"СОНЕТ" между двух огней. В последнее время на страницах многих газет обсуждалась ситуация, сложившаяся вокруг ОАО "Персональные коммуникации" (торговая марка Сотовая сеть "Сонет"), оператора нового цифрового стандарта CDMA. А ситуация-то следующая: "Сонет" продает сотовый телефон, по которому можно говорить только по конкретному адресу, причем это написано в клиентском договоре, а абоненты, быстро поняв, что телефон работает по всей Москве, начинают с радостью им пользоваться как мобильным. Правда, милиция может оштрафовать, но кого этим испугаешь? И все ждут, как дело развернется? И дождались... 14 апреля сего года Госкомсвязи России выпустил приказ N67. Но вместо того чтобы легализовать ситуацию и помочь и оператору, и многострадальному нашему обывателю, загнал проблему вглубь. А теперь по существу. Специально для стран с низким уровнем телефонизации и не имеющих возможности на начальном этапе вкладывать большие деньги в строительство сотовых сетей был разработан принцип беспроводного абонентского доступа, позволяющий развивать сети поэтапно. И во всем мире подобная схема носит прежде всего разрешительный характер, т.е. оператору разрешается предоставлять услугу в конкретных точках, не обеспечивая полное покрытие территории, как в мобильных сетях. Но в нашей стране "разрешительный" принцип начал трактоваться как запретительный. На бумаге-то запретить можно, но как раз большинство конфликтных вопросов по условиям внедрения систем CDMA связано с несоответствием требований, выставляемых к этим сетям Госкомсвязи России, и техническими возможностями оборудования. Запретительные решения, ограничивающие возможности по перемещению абонентов, на практике не действуют, т.к. в отличие от систем сотовой связи других стандартов (NMT-450, GSM, AMPS), базирующихся на других технологиях, в системах CDMA заставить обслуживать абонентов по конкретному пункту не представляется возможным. В общих технических требованиях к оборудованию систем CDMA, на основании которых проводится сертификация оборудования, справедливо отсутствует требование по привязке абонентских станций (телефонов) к конкретным базовым станциям. Сделанная в приказе ставка на запрещение "малогабаритных абонентских терминалов" (в просторечии - трубки) не может принести результатов, так как проконтролировать выполнение абонентами данных условий через систему оператор не имеет технической возможности. Использование трубок является только дополнительным фактором, позволяющим пользоваться сетями CDMA в мобильном варианте. Но основной парадокс заключается в следующем: обычно в систему вкладываются деньги, чтобы услуга стала лучше, а в данном случае поставщикам оборудования предлагается вложить огромные средства (при этом неизвестно, что получится), что неминуемо приведет к удорожанию услуги, и она станет неконкурентоспособной на рынке. Получается все наоборот, вместо лучше и дешевле хуже и дороже. Это может быть выгодно другим действующим операторам сотовой связи, но никак не пользователю. Пока приказ не зарегистрирован Минюстом и вряд ли будет, т.к. ссылка в Приказе на Общие технические требования не имеет юридического основания для изменения условий работы оператора. Изменение Общих технических требований приведет к необходимости пересмотреть ранее принятые решения, закрепленные в разрешительных документах (Сертификаты соответствия). В правовом государстве даже законы не имеют обратной силы, не говоря уже о внутриведомственных документах. Но если представить себе худший вариант, то пострадает в первую очередь, впрочем, как всегда, простой законопослушный пользователь. Да и "Сонет" окажется между двух огней - и Минсвязи не ослушаешься, и абонент в суд подаст, если отключишь. <$> //* Источник информации : Комсомольская правда,21.04.99 //* Рег.Ном.- 1090400241.13-------------------------------------------