Омск своего не упустит. Обычный читатель эту полосу не прочитает: что ему до того, что происходит в сибирском Омске, когда у него под боком грязные подъезды, щербатые улицы, хулиганы во дворах, пьющие милиционеры и чиновники, думающие в первую очередь о своем кармане. Но скажите, обычный читатель, есть ли в вашем городе старший по дому и квартальный уполномоченный, муниципальный участковый и территориальный комитет самоуправления, которые заботились бы о вас, как о родных? Скажите, кто-нибудь думает о вашем здоровье, когда благоустраивает город, и о вашем отдыхе, когда сооружает цветомузыкальный фонтан и зоны притяжения? У вас всего этого нет? Тогда вам обязательно нужно прочитать беседу с мэром Омска Валерием РОЩУПКИНЫМ. Может быть, тогда вы поймете, что такое забота о людях, и потребуете того же самого от людей, которым на выборах доверили свой город. ─ Валерий Павлович, я заметила, когда вы говорите о своем городе, то так оптимистичны, будто город и благополучный, и богатый. Впечатление соответствует действительности? ─ Богатых городов, кроме, наверное, Москвы, ныне нет. Но не могу сказать, что Омск пропал в рыночной круговерти. Мы считаем, что находимся в пятерке-шестерке тех городов, которые успешно занимаются своими муниципальными делами. Например, не сдаем позиций по благоустройству, и это не только скверы, дороги, но и площади, фонтаны, реконструкция старинного центра, создание зон даже не отдыха, а притяжения. В Омске стали традиционными ежегодные городские и окружные выставки зеленого строительства ─ смотры-конкурсы, в ходе которых проводятся большие работы по благоустройству и озеленению территорий. Причем главное внимание уделяется не только центру города, а и окраинам. Мы исходим из того, что весь город должен быть единым комфортным и ухоженным пространством. За прошлый год более 50 неухоженных территорий, а то и пустырей преобразились в места, удобные для отдыха омичей. Площадь зеленых насаждений города увеличилась на 48 гектаров. Как бы ни было нам трудно, но мы считаем, что традиционную репутацию Омска ─ города-сада ─ необходимо поддерживать и развивать. На этот год также разработана большая программа по благоустройству дворовых территорий, которую мы назвали "Двор". За все эти работы нас даже раньше Лужкова сильно критиковали, начиная с 1994 года. Помню, как секретарь райкома КП РФ кричал: "Каждый камень, вложенный в улицу Ленина, это булка хлеба, вырванная из вашего горла". ─ О чем же это он так пафосно? ─ О том, что вместо асфальта мы укладываем цветную плитку, что для здоровья горожан много полезнее. То, о чем пока еще мечтает Москва, мы делаем ─ выложили плитками весь центр Омска. Кстати, сейчас коммунисты ─ самые главные сторонники благоустройства города, о камнях и булках больше не кричат. ─ А вы, простите, к какой партии принадлежите? ─ К партии прагматиков, и это мне очень помогает. ─ И вас, прагматика, не смущает, что в трудные времена тратите деньги на цветомузыкальные фонтаны, которые требуют сооружения серьезных и дорогих инженерных подземных коммуникаций? ─ Нет, потому что, во-первых, это сделано для людей, во-вторых, Театральная площадь с фонтаном стала любимым местом отдыха омичей. Наш человек привык жить в ритме "дом ─ работа", "дом ─ работа". То, что связано с досугом, никогда не было по-настоящему развито. Мы создавали дома культуры, парки для отдыха, а сегодня человеку, как я заметил, нужны такие места для отдыха, которые помогут ему созерцать. Например, вы смотрите на огонь костра, и душа оттаивает. Но главное не в этом: когда в экономике не клеится, когда нет работы и ничего другого, надо показать, дать примеры того, что жизнь еще не закончилась, что можно что-то строить, делать, создавать, решать. С жизнеобеспечением Омска связаны 100 тысяч человек, они получают работу, а если есть работа, город живет. Деньги для диктатуры законов ─ Это, конечно, замечательно, но откуда вы берете на все это деньги? ─ В современных условиях для решения проблем территории чрезвычайно важно найти прежде всего механизм обеспечения финансовой самостоятельности местного самоуправления, который был бы эффективным противовесом сверхцентрализму и вместе с тем сепаратистским тенденциям. В первую очередь стараемся использовать закон о местном самоуправлении, еще в 1994 году добились того, чтобы финансирование шло не из области, а по твердым нормативам налогов. Пусть капли, но это важно, чтобы мы не ходили каждый год с протянутой рукой, не сидели под дверью, не выпрашивали, а твердо знали ─ это наши источники средств, на них можно планировать свою работу. Нам отдали налоги на прибыль, на НДС. На самом деле это регулирующие налоги, которые всем отдаются, но когда мы их получили, то на этом не остановились, стали создавать свои финансы, вводя местные налоги. 