалы, где он явился. Не медля решились устроить малый храм в самой скале. Иссекли внутри скалы пещеру и в ней поместили новоявленную икону. Явление святой иконы произошло 15 августа по старому стилю, посему пещерный храм посвящен Успению Богородицы. В чудесном явлении святой иконы христиане получили Божественную помощь, покров Самой Богоматери. Они снова шли на брань за исповедание святой веры с твердою надеждою, что Пресвятая Богородица не оставит их без Своей защиты. Храм, иссеченный в скале, стал особенным местом молитвы для них: здесь они укреплялись духом во время страшных гонений. Такое значение храма побуждало многих христиан поселиться около него, посвятить себя всецело Богу. Так появился Бахчисарайский монастырь в Чуфут-Кале. Он быстро разрастался, здесь одно время была даже митрополичья кафедра, которую возглавлял митрополит Игнатий. Монастырь мог стать величественной лаврой, если бы не гонения мусульман. Монастырь не раз был под угрозой закрытия и исчезновения. Татары вновь стали изнурять христиан непосильными податями и тяжелыми работами. Им запрещалось ставить кресты на куполах своих храмов. Их заставляли соблюдать татарские обычаи, обряды и учить татарский язык. Видимо, Господь попустил христианам-грекам такие страдания для того, чтобы они обращались за помощью к России. После присоединения Крыма к России в 1783 году оставшиеся в Крыму греки-христиане с помощью русских дали новую жизнь монастырю. За счет военного губернатора генерала Каховского и коменданта гарнизона Бахчисарая полковника Тотовича были изготовлены для монастыря иконостас и Царские врата. Помощь пошла и от других русских, как в виде частных пожертвований, так и от больших русских монастырей - из Корсуни, Киево-Печерской лавры - и даже со Старого Афона. Особый расцвет Православия в Крыму приходится на XIX век. В Чуфут-Кале побывали все русские императоры, начиная от Александра I до Николая II. А некоторые останавливались здесь дважды со своими семьями и родственниками. Это благотворно сказывалось на укреплении Православия по всему Крыму. Восстанавливались старые монастыри, возводились новые, строились большие соборы, церкви, часовни, возникали духовные школы, гимназии, сестричества, приюты, богадельни. Росли благотворительность и попечительство. Появились целые духовные братства. Оживлению церковно-общественной жизни Тавриды способствовали большие крымские юбилеи: 1000-летие основания балаклавского Георгиевского монастыря, 900-летие принятия князем Владимиром христианства, 50-летие возрождения крымских обителей и другие даты. В канун революции 1917 года на полуострове действовало около 250-ти монастырей, приходских, домовых и кладбищенских храмов и часовен. Поэтому справедливо высказывание: "Москва - сердце России, а Крым, в духовном измерении, - ее душа". История повторяется: если раньше монахи монастыря терпели лишения от татар и турок, теперь им творят козни свои же братья-славяне Украины, националистически настроенные против России, и татары, возвращающиеся в Крым как хозяева. В очень тяжелых условиях послушники молятся и трудятся. Они восстанавливают разрушенные старые пещерные храмы и строят новые, возродили святой источник, кельи, дом настоятеля и дорогу к монастырю и с Божией помощью мечтают превратить Свято-Успенский монастырь в лавру, тем самым осуществив давнюю мечту ранних христиан Крыма. В. Крючкин. <$> //* Источник информации : Православная Москва,20.01.01 //* Рег.Ном.- 1110100011.14-------------------------------------------