Станет ли Москва Третьим Римом? Известная формула старца Филофея "Москва - Третий Рим" носит не безусловный характер. Осуществление предназначенной цели, которую Филофей видит в будущей судьбе Москвы, возможно лишь при некоторых условиях, при некотором совершенно определенном устроении жизни народа и государства. Основное из этих условий - доброе устроение государственной жизни. "Да аще добро устроеши свое царство - будешь сын света и гражданин вышнего Иерусалима" Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианские царства в твое едино, яко два Рима подоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Итогом этого доброго устроения жизни и в то же время его условием должно быть пребывание в этой земле Господа, покоя Господня. В тексте послания приведен по этому случаю стих 14 псалма 131: "Се покой мой в век века, зде вселюся, яко изволих его" ("Вот покой Мой во веки веков: здесь вселюсь, ибо Я возжелал того"). Смысл этого стиха тот, что при исполнении заповеди Господь не покинет это место, в данном случае страну, и постоянное пребывание Господа с народом и страной - залог духовной чистоты и благоденствия. Приведенный выше текст о добром устроении жизни предваряется несколькими практическими рекомендациями. Одна из них - милость и щедрость по отношению к обиженным. "Утеши плачащих и вопиющих день и ночь обидемых из рук обидящих", - пишет старец Филофей. Старец Филофей дает еще три заповеди, которые входят в содержание устроения. Первая - возлагать упование не на злато и сребро, но на Бога. "Апостол же Павел глаголет: "Корень всем злым " сребролюбие не не иметь велит, но не прилагати упования ниже серд-це к нему, но уповати на все дающего Бога"". Вторая заповедь старца Филофея - восполнить вдовствующие епископские кафедры и не обижать церкви и монастыри. И третья - искоренить содомский грех. В деле осуществления всей этой программы устроения христианской жизни народа указываются образцы для подражания жизни и трудам, которым нужно следовать и не отступать от них, и тогда все будет хорошо. "Не приступай, царю, заповеди, еже положиши твои прадеды, великий Константин и блаженный святый Владимир, и великий богоизбранный Ярослав, и прочее блажении святии, их же корень и по тебе". Особый интерес представляет призыв старца Филофея следовать заветам князей Владимира и Ярослава и продолжать их деятельность, ту традицию, которую они заложили в устроении древнерусского государства. И особенно поразительно, что программа действий, рекомендованная старцем Филофеем Великому князю Московскому, почти полностью совпадает с той деятельностью князей Владимира и Яро-слава, которая известна по "Повести временных лет", и особенно - с тем осмыслением этой деятельности, которая дана митрополитом Иларионом в "Слове о законе и благодати". Хорошо известно такое место из "Повести временных лет" (под 996 годом): "Слышав же это (речь идет о текстах Священного Писания. - С. Б.), повелев он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу из казны деньгами. Устроил он и такое: сказав, что "неимущие и больные не могут добраться до двора моего", приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной, нищий или кто не может ходить?" И раздавали там все необходимое". Хорошо известна и строительная и церковно-устроительная деятельность князя Владимира - постройка Десятинной и других церквей и создание монастырей. Вот как эти стороны его деятельности воспринимались митрополитом Иларионом: "Ко всему, кто поведает о множестве милостынь твоих и щедрот, денно и нощно творимых убогим, сиротам, вдовам, должникам и всем, вызывающим о милости? Ибо слышал ты слова, сказанные Даниилом царю Навуходоносору: "Да будет благоугоден тебе совет мой, царь Навуходоносор: искупи грехи твои милостынями и беззакония твои щедротами к бедным" (Дан. 4, 24). Слышав это, о досточтимый, не довольствовался ты только слышанием, но на деле исполнил сказанное (Иак. 1, 22), просящим подавая, нагих одевая, жаждущих и алчущих насыщая, болящих утешением всяческим утешая, должников искупая, рабам даруя свободу. И щедроты и милостыни твои и поныне поминаются в народе, но тем более - пред Богом и ангелом Его. Благодаря милосердию своему, благоугодному Богу, имеешь ты великое дерзновение пред Ним как присный раб Христов. В этом поспешествует мне сказавший такие слова: "Милость превозносится над судом" (Иак. 2, 13). И еще: "Милостыня человека - как печать у Него" (Сир. 17, 18). Вернее же слова Самого