22 местных сбора и местных налога, которые разрешены Правительством, мы постарались использовать максимально. Например, обратили внимание на рыночную торговлю. В Москве все рынки ─ "чужие", а в Омске ─ муниципальные. На наших рынках нет приезжих, которые могут "давить" на торговлю, мы их оттуда вытесняем, добиваемся, чтобы они вели торговлю только цивилизованными способами. ─ Что значит вытесняете? Как, какими методами? ─ Экономическими, силовыми. Когда я закрывал в 1994 году первый рынок ─ толкучку в центре города, то три дня держал его ОМОНом. Мы все равно закрыли этот рынок, но пошел жесткий прессинг, на нас давили многие структуры, в том числе и криминальные, но мы автогеном срезали строения, сооруженные самовольно, грузили их на самосвалы и выбрасывали за пределы города. Потом отвели новую площадь под муниципальный рынок и создали новый, на новой основе с новыми людьми. ─ Но ведь это не рыночные методы. Что вас не устраивало в прежних рынках? ─ Не устраивали сам порядок, правила игры, которые устанавливали криминальные структуры на территории города. Если они ничего не платят, ничего не дают городу, где находятся, терпеть это нельзя. Кто выходит на рынок? Работяга, который лишился работы на предприятии. Но его на рынке начинают эксплуатировать, обворовывать, криминал получает 99 процентов его доходов и кладет деньги в свой карман. Мы убирали "крыши", но чтобы убрать их, что непросто, нужны были разные способы: экологические, санитарные, экономические и силовые. Сегодня в Омске 9 рынков плюс крупные оптовые, плюс азиатские, что для Сибири очень важно. ─ Что значит "азиатские"? ─ Мы находимся на границе с Казахстаном, и то, что в Москву везет Грузия, Азербайджан, нам везут Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. Раньше они торговали где могли, как могли, делали со своим товаром что угодно, но и с ними местные бандиты делали что угодно. Мы открыли специальную муниципальную территорию, поставили охрану, сопровождаем торговцев от границы до города, берем с них определенную плату, которая увеличивается в арифметической прогрессии, обеспечиваем торговцам безопасность, и они знают, что если они пришли на муниципальный рынок, продали свой товар, то никто их не ограбит. Все эти рынки дают нам колоссальные обороты. В бюджете Омска только местные доходы за 4 года составили 47 процентов. Такая добавка к бюджету существенна. А за три года на дополнительных местных мероприятиях город получил дополнительно еще полтора годовых бюджета. Цена решения вопроса стоит таких денег. ─ Вам легко этого добиваться? ─ Нет, сопротивление мощное, используются все рычаги, чтобы на нас повлиять, заставить отказаться, отступить. С нами борются те, кто заинтересован, чтобы все эти деньги не попадали в городскую казну. ─ Что вы имеете в виду, говоря "жесткая налоговая политика"? ─ То, что мы жестко собираем свои налоги. Когда говорят, что в России бюджет не идет, когда Омская область собирает налоги на восемьдесят с чем-то процентов, город собирает в бюджет на 104 процента. Я не скрываю, что плачу налоговой полиции, налоговой инспекции два процента от суммы, собранной в бюджет города, и они заинтересованы в этой работе. Мы им помогаем: вложили в их оснащение почти двадцать миллиардов старых рублей, сделали хорошие компьютерные базы, используя закон о местных финансах, планируем создать свою городскую налоговую службу. ─ Зачем вам эти хлопоты? ─ Чтобы брать налог с продаж, с каждой покупки отчислять процент в фонд города. Федеральная или региональная налоговая полиция, инспекция этим заниматься не будут. Между тем эти налоги могут дать почти 50 процентов заработной платы бюджетников города. Налоговикам проще пойти на завод, составить документы, взять крупные суммы. А теперь представьте, что эти деньги нужно взять с торговых точек, а у нас их 6 