"КУХАРКИ" ОТ ПЕДАГОГИКИ. С момента возникновения в России образовательной индустрии во главе ее ни разу не было профессионала. Александр Викторович Коровицын - заместитель директора частной общеобразовательной школы N 21 г. Москвы. День знаний. КТО ТОЛЬКО не руководил Минпросом в незабвенные советские времена! Это и доктор химических наук, бывший секретарь парткома МГУ Михаил Прокофьев (1966-1984), и доктор технических наук, специалист по нефти и газу, бывший замзав отделом науки ЦК КПСС Сергей Щербаков (1984-1987). Владимир Потемкин (1940-1946) был профессиональным дипломатом. Дважды удостаивался Сталинской премии. Но не как комиссар народного просвещения, а как автор и редактор трехтомной "Истории дипломатии". Анатолий Луначарский (1917-1929) имел образование гимназическое, и все. Андрей Бубнов (1929-1937) окончил Высшие курсы красных комиссаров.. Известный ленинский тезис про кухарок вовсю воплощался в жизнь и при царях. Конечно, отнюдь не "кухаркиными детьми" были князья Голицын (1817-1824) и Ливен (1828-1833), бароны Николаи и Кауфман, а равно и примерно десяток "графьев", занимавших этот министерский пост почти до февраля 1917 года. Вот только образование слегка "подгуляло". Нет, оно, безусловно, было. И генеральское (Глазов, Ванновский), и адмиральское (Шишков, Путятин), и "даже" гражданское (филологическое, историческое, юридическое), но никогда - педагогическое. Видимо, в силу крайне малой престижности тогдашних "учительских институтов". Последние нынешние реформаторы, что называется, "из той же оперы". Евгений Ткаченко (1992-1996), окончивший физмат Уральского политеха, был там же доцентом, затем профессором. Потом ректором другого, но опять же свердловского института. К школе имел то отношение, что когда-то ее окончил с серебряной медалью. Владимир Кинелев (с августа 1996-го по настоящее время) - доктор технических наук. Окончил МВТУ имени Баумана по специальности "Прочность летательных аппаратов". В "простые министры" ушел с должности вице-премьера. В школе не работал ни дня. У ДЕВЯТИ НЯНЕК. Впрочем, бог с ними, с "первыми лицами", если их подпирает команда высококлассных профессионалов, способных готовить и проводить в жизнь правильные решения. Проверяем. Из 9 заместителей Кинелева исключительно школой не занимается ни один. На первом его заместителе г-не Шадрикове, помимо общего среднего образования, согласно министерскому приказу от 5 октября 1996 г. N11-А5 "висят" еще дошкольное и начальное профессиональное. Остальным, пожалуй, еще хуже. Они по этому же приказу вынуждены отдельные стороны образовательного процесса координировать от детского сада до докторантуры. Кто материально-техническое обеспечение, кто учебники, кто еще что. Вот, например, "законотворческую (?) деятельность" вкупе с "реабилитационной работой" курирует выпускница Высшей комсомольской школы г-жа Чепурных, с 1985 по 1993 год трудившаяся на руководящих постах в Центральном совете пионерских организаций. Может быть, это по ее инициативе принято постановление правительства РФ N 38 от 15 января 1997 г., отменившее вступительные испытания школьников в лицеи и гимназии? Последствия этой отмены нетрудно представить. Из лицеев сразу уйдут хорошие учителя, которые трудятся там вовсе не из-за копеечных надбавок, а из-за возможности серьезно работать с теми детьми, которые действительно хотят учиться и доказали это, выдержав зачастую немалый конкурс при поступлении. Уйдут учителя, "кончатся" и лицеи, превратившись в заурядные учебные заведения, где не преподается куча основных предметов. А половина "деток" не столько осваивает науки, сколько, самореализуясь отнюдь не на учебном поприще, дожидается раздачи аттестатов. Выгода для тех, кто учит детей небесплатно, очевидна. Это в меньшей степени частные школы, а в большей - практикующие репетиторы из числа вузовских преподавателей. Именно они прежде всего заинтересованы в исчезновении лицеев, лишающих их львиной доли "левого" приработка. Счастливы будут и Европа с Америкой, школьники которых за последние десять лет практически не получали призовых мест на международных