Нонна МОРДЮКОВА: После Штирлица-Тихонова мне на мужиков не везло. Андрей ВАНДЕНКО. Народная и любимая рассказывает, почему забыла лицо Вячеслава Тихонова, как хотела купить крейсер, за что не любит телефон. - Говорят, настоящий актер узнается по умению держать паузу, но такое ощущение, что вы, Нонна Викторовна, все-таки переборщили. Молчание между съемками в "Родне" у Никиты Михалкова и ролью в "Маме" Дениса Евстигнеева явно затянулось. - Да, семнадцать лет прошло мимо. Долго ничего не играла. Был, правда, эпизод в "Луна-парке", ну, еще поучаствовала в купле -продаже с "Ширли-мырли". - Это как? - Позвонил Володя Меньшов - а я очень хорошо отношусь к его искусству - и говорит: "Понимаешь, для тебя роли нет, но хочу, чтобы ты снималась. Придешь и сама все привнесешь". Отвечаю: "Вовочка, миленький, не привносится, когда нет материала!" Тут Меньшов возьми и брякни: "А мы тебе три миллиона заплатим!" Тогда как раз беднота быстрая пошла, продуктовые талоны появились, со сберкнижек наших несчастных исчезло все - у меня, например, девятнадцать тысяч денег в один миг пропало. - Шоковая терапия по Гайдару, что ли? - А кто у нас тогда был наверху? Может, и Гайдар. Я не помню. Главное, что поотбирали. Словом, ужас. А тут мне Володя три миллиона предлагает. Как он назвал сумму, так я сразу подумала: на эти деньги, наверное, крейсер можно купить! - Зачем вам крейсер? - Ладно, не крейсер - самолет. Денег же куча! Я когда в Америке получила семьдесят долларов, тоже думала, что крейсер куплю. - А в Штатах за что заплатили? - Суточные это были. Мы в Америку ездили с фильмом "Комиссар". Словом, пошла я к Меньшову за деньги, а играть-то мне не-че- го! У всех роли хорошие, можно развернуться, себя во всей красе показать, а я, как... Что за "Ширли-мырли"? Старалась все время спиной к камере поворачиваться, так они залезали с другой стороны, чтобы лицо мое увидеть... Я только охала: "Вы опять здесь!" Хотела как-нибудь бочком, бочком... - За три-то миллиона? Кто бы вам это позволил? - Да, бочком не получилось. Когда камера включена и рядом партнер работает, в тебе невольно просыпается профессионал, начинаешь играть. Так и пошло. Про картину ничего не стану говорить, чтобы Володю не обижать. Впрочем, мне нет резона особенно жаловаться на "Ширли". Гонорар честно заплатили, да и после премьеры у меня было много творческих вечеров, я разъезжала с этим фильмом, деньги зарабатывала. - А съемки в рекламе - дело выгодное? - Я и снялась-то только раз - рабочую спецодежду показывала. Фотограф хороший был, даже заплатил мне пятьсот долларов за то, что я теперь на его плакатах по Москве вишу. - Или висю? - Ой, не путайте меня! Я и так вспомнить не могу: пятьсот долларов или пять тысяч? - Знать, все у вас, Нонна Викторовна, о╒кей, если разницы между этими цифрами не чувствуете. - Пятьсот! Ну что же я? Конечно! У меня такие деньги не водятся, вот и ошиблась. Иногда долларами заплатят за творческую встречу, но это редко. А где еще зарабатывать? В театр я как-то припоздала. Раньше надо было, а сейчас уже не пойду, осточертела мне эта напряженка. - А зовут? - Обязательно. Андрей Гончаров, Олег Ефремов - трижды, Арцибашев... "Нету, - говорю, - у меня сил будильник заводить, чтобы на репетиции бегать!" В общем, не сложилось, хотя волнение перед выходом на сцену - это самый кайф. Я же работала в театре, играла в "Варварах" Надежду Монахову. Но что сейчас об этом говорить? Поздно. Уж лучше перебиваться с хлеба на квас. Я в грезах никогда не жила, не строила надежд: ах, вот сейчас мне позвонят и предложат роль, о которой с детства мечтала! Знала: не позвонят и не предложат. - Похоже, вы к телефону вообще без любви относитесь. Якобы на свое эннолетие даже отключили его, чтобы вас звонками не доставали. Было? - Ну не хотела я никакого юбилея! Слушать, как произносят эту цифру? Она была мне противна. Думала: зажмурюсь и по-над заборами, по-над заборами проскочу, никто не вспомнит, сколько мне лет. Но журналисты обо всем раструбили. Один, понимаете, подошел, как на хорошей ярмарке, и говорит: "Нонна Викторовна, приближается..." Я шепчу: "Тихо!!!" А он продолжает: "...