тысяч. Конечно, это скандальный налог, он нас столкнет, мягко говоря, с толпой, потому что каждый торговец не захочет отдавать "живые" деньги. И я каждый раз должен буду объяснять этому каждому, что эти деньги я взял не оттого, что просто захотел сделать это, а потому, что есть такой закон, доказывать и показывать, что, взяв эти деньги, я их не проедаю, а отдаю городу. Если не мы, то кто же ─ Все это входило в ваши предвыборные обещания? Вообще, что вы обещали людям, идя в свое время на выборы? ─ Ничего. Я не ставил никаких задач, но и не валил вину за недостатки на федералов или вышестоящие органы. Я говорил так: при любой власти в Федерации и области городская власть должна работать на людей ─ давать тепло и воду, перевозить на транспорте, учить, лечить, воспитывать, то есть заниматься делом. Мы прямо говорили: помойку во дворе должен убирать не президент и не премьер; если мы с вами ее не уберем, не наведем порядок, никто этого не сделает; ваш дом не заканчивается квартирой, подъездом, у вас есть еще двор, площадь, город. Вот на этой волне я и шел на выборы. ─ И население вам поверило? ─ Представьте, да. И мы создаем довольно хорошую систему самоуправления, есть территориальные комитеты, большой институт старших по дому, квартирных. ─ Люди соглашаются на эту бесплатную, как я понимаю, работу в наше трудное рыночное время? ─ Да. Правда, они получают льготы, скидку в 50 процентов при оплате коммунальных платежей. Но это, поверьте, не такая уж и большая льгота, однако в микрорайонах в территориальные комитеты самоуправления выбирают очень интересных людей. ─ Валерий Павлович, помилуйте, людей на выборы в Думу не могут собрать, неужели они приходят на выборы территориальных комитетов? ─ Приходят. А если бы вы знали, какие встречи проходят со старшими по дому и квартальными! Сегодня этот институт насчитывает 28,5 тысячи горожан. Они порой предъявляют такие претензии, такие вопросы задают, что не всегда легко ответить. Но мы стараемся, чтобы они знали план работы мэрии, округов, чтобы на территории района они занимались не только проблемами благоустройства, за которое отвечают, но знали проблемы школы, больницы, транспортные проблемы. Ведь они как бы посредники между населением и властью, цивилизованно все "окучивают", знают, разъясняют, снимают всю ту "пену", которую городской власти снять, может быть, пока не по силам. И когда появляется решение проблемы, то это не решение, которое сверху навязала власть. Ситуация другая: мы, те, кого люди выбрали в комитет, на должность старшего по дому или квартального, поставили вопрос и с честью добились его решения. Все это очень интересная система, к которой мы сейчас добавили еще и муниципальных участковых милиционеров. ─ Ну участковые-то были всегда. ─ Да, но мы все равно подготовили новое положение об участковом, взяли его к себе на содержание. Все участковые подписали контракты с главами округов, эти контракты дают им гарантию, что с этой должности их не снимут в течение десяти лет. Оценку работы участкового дают территориальные комитеты, они решают, быть ему участковым или не быть. В свою очередь он может рассчитывать на помощь людей, живущих на территории его участка, он ─ не один, а потому у него есть силы и власть. Таких участковых у нас сейчас 57, мы каждого отбираем поштучно, ежегодно подводим итоги их работы, уже передали им 45 квартир, победители ─ опорные пункты ─ получили новую мебель. По условиям контракта мы предоставляем участковому квартиру в аренду на десять лет, после чего она может перейти в его собственность. Когда он станет старшим участковым, дадим ему служебную машину, которая через пять ─ семь лет бесплатно перейдет в его собственность, гарантируем установку телефона, гаража. У участкового же одна задача ─ стать для населения своим Анискиным. Вот эта спайка ─ участковый, квартальный, территориал ─ сегодня уже дает определенный эффект, изменения к лучшему даже в политическом плане. С территориалами очень трудно спорить всем партиям и движениям, у них нет политической окраски, они поддерживают только тех, кто способен делать дело. У многих политиков сильно портится настроение, когда они видят эту точку отсчета. Поэтому нас иногда даже обвиняют в том, что создали свою "партию" в городе ─ партию самоуправления. ─ Валерий Павлович, а