Грозящий дефолт и как с ним бороться. Последние драматические изменения на финансовом рынке Казахстана, когда курс тенге по отношению к доллару снизился вдвое, не стали неожиданностью для меня и моих коллег, давно предсказывавших неизбежность экономического кризиса в республике. Первым звонком можно было считать события августа прошлого года в России, на которую все еще приходится 60 процентов казахстанского товарооборота. Один эксперт у нас на родине с высокой трибуны утверждал тогда, что коллапс в России не может затронуть нас, потому что "Казахстан - суверенное государство". Но для тех, кто реально понимает, что такое мировой финансовый кризис, уже тогда было совершенно ясно, что государственные границы для экономических неприятностей не помеха. И потому Астане необходимо было готовиться к предстоящей девальвации - чтобы провести ее возможно менее болезненным путем. Падение курса национальной валюты в мягком варианте могло составить 10 - 15 процентов. Однако высокопоставленные чиновники до самого последнего момента продолжали утверждать, что ситуация стабильная и бояться нечего, упуская драгоценное время. Сегодня, после ряда мер, предпринятых руководством страны, курс тенге опять несколько укрепился. Но его "стабилизация" похожа на затишье перед бурей. Бурей, которая грозит опрокинуть и без того не слишком устойчивый корабль казахстанской экономики. Что меня пугает в первую очередь? Мне представляется, что курс все еще поддерживается искусственно, но возможности для этого быстро иссякают, они почти на нуле. Административными методами удерживается непомерно большой разрыв между курсом покупки и продажи валюты в обменных пунктах, делая невыгодным скупку долларов. Но сколько это может продолжаться? Другой мерой стало введение драконовских пошлин на импорт из России - до 200 процентов на некоторые виды товаров, чтобы "защитить" рынок от дешевых продуктов. При этом никто не задумался, как такая мера ударит по населению. В стране практически нет свободных денег. В настоящее время 10 крупнейших банков Казахстана, контролирующих 67 процентов национального капитала, располагают лишь суммой, эквивалентной 369 миллионам долларов! При этом население, которое вынуждено в буквальном смысле проедать накопленные годами сбережения, каждый месяц снимает по нескольку десятков миллионов со счетов в банках. Дефицит бюджета страны составляет полмиллиарда долларов. Перед Казахстаном во весь рост встает угроза дефолта. Есть ли резервы для выхода из тупика? Объективно они имеются. Взять хотя бы государственные пакеты акций крупнейших предприятий республики. Оно все еще владеет крупными пакетами в акционерных обществах "Казцинк", "Джезказганцветмет", "Карагандинский металлургический комбинат", "Тенгизшевронойл" и так далее. Но управляет ими крайне неэффективно. Бюджет республики не получает своих законных дивидендов. Тогда как, по моим подсчетам, только прибыль от национальных электросетей, на сто процентов, кстати, находящихся в государственной монополии, должна была бы перекрыть существенную часть дефицита госбюджета. Однако избежать коллапса можно только в том случае, если у Кабинета министров будет ясная и понятная программа действий, в осуществимость которой поверят все субъекты рыночных отношений. Сегодня в нашем обществе существует самый опасный дефицит - дефицит доверия к власти, которая обещала процветание, а привела страну к кризису. О недоверии, в частности, свидетельствует провал затеи с выпущенными в этом году облигациями внутреннего займа, которые просто никто не стал брать. Надо отдавать себе отчет в том, что надеяться сейчас на широкомасштабную иностранную помощь Казахстану бессмысленно хотя бы потому, что работа иностранных инвесторов у нас постоянно омрачается всякого рода скандалами, когда инвесторы не в состоянии защитить свои законные права. Они тоже не доверяют власти. Я слышал, что в нынешнем году правительство Казахстана намерено вновь прибегнуть к прямым займам МВФ (хотя эти кредиты, между прочим, довольно "дорогие"). Но выйти из положения с помощью займов просто нереально. Широкомасштабная финансовая катастрофа может наступить уже летом, когда Казначейству подойдет срок платить по внутренним обязательствам страны, и тогда придется закрывать массу мелких банков, сливать крупные, проводить в пожарном порядке меры по борьбе с гиперинфляцией. Времени на подготовку остается все меньше. В 1993 - 1994 годах мы уже сталкивались после выхода из рублевой зоны с глубочайшими финансовыми потрясениями, когда уровень инфляции достигал 2500 процентов. В качестве премьер- министра страны мне пришлось тогда работать над преодолением последствий кризиса, и я по своему опыту знаю, как это нелегко. Болезнь лучше предупредить, чем лечить. Тем более болезнь очень опасную. Член Международной Академии управления, Председатель Народно-республиканской партии Казахстана, премьер-министр Казахстана в 1994 - 1997 гг. Акежан Кажегельдин. <$> //* Источник информации : Комсомольская правда,21.04.99 //* Рег.Ном.- 1090400241.12-------------------------------------------