юбилей ваш!" Мол, как можно: народная СССР, любимая, то да се... Послушать, так в мою честь и куры будут летать, и народ придет, и площадь соберут... А я не хотела, мне грустно было. Уж и не знала, каким фиговым листочком прикрыться, чтобы обо мне не говорили. Словом, я заранее телефон в квартире отключила, старалась дверь квартиры лишний раз не открывать. Прошла дата. Ну, думаю, пронесло, пересидела. И вдруг... Подвели меня те, кто писал в энциклопедию статью про актрису Мордюкову: я родилась 25 ноября, в книжке же по ошибке назвали другой день - 27-е. И вот представьте: сидим мы с подругой, чай зеленый пьем, и вдруг звонят в дверь. На календаре двадцать седьмое, я спокойна, поэтому открываю. И вижу: огромные трескучие скирды роз - черных, фиолетовых, красных, всяких. А за розами - наган. - Какой наган? - Это из "Белого дома" прислали поздравление. Люди, которые цветы привезли, были с наганом. Наверное, положено розы доставлять с охраной, чтобы никому другому не достались. В общем, пришли и напомнили, сколько мне лет. - А правда, что однажды вы пытались подделать паспорт, чтобы уменьшить себе возраст? - Ну была одна безобидная история... - Так уж и безобидная? - Когда мы со Штирлицем разошлись, я все-таки надеялась, что налечу на семейные дела. Хотелось мне семью организовать, чтобы все было, как у людей. - Но вы же с Вячеславом Тихоновым тринадцать лет вместе прожили? - Что это за жизнь? Ой, не хочу заново вспоминать об этом Штирлице, я уже и лицо его позабыла. После него разные мужики на моем пути попадались, но все они оказывались какие-то... Один, обернув плечи пурпурным шарфом, читал мне Байрона, другой в лютую стужу стоял под моим балконом с фиалкой и плакал. - Вот это любовь! - Да. Стихи читать, цветы носить - это они были готовы, а работать - никто. И выпить горазды. В общем, повстречаешься так, повстречаешься, а потом подумаешь: "Да что же ты, зараза, сидишь без дела! Пять лет подряд только и знаешь, что на гитаре играть!" - Романсы пел? - А то? Конечно! Еще пасьянс раскладывал. Одна только и польза: я хоть заодно научилась. Теперь если нелетная погода, сижу в аэропорту, карты по столу разбрасываю - хорошо... Словом, не везло мне, как говорится, на спутников жизни. Бывало, заночуешь где-нибудь в деревне после творческого вечера, утром встанешь, выйдешь на улицу, глядь, а тебе навстречу идет лось. - Живой?! - Мужик, как лось! Несет огромный сноп хворосту, заходит в дом, бросает поклажу к печи, дети к нему малые кидаются, жена- красавица льнет. Она рано встала, уже корову подоила. Чувствую я: вот это глава семьи! Какой он широкоплечий! И отвечает за все! "Вставай, Викторовна! Будем завтракать, как по-людски!" Спрашиваю: "А как по-людски?" Говорит: "Будто не знаете, что положено в воскресенье?" И прямо на печку, где я лежу, протягивает рюмку водки. Понимаю: не надо ломать человеку кайф в выходной, беру и выпиваю. - Вы из-за такого лося паспорт переписали, что ли? - Нет, это из-за того, который Байрона читал. Он же был на десять лет моложе, сильно переживал из-за разницы в возрасте. ...Меня все время пацаны какие-то хватали. Даже стыдно. Один на шестнадцать лет младше, другой - на десять... В общем, было дело, чего теперь говорить? Есть, конечно, порядочные женщины, которые один раз выходят замуж - и все, до самой смерти. Я, правда, не верю, что можно сорок лет любить, желать одного и того же мужчину. Хотя, допускаю, это я себе в оправдание так говорю. Ведь не вышла больше замуж, как Ася эта... - Которая? Клячина? - Ну да. Андрона Кончаловского. Ну, ничего. Каждому свое. Я не нищая, по улицам не побираюсь, крышу над головой имею. - Кстати, где-то читал, будто в свое время Галина Волчек помогла вам получить первую квартиру в Москве. - Ну как помогла? Рядом стояла... У меня была однокурсница Елочка Фельдман. Мы любили друг друга, дружили, родители Елки меня жалели, иногда оставляли ночевать. (Я в общежитии ВГИКа на Лосинке тогда жила, там голодно было, холодно.) А соседствовала с Фельдманами семья знаменитого кинооператора Волчека, у которого росла дочка Галочка - пахнущая зубным порошком, с толстенькими ножками, с кожаным портфелем в руках и пионерским галстуком на шее. Утром Галя залетала к Елочке, здоровалась и - бегом в школу. А после уроков - опять к Фельдманам. Галя любила