Господа: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5, 7)". Хорошо известна и деятельность князя Ярослава по созиданию государственной жизни. "Повесть временных лет" под 1037 годом сообщает: "Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии, митрополию, а затем церковь на Золотых воротах - Святой Богородицы Благовещение, затем монастырь Святого Георгия и Святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться". У митрополита Илариона деятельность князя Ярослава описана так: "Весьма же доброе и верное свидетельство тому - и сын твой Георгий, которого соделал Господь преемником власти твоей по тебе, не нарушающим уставов твоих, но утверждающим, не сокращающим учреждений твоего благоверия, но более прилагающим, не разрушающим, но созидающим; не доконченное тобою он докончил, как Соломон - предпринятое Давидом; он создал дом Божий, великий и святой, церковь Премудрости его - в святость и освящение граду твоему, украсив ее всякою красотою: золотом, серебром, драгоценными каменьями, дорогими сосудами. И церковь эта вызывает удивление и восхищение во всех окрестных народах, ибо вряд ли найдется иная такая во всей полунощной стране с востока до запада. И славный град твой Киев он окружил величием, как венцом, и предал народ твой и град святой в покровительство Скорой Помощнице христианам Пресвятой и Преславной Богородице, Которой на Великих вратах и церковь воздвиг" во имя святого Благовещения, чтобы приветствие, возвещенное Архангелом Деве (Лк. 1, 27"38), прилагалось и граду сему. И если Той возвещено было: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!" (Лк. 1, 28), то граду будет: "Радуйся, град православный! Господь с тобою!"". Безусловно, деятельность Владимира и Ярослава значительно шире, чем выделенные здесь черты, и это отмечено митрополитом Иларионом. Основное у них - это утверждение веры христианской и распространение ее по всей русской земле. При них и через них осуществился Промысл Божий о стране и ее народе, и она была приведена в семью христианских народов. Но речь идет не только о распространении христианской веры, но и об устроении всей жизни государства и народа на основе этой веры, о созидании христианской жизни как непременном условии осуществления этой веры. И этот элемент устроения жизни подчеркивается в отношении всех названных князей. О князе Владимире митрополит Иларион говорит так: "Ты же, часто собираясь с новыми отцами нашими - епископами, с великим смирением совещался с ними о том, как установить закон нашему народу, новопознавшему Господа". О Ярославе, "не нарушающем уставов твоих (Владимира), но утверждающем, не сокращающем учреждений твоего Благоверия, но более прилагающем, не разрушающем, но созидающем". Старец Филофей о Василии: "Не преступай, царю, заповеди, еже положили твои прадеды" блаженный святой Владимир, и великий богоубранный Ярослав, и прочие блаженные святые, их корень и до тебя". Если митрополит Иларион для уже умершего Владимира и еще жившего Ярослава отмечает, что они исполнили заветы, то есть уже осуществили или осуществляют их, то старец Филофей призывает Василия следовать им, указуя и ту конкретную программу, выполнение которой должно привести к их исполнению, программу, которая, по словам митрополита Илариона, уже была осуществлена Ярославом и Владимиром, и оказалась богоугодной, и привела страну к процветанию. И здесь еще раз следует остановиться на мысли, высказанной вначале, а именно, что утверждение старца Филофея небезусловное. Обстоятельства сложились так, что "все христианские царства слились в одно твое" - это только данность, это только условие, которое есть. Но будет ли Москва Третьим Римом, окажется ли Москва местом, где Господь устами пророка Давида сможет сказать: "Се покой Мой, в век века, зде вселюся, яко изволил его"? Непременное условие становления и бытия Третьего Рима зависит от того, насколько будет услышан правителем земли Русской Московским князем Василием призыв следовать и исполнять уставы и законы тех, кто уже на деле, в жизни эти заветы осуществил, то есть устроил всю жизнь во всем ее многообразии на основах христианской веры. И старец Филофей рекомендует программу, которая в основе своей восходит к деятельности Владимира и Ярослава, к которым в качестве образцов для подражания он отсылает своего адресата. С. БЕЛЯЕВ. <$> //* Источник информации : Православная Москва,20.01.01 //* Рег.Ном.- 1110100011.21-------------------------------------------