как, по какому принципу вы подбираете свою команду? ─ Подбор команды вообще вопрос очень сложный, тут нет никаких методик. В первую голову оцениваю деловые качества, способность работать с людьми. Не надо влезать в деятельность предприятия, там есть свои руководители. А вот создать условия, чтобы у этих предприятий появились какие-то подвижники в работе, ─ его задача. За 2 последних года жилищный фонд муниципалитета увеличился на 2 млн. кв. м. Принято жилье от 38 крупнейших предприятий, которые не могут его сегодня содержать. Это стало еще одной большой проблемой для городского бюджета. Потребность в финансировании ведомственного жилья составляет свыше 300 миллионов деноминированных рублей. Но мы идем на это, ведь в этих домах живут те же омичи. ─ Подталкиваете предприятие к работе? ─ Да, если предприятие формирует налоговую базу города, мы готовы участвовать в его работе. Берем акции в доверенное управление. Денег у меня нет, поэтому покупать акции я не собираюсь, но предлагаю свою схему. Говорю, посмотрите, вы имеете 10 процентов акций, по 2─3 акции имеет каждый работник, поодиночке это ноль, но в сумме, в пакете эти акции дают возможность все вопросы решать по-другому. Я хочу, чтобы ваше предприятие платило налоги, я хочу, чтобы на вашем предприятии не было социального взрыва, чтобы вы платили зарплату и все остальное, положенное по коллективному договору. Сходятся наши интересы? Сходятся. Тогда вы по договору отдайте мне в доверенное управление свои акции без права их продажи и сделайте так, чтобы я мог влиять на политику предприятия. Не совнархоз, но акции имеем ─ И предприятия вам доверяют? ─ Мы получили в доверенное управление 51 процент акций завода "Техуглерод", поставили председателем совета директоров моего первого заместителя, ввели в совет своих представителей, дважды-трижды поменяли состав исполнительной дирекции, убрали все структуры, которые присосались к заводу, и потихоньку предприятие заработало. Платим зарплату, начали раскручивать производство, это идет тяжело, сложно, не только от нас все зависит, есть смежники, есть рынок, но идет. Мы выкупили акции молочного завода, потому что видели: крупнейшее предприятие просто пропадет. 72 процента акций на 52 миллиона старых рублей просто валялись на земле, мы их подобрали, помогли предприятию, провели конкурс-тендер, на котором были не только омские, но даже московские фирмы. Предложили: передаем или продаем пакет акций, но на условиях договора. Условия такие: сохранить занятость работающих, продукцию за омским рынком, кроме того должны быть определены инвестиционные вложения, погашены долги. Дивиденды городу не нужны, прибыль не нужна, нам нужно только сохранить завод. На конкурсе выиграла омская фирма. Сегодня на заводе выплачивается зарплата, поставщики молока заключают договоры, началось погашение долгов, поступает первое инвестиционное оборудование. Теперь мы забрали винный завод, приняв акции в доверенное управление, будем работать с ним. ─ Но ведь вы ─ не совнархоз, зачем вы берете на себя такие тяжелые задачи, которые в конце концов могут вам выйти боком? ─ Скажу откровенно, в последнее время мы стараемся все очень тщательно взвешивать. Но что делать, нельзя же бросать на произвол судьбы предприятия, которые могут определить судьбу города или повлиять на социальную обстановку в нем. ─ Валерий Павлович, вам легко работать, вы ощущаете свободу? ─ Раньше мне было проще, я знал одного-двух вышестоящих руководителей, всегда мог выстроить с ними отношения. Сегодня эта пирамида направлена вниз. Если не будешь снимать срез мнений, отношений, пожеланий, не сможешь решать глубинные проблемы. Когда же ты начинаешь решать эти проблемы, то автоматически становишься неудобен для верха, потому что вынужден делать не всегда то, что от тебя требуют вышестоящие власти. Мэр сегодня как буфер, который сглаживает многие все эти негативные моменты в отношениях властей разных уровней. Ты ищешь местные налоги, делаешь местные сборы, направляешь их на то, чтобы заткнуть слабые места, те прорехи, что образуются, но возникают конфликты. В основе конфликта ─ деньги, которые есть у города и которых нет у области. Самоуправление дает фактический результат, вот из-за этого и разгораются конфликты: у кого-то денег больше, у кого-то ─ меньше. На уровне города