заглядывать к Елке в гости. Так часто бывает, дети тянутся к старшим. Словом, я решила взять Галю с собой, когда пошла просить квартиру. В ту пору у меня от Штирлица уже родился мальчик, жильем мы по-прежнему не обзавелись, я совершенно замучилась от неустроенности и готова была кому угодно в ножки падать. Галю позвала, чтобы она сына на руках подержала, пока я по кабинетам побегаю. Ходила и просила: "Ну некуда, некуда мне идти, только на улицу. С ребенком ночую на скамейке Курского вокзала!" Тогда такое правило было: институт oкончил - освобождай общежитие, не положено. И все, никаких исключений. А то, что у тебя семья, дите малое, никого не волнует. Не могла же я у Елки Фельдман постоянно жить. В общем, пока Галочка с моим сыном сидела, товарищ Шиткин, начальник какого-то управления, сейчас уже не вспомню название, мне правильно предложил. "Вон, - говорит, - КИНАП барак строит у метро "Аэропорт". Можем тебе комнату дать". - КИНАП - это что? - Институт киноаппаратуры. Товарищ Шиткин мне объяснил: "Поживешь в общежитии с рабочими, зато у тебя будет столичная прописка, зацепишься за Москву". Пошли мы вместе с Галей смотреть этот дом, а там еще стройка идет - кругом какие-то балки, канавы, мусор... Зашли в комнату, а она по колено завалена стружками, в центре стоит "козел", на котором доски пилят. У меня руки опустились. Только плакать собралась, как народ нахлынул, рабочий класс. Кровати несут, матрацы... Я ничего не успеваю сообразить, совсем растерялась, а мне объясняют: "Это же общежитие - и тебе тоже все положено!" Какой-то дед притащил электрическую плитку, говорит: "Тут не топится, настудило, сейчас эту щель в окне замажем, чтобы ребенок не замерз". Я годы в том общежитии вспоминаю как самый счастливый момент моей жизни... Вот так Галя Волчек помогала получать первую мою московскую жилплощадь. Она, Галочка, тогда еще ребенком была. А Елка Фельдман, бедненькая, в двадцать один год умерла от рака. Чистая душа. Думаю, ей хорошо на небе. - К слову, о небе. Вы планету своего имени видели? - А как ее увидишь? Для этого надо в космос лететь. Или в этот... как он называется?.. в телескоп смотреть. В тот, который мою планету засек. Он в Армении находится. Да, названа планетка Нонной. Самое интересное, девятка - мое роковое число. Всю жизнь оно меня преследует: девять, девять, девять... - Это хорошо или плохо? - Не пойму. Говорят: фатальная для вас цифра. И когда я планетку получила, оказалось, что она девять километров диаметром. Представляете? Ну, думаю, значит, точно моя. В случае чего мы с друзьями, со всеми, кто ко мне хорошо относится, сможем на ней поместиться. - А номер планеты помните? Чтобы в полете к Нонне не ошибиться? - 2240. Она вообще-то находится не так далеко. То ли в двухстах четырнадцати миллионах километров, то ли в двадцати четырех. - Это же сколько световых лет надо добираться? - Без всяких световых. Говорю вам: рядом. - Посмотреть хочется, что там, на планете, происходит? - Конечно, интересно. Хотя, наверное, это обычный кусок камня, порода какая-нибудь. Нас так всегда учили думать о звездах. - Очень подмывает спросить с пафосом: думали ли вы, простая кубанская казачка, что когда-нибудь вашим именем... - Да Боже сохрани! Я же нормальный человек, сельский, мне и в голову такое не приходило! Наоборот, помню, даже заранее плакала, представляя, какие все они сволочи. - Кто? - Ну те, к кому я в Москву ехала в 46-м году, те, которые принимали в артисты. Гады! Мне казалось, что они не могут любить кино, как я. Только и умеют заседать в этой приемной комиссии! А уж когда на экзамене меня спросили: "Что вы будете читать?" - я внутри вся возмутилась: "Еще чего! Политинформация им тут, что ли?" Сказала: "Ничего не буду читать!" Мол, не за тем я сюда приехала. На меня посмотрели с недоумением: "Разве вы не знаете, девушка, что к творческому конкурсу нужно подготовить стихотворение, басню или отрывок из прозы?" А я стою на своем: "Нет, нет и нет!" Ну и, конечно, в слезы, думаю: так и знала, каких-то врагов понасажали, не понимают, что такое кино! Тут члены комиссии проснулись, они же с утра до ночи принимали абитуриентов, желающих было много, вот экзаменаторы и устали. А тут видят: девушка в