Как Лужков с шаманами пил, курил и чуть марала не застрелил. Двадцать лет тому назад меня, выпускника Киевского университета, направили работать в Туву. В обычаях разных народов много общего. Украинцы встречают дорогих гостей хлебом-солью, тувинцы преподносят им на ленте из голубого шелка пиалу с "белым угощением" ─ молоком или соленым чаем. Мать подарила мне на счастье вышитый рушник. Женщина-тувинка, провожая сына или близкого человека в дальнюю дорогу, разбрызгивает девятиглазкой на четыре стороны света молоко и произносит благопожелания. Все матери желают своим детям счастья и добра. Я до сих пор храню материнский рушник и помню наставления матери. Знаю, что нельзя осквернять оваа ─ место, у которого коренные жители поклоняются духам гор. Нужно благодарить священный источник ─ аржан. У народа свои, выработанные вековой практикой бытия, обычаи. Неграмотная мама учила меня уважать обычаи тувинского народа. В моей журналистской практике пригодился еще один урок: быть точным в фактах. Сейчас все больше столичных журналистов едут "в глубинку". С одной стороны, это понятно: в Москве наконец-то заинтересовались жизнью регионов. Только вот что это за интерес? Честное слово, коллеги, иногда кажется, что это опять интерес "заморского" туриста: или сплошь восторг по поводу провинциальной экзотики, или высокомерное "похлопывание по плечу". В одной из столичных газет читаю про Туву: "Сегодня на 310 тысяч жителей республики ─ 108 врачей с высшим образованием". Во-первых, уточним, что врачей со средним образованием не бывает. Во-вторых, достаточно было позвонить в Минздрав РТ или взять любой статистический справочник, чтобы узнать такие цифры: на 1 января нынешнего года в Туве работало 213 терапевтов, 125 хирургов, 133 педиатра, 87 гинекологов, 22 венеролога. Всего 1044 врача различных специальностей. Люди, за редким исключением, обращаются к ламам и шаманам не лечиться, а затем, чтобы развивалась духовность нации. Коренные жители Тувы возвращаются к вере. Поэтому неудивительно, что возрождение религии поддерживает президент и правительство РТ. На самом деле шаманы и служители желтой религии сами обращаются к врачам. Так, Камбы-лама Тувы Аганак Хертек, о котором пишет московский автор, в середине марта сам поправлял свое здоровье во втором терапевтическом отделении республиканской больницы. В трехстах метрах от гостиницы в Кызыле, в которой обычно проживают московские гости, находится аптека N 2. Здесь ампула новокаина стоит один рубль новыми. В аптеке N 1 стандарт новокаина (десять ампул по 10 миллилитров) стоит 15 рублей. Директор аптеки утверждает, что последние два года раствор новокаина в продаже есть постоянно. Откуда столичный журналист взял, что ампула новокаина стоит на черном рынке до 50 долларов? Да, в Туве, как и во всей России, отмечен рост инфекционных заболеваний, но связывать это нужно не с религией, а с социальными проблемами. Очень удивилась кандидат филологических наук Айлана Кужугет, возглавляющая Конгресс интеллигенции Тувы, когда узнала, что интеллигенция "повально медитирует по методу Махариши". Оставим это заявление на совести репортера. Вмешался журналист и в застройку Кызыла. Буддийский храм, который намечено построить возле парка культуры и старой типографии, он решил возводить "рядом с парламентом и гранитной статуей Ленина". Но больше всех обидел репортер одного из самых уважаемых в Туве людей ─ обладателя премии Американского фонда шаманских исследований "Живое сокровище шаманизма", народного писателя Тувы, доктора исторических наук М.Б. Кенин-Лопсана. ─ Прочитал репортаж и ужаснулся, ─ возмущается Монгуш Борахович. ─ Публикация просто неграмотная, некоторые моменты в репортаже смехотворно перевраны. Другие ─ до слез искажены. Скажем, таежникам смешно читать описания охоты Юрия Лужкова, которая, насколько я знаю, не состоялась из-за дождливой погоды. Только мальчишка, который вырос на асфальте и ни разу не был в тайге, может писать о прирученных оленях и лосях на солонце. Знаю, что Лужков не пьет. Охотникам известно, что дикий марал улавливает не только малейший шорох, но и чует запах табака и спиртного. Даже на маралоферме благородный олень не подходит близко к человеку. В публикации столичного репортера охотники сидят на помосте, пьют и стреляют, "просунув стволы ружей в специальные отверстия". ─ Как можно смеяться над верованием людей, ─ продолжает Монгуш Борахович. ─ Я стоял у истоков создания общества шаманов "Дунгур", но не слыхал, чтобы президент РТ Ш.Д. Ооржак приглашал к себе в кабинет шамана. Глупо утверждать, что шаманы помогли президенту победить на выборах. В Туве около 30 религиозных конфессий ─ от буддистов, шаманистов, старообрядцев, паствы православной церкви до протестантских общин. И не 70, а 72 процента избирателей отдали свои голоса за Ооржака . Почему же подобные материалы появляются на полосах центральных (точнее, федеральных) газет? Да, в Туве очень много проблем и трудностей. Наверное, больше, чем в других регионах России. Но ведь в селах центральной полосы нашей необъятной страны люди тоже подолгу не получают зарплату. Разве в центре Москвы бандиты не стреляют из автоматов и не убивают людей? "Водку в Туву привезли русские. Тувинцы дуреют с первой рюмки . Вот так: грубо и оскорбительно. Давайте, коллеги, будем все же профессионально вежливы. Василий КРИВДИК, журналист. Кызыл, Республика Тыва. //* Источник информации : Российская газета,28.03.98 //* Рег.Ном.- 1080300226.55-------------------------------------------