видны улучшения: благоустройство, новые больницы, школы, еще что-то, а на уровне субъекта изменения к лучшему не очень заметны. Поэтому идет конкуренция ветвей власти. Вот почему, когда еще год назад мы, мэры, встречались на уровне Правительства, то просили: разведите нас с субъектами. Мы никак не можем поделить финансовые источники, денег не хватает, мы их рвем на части, каждый тащит на себя это короткое одеяло. Поэтому закрепите за каждым из нас постоянные источники налогов, дайте, например, городу подоходный, а области ─ НДС. Тогда я буду знать: угробил предприятие, посадил зарплату, пропадает городская налоговая база. Получается, что мне прямой интерес поднимать, сопровождать местные предприятия. Но как только я стал собирать приличные деньги, у области сразу появилось желание их отобрать. Она вводит налог на землю, дескать, это государственная собственность, пытается забрать рынки: ведь они на государственной земле, значит, государственные, а не муниципальные. Приходится судиться, выигрывать суд, доказывая, что рынки все же муниципальные. Каждый должен делать свое дело, пусть разведут нас по финансам, по собственности, чтобы не получалось так, как у нас получается с центром Омска. Великолепный центр, где собрана вся старина, гибнет, пустые подвалы в зданиях затоплены водой. Третий год подряд я вкладываю деньги, мы привели все эти подвалы в порядок, объявили конкурс для тех бизнесменов, кто захочет их арендовать, пообещав освободить победителя конкурса на пять лет от всех местных налогов, при условии, что направление работы должно быть торговое, общепитовское. На конкурсе выиграли первые 16 бизнесменов, сейчас готовим еще 26, теперь уже все здания внизу восстановлены за счет бизнесменов. Но как только это все появилось, началась война. ─ Между бизнесменами? ─ Между городом и областью. Область сказала: вы будете нам платить налоги, ведь здания государственные. Но не было бы с кого брать эти налоги, если бы город не вложил деньги, если бы эти деньги не вложили бизнесмены. Поэтому и собственность тоже нужно разделить между городом и областью. Тем более что речь идет о памятниках старины, и тут важно, как и кто их будет восстанавливать, поддерживать. Собственность, земля, финансы ─ все это нужно цивилизованно развести. Цивилизованный развод обязательно все расставит по своим местам. Воюют области и города ─ Валерий Павлович, сегодня в России ни для кого не секрет противостояние местных органов самоуправления и областных властей. В некоторых известных регионах противоречия между губернаторами и мэрами областных или краевых центров зашли очень далеко. Что вы думаете по этому поводу, что предлагаете, чтобы избежать негативных тенденций в становлении общественного устройства современной России? ─ Законодательно урегулировать все противоречия, об этом говорит и многовековой опыт развития общественного устройства, практически невозможно. В самой природе местного самоуправления заложен постоянный конфликт с государственной властью. И как бы это парадоксально ни казалось, в конечном итоге в этом конфликте заложено созидательное начало. Даже небольшой период существования местного самоуправления в дореволюционной России позволил отметить, что "рознь между администрацией и земскими учреждениями является естественной". Местное самоуправление призвано обеспечивать самые насущные и неотложные потребности населения, и активность в этом органов самоуправления ─ необходимое условие его существования. В то же время в этой же активности заложено постоянное противостояние с государственными структурами управления. ─ Вы сказали, что важнейшей задачей для местного самоуправления становится отработка механизма обеспечения его финансовой самостоятельности. Какие пути при этом вы видите? ─ Мы твердо знаем, городской или сельский житель без собственности, которую он хотел бы приумножить, повысить ее стоимость, по-прежнему будет отчужден от местной власти, от места своего проживания. Поэтому собственность и городская недвижимость ─ реальные ресурсы роста финансовой самостоятельности муниципальных образований. Пока в наших бюджетах доходы от недвижимости в лучшем случае приближаются к очень низкой отметке ─ 10 процентов. В западных городах доля этих доходов в несколько раз выше. Например, для Омска эта цифра даже при нынешнем