чересчур невменяемом состоянии. Говорят: "Вы отдохните немножечко, наверное, издалека приехали". Тоже мне открытие! Будто сразу трудно догадаться? На мне же была заштопанная школьная форма, а на ногах - мальчиковые галоши. Я четыре дня тряслась в товарном вагоне под названием "телячий", из Донбасса в Москву добираясь. Посмотрели на меня члены комиссии повнимательнее и пожалели: "Может, расскажете какой-то случай из жизни?" Тут у меня от счастья сердце стало выскакивать из ушей. Ну, думаю, я вам сейчас дам! И наговорила им - что было и чего не было! Все покатом лежали. Покатом! Хохотали. Допустили меня к конкурсу, в списке принятых мою фамилию первой написали. - То есть не по алфавиту? - Нет, по оценкам. Я была самая лучшая. - Кстати, вам никогда не предлагали поменять фамилию на более благозвучную? - Зачем я родителей обижать стану? Нет, фамилию не трогали, меня другим вещам пытались научить. Например, говорить "гуси", а не "гузы". Я долго упиралась: "Не буду! Так стыдно!" Ну, это давнишние дела. Главное, что приняли. А ту историю, которую я комиссии рассказала, потом меня часто просили повторить. Но второй раз всегда получается хуже. Ведь сначала горячка была, экспромт. Если его пересказывать, он мертвеет. Хотя помню, как Сергей Герасимов предложил: "Расскажите нам про ботинки!" Я еще подумала: а этот лысый откуда взялся, его же не было на собеседовании, откуда он все знает? Сказала: "Сдались вам эти ботинки! Я теперь знаю, что надо читать, басню "Волк на псарне" выучила". А Герасимов смеется: "Успеете с "Волком"! Свое что- нибудь расскажите". Сегодня, с высоты прожитых лет, понимаю: все действительно выглядело забавно. А тогда все же я стала читать на экзамене басню, но ошиблась: у нас на Кубани говорят не псарня, а псюрня. "И попал на псюрню... ой, тю... как оно называется?" Забыла слово и на Герасимова напустилась: "Все из-за вас, чего вы с этими ботинками влезли?" Да, с нами преподаватели не скучали. Я им за время экзаменов кучу историй рассказала, пела "Дывлюсь я на нэбо" и все равно до последнего момента не верила, что меня примут во ВГИК. Среди поступавших был красивый парень, стихи здорово читал: "Любитель наслаждаться! Вот в чем вопрос!" И его не взяли! "Двойку" поставили. Думаю: вот дураки! А меня хвалят: "Молодец!" Ничего понять не могла, даже маме об этом написала. - Вы тайком от нее в Москву сбежали, да? - Почему? Мама знала, что я буду артисткой. И в товарный вагон они меня всей семьей усаживали, у мамы ведь еще пятеро детей, кроме меня. Словом, я написала: "Все, мама, идет, как надо. Только одно горе лютое: дядька, который тут самый главный учитель, такой старикашка, что боюсь, как бы не помер во время обучения!" - Это вы о Герасимове? - Да, о Сергее Аполлинариевиче. Ему тогда исполнился сорок один год, а мне - девятнадцать. Я считала, что мне крупно не повезло: нас будет учить старик, ужас! А теперь вспоминаю: где они, мои сорок годков? Все в мире относительно, но это понимаешь, когда большая часть жизни остается за плечами. ЛИЧНОЕ ДЕЛО. Нонна Мордюкова родилась в казацкой станице в многодетной семье. Отец - инвалид войны, мать - член ВКП(б), председатель местного колхоза. Именно мать, убежденная коммунистка, решила дать старшей дочери столь необычное имя - Ноябрина, трансформировавшееся в более привычную Нонну. В годы Великой Отечественной семья Мордюковых пережила фашистскую оккупацию. После войны Нонна Викторовна поехала в Москву "учиться на артистку". В 1948 году студенткой ВГИКа сыграла Ульяну Громову в картине Сергея Герасимова "Молодая гвардия". Следующую роль ждала более четырех лет. Студенткой вышла замуж за Вячеслава Тихонова, родила от него сына. Актер Владимир Тихонов трагически скончался несколько лет назад... У Нонны Викторовны растет внук. К наиболее удачным актерским работам относит роли в картинах "Простая история", "Женитьба Бальзаминова", "Родня". Народной артисткой страны Нонна Мордюкова стала в 49 лет. Написала автобиографическую книгу "Не плачь, казачка!". Сейчас работает над продолжением. Живет одна в небольшой квартирке в Крылатском. <$> //* Источник информации : Комсомольская правда,21.04.99 //* Рег.Ном.- 1090400241.16-------------------------------------------