уровне деловой активности может составлять до 25 процентов, а это ни много ни мало 600 миллионов деноминированных рублей. Развитие рынка недвижимости и инструментов его регулирования, прежде всего земельной ренты, ─ важнейшее средство регулирования экономических отношений на территории муниципальных образований, а также перераспределения различных видов деятельности между столичным городом, региональными центрами, средними и малыми городами. В становлении рынка недвижимости я вижу непременное условие укрепления среднего класса ключевой городской социальной группы, без которой невозможен успех ни одной реформы. Средний класс ─ наша политическая, социальная и финансовая опора. Представитель среднего класса в необходимой мере образован, активен и материально обеспечен, у него есть претензии к облику поселения, к среде своего обитания, у него свое представление о качестве потребления. Средний класс ─ та самая группа, которая может стать заказчиком на определенный тип городского развития. Мы очень рассчитываем на разработку государственных минимальных социальных стандартов и нормативно-расчетный федеральный бюджет. Чрезвычайно важна задача перехода к нормативно-расчетному бюджету, реальному бюджетному планированию в муниципальных образованиях. Многое зависит от того, когда мы это сделаем, в 1999 году или в XXI веке? Фонды финансовой поддержки муниципальных образований не созданы ни в одном субъекте Федерации, законов о минимальной бюджетной обеспеченности нет. Нет законов о дифференцированных региональных минимальных социальных стандартах или финансовых нормативах. Почти нигде не сформированы бюджеты государственных полномочий. Многие государственные полномочия исполняются муниципальными образованиями за счет собственных средств вопреки закону. А это не один миллион рублей. Во многих регионах не завершился процесс передачи муниципальным образованиям из подчинения субъекта Федерации структур, связанных с реализацией полномочий и предметов ведения местного самоуправления: комитетов финансов, комитетов по управлению муниципальной собственностью, земельных комитетов, управления городским общественным транспортом. ─ А что на этот счет есть в российском законодательстве? ─ Закон о финансовых основах местного самоуправления, который мы, с одной стороны, не устаем критиковать, а с другой ─ забываем использовать, предоставил нам возможность осуществлять муниципальные заимствования. Омск, в частности, выпускает в этом году свой второй муниципальный заем. Но заметьте, не мы одни такие умные. Дело в том, что муниципальные облигации не только средство извлечения прибыли для финансовых институтов, которые занимаются их размещением, но и возможность привлечь до 15 процентов годового бюджета для модернизации городской инфраструктуры. Чтобы получить эти средства, нужно завоевать доверие инвесторов в условиях серьезных проблем, переживаемых российским фондовым рынком. Наверное, нам придется пережить не одно разочарование, пока инвесторы нам поверят. ─ Не должны ли города выступать в некоторых случаях с законодательной инициативой? ─ Мы должны взять на себя подготовку ряда модельных законов, обеспечивающих интересы местного самоуправления, и далее лоббировать их принятие в законодательных органах субъектов Федерации. Одновременно необходимо опережающим образом создавать такую нормативно-правовую базу в муниципальных образованиях, которая бы охраняла интересы местных сообществ. Нам нужны социально-технические нормативы и нормативно-расчетные бюджеты, программы собственного развития, системы расходования средств бюджета посредством муниципального заказа, муниципальная статистика, без которой не может быть муниципальной экономической политики, нормативное регулирование деятельности с городской недвижимостью. ─ Есть что-то, чем вы гордитесь и считаете самым большим своим достижением? ─ Самым большим достижением считаю то, что все-таки мы в последние четыре года не просто выжили, а сформировали начало муниципальной системы, сформировали команду, разработали и приняли первые местные законы, положения, а в целом подготовили базу, которая может работать при активной поддержке населения. Виктория МОЛОДЦОВА. //* Источник информации : Российская газета,28.03.98 //* Рег.Ном.- 1080300226.54-------------------------------------------