олимпиадах, не выдерживая конкуренции с Россией и Азией. Теперь у них появятся хоть какие-то шансы. А может, и не появятся, потому как этим летом сей нормативный акт исполнялся "как всегда", то есть никак. Замминистра г-н Асмолов - профессиональный психолог. В министерстве координирует "работы в области гуманитарного образования и развития личности". Видимо, именно в целях ее "развития" в бюрократических недрах и рожден проект санитарных норм и правил, раздел 3.9 которого посвящен "гигиеническим требованиям к организации учебно-воспитательного процесса школьников". Бумажка в целом никчемная и пустая, если бы не одно "но". Ею закрепляется нынешняя совершенно неподъемная учебная нагрузка школьников: от 27 часов в неделю в начальной школе до 36 для старшеклассников. Нетрудно подсчитать, что вместе с домашними заданиями, которые даются с расчетом возможности их выполнения в пределах 1,5 часа во 2-м классе и 4 часов - в старших, общая учебная нагрузка десяти- и одиннадцатиклассников составит почти 60 часов в неделю. Сравните это с узаконенной КЗоТом рабочей неделей для взрослых, и станет ясно, почему из каждых 10 выпускников школы "практически здоров" только один. А ведь г-ну Асмолову прекрасно известны требования специалистов Института возрастной физиологии Российской академии образования и НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи. Они полагают, что "все виды учебных занятий, включая факультативные и дополнительные", в первом классе не должны занимать более 15 часов в неделю, и никаких домашних заданий. А в старших классах предел - 25 часов при 15 часах на самоподготовку. Есть, правда, в министерстве и люди, работавшие раньше в школе. Это и уже упоминавшийся г-н Шадриков, и начальница Управления общего среднего образования г-жа Леонтьева. Но школьная карьера обоих успешно завершилась почти 30 лет назад, в 1968 г. А связанный непосредственно со школой вплоть до 1990 г. г-н Бацын заведует в министерстве почему-то Управлением международного сотрудничества. БАЛЛАДА О ГОССТАНДАРТЕ. Начальник Управления образовательных стандартов и программ министерства г-н Шестаков - не только доктор химических наук, но и академик некой Международной академии информатизации. Это управление решает в принципе неразрешимую задачу, пытаясь сочинить "государственный образовательный стандарт основного общего образования". Стандарт сей - не что иное, как очередная попытка реализовать нереализуемый тезис о том самом коммунисте, которым можно стать, только обогатив свою память всей суммой знаний, выработанных человечеством. А действительно, что делать с ребенком, отлично усвоившим и любящим, скажем, физику, но не умеющим писать сочинения? Не давать аттестат? Не вписывается, дескать, в стандарты.. На самом деле все стандарты давно заданы вузами, причем очень дифференцированно. Потому и школьные программы соответствуют вступительным вузовским чисто декларативно. Например, список программных произведений по русской литературе для гуманитарных факультетов в МГУ почти вдвое больше, чем для естественных. В том же МГУ задания по математике для геологического и географического факультетов отличаются друг от друга как небо и земля. А сравнивать в этом смысле биофак и мехмат вообще бессмысленно. Фактически стандарт по математике уже задан и для школы общероссийским "Сборником заданий для проведения выпускных экзаменов". Но г-н Шестаков попытался изложить включенные в сборник задачи на русском литературном языке, и получилось нечто весьма невнятное. "ДИКИЙ ВАРИАТИВ". Чего только не преподают нынче в школе. Латынь и библеистику, герменевтику и валеологию, экономику и риторику, логику и экологию. А внутри предметов что делается! Курс физической географии из 6-го класса пытаются перенести во 2-й. Курс анатомии - из 9-го в 3-й. В физматлицеях бедные девятиклассники изучают теорию комплексной переменной. Наверное, с ней у них все в порядке. При этом, правда, они не всегда могут решить задачку про бассейн из дореволюционного учебника арифметики для 2-го класса. Началось все это давно. Еще в декабре 1946 г. ЦК ВКП(б) признал "совершенно необходимым ввести преподавание психологии и логики в старших классах средней школы". Эти предметы числились в учебных планах школ вплоть до 1960 г., пока на смену им не пришел курс "Основ политических знаний", введенный специальным постановлением уже ЦК КПСС. Потом потихоньку все "устаканилось". Но в начале 90-х - как прорвало. Причем очень специфическим образом. Сначала начали вводить предметы. Потом печатали учебники. Наконец вспомнили, что не худо и программы бы написать. Теперь вот стандарты разрабатывают. Вообще-то все надо было делать наоборот: сначала стандарты, потом программы и т.д. Но новыми предметами дело не ограничилось. Начали сочинять новые учебники по "старым" предметам. Поэтому сейчас по любой школьной дисциплине существует в среднем по полдюжины учебников разных авторов. Выбирают их школы, руководствуясь одним им ведомыми принципами. Кому нужны девять учебников физики для восьмого класса, науке не известно. Тем более когда в школах нет оборудования для проведения плановых программных лабораторных работ. Известно только, что предпоследний министр образования г-н Ткаченко именно это "разнообразие" считал своей выдающейся заслугой, в силу отсутствия педагогического образования не понимая того, что учить естественные дисциплины по книжке очень непродуктивно. Выучить, конечно, можно. А вот привить ребенку любовь к предмету, выявить и развить возможно заложенные в нем задатки естествоиспытателя (физика, химика, биолога) исключительно по учебнику - почти невероятно. МИНИСТРЫ-МЕДАЛИСТЫ. А что же все-таки нынешний министр, закончивший среднюю школу, в отличие от своего предшественника, не с серебряной медалью, а с золотой? Может, вникает в школьные проблемы и пытается их решить? Может, поправляет "где надо" своих помощников?. Да он и задач-то таких не ставил. "Огромный интерес представляет уникальная возможность создания целостной научно-обоснованной программы реформирования образования", - заявляет он (см. "НГ" от 06.11.96) и занимается, надо полагать, именно тем, что ему интересно. И вообще г-н Кинелев - эрудит. Произносит речи и докладывает доклады. Перемежает при этом каждое свое слово цитатами из древних. "Неравенство образования - вот главная причина всех зол", - повторяет он за кем-то из гениев. "Это недопустимо", - добавляет он от себя. А социологи отвечают, что уже очень скоро будут окончательно отброшены даже идеи о том, что дети всех социальных групп должны иметь равные возможности на жизненном старте. Что массовая государственная школа будет деградировать, в ней все больше будет снижаться качество образования. Что в привилегированных школах пойдет самовоспроизводство элит, которое неминуемо приведет к деградации всего общества. Но об этом министр молчит и продолжает с пафосом излагать откровеннейшую банальщину. "Самая главная задача образования нового века - воспитание", - вещает министр так, как будто делает величайшее педагогическое открытие. На что В. Караковский, известный на всю страну не меньше Макаренко и Сухомлинского именно высокоэффективной практикой воспитания школьников, справедливо замечает, что с воспитанием-то в стране дело обстоит плохо. Во-первых, воспитательные возможности, заложенные в учебном материале, практически не реализуются из-за полного сумбура в нынешнем содержании гуманитарных предметов и, соответственно, в головах учителей. А во-вторых, специальная воспитательная деятельность теперь все больше "выдавливается" из школы. На нее чем дальше, тем меньше времени по причине постоянно растущей учебной нагрузки школьников. И вообще о каком воспитании может идти речь, если воспитание - это движение к идеалу, а в стране идеальный идеологический вакуум? В итоге все воспитатели разделились на три категории: первые - те, кто не знает, что делать, и потому на всякий случай не делает ничего; вторые - те, кто просто боится, и третьи - те, кто умеет и не боится, и что-то все-таки делает. Но последних - явное меньшинство.. ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ. Состоялся сей примечательный разговор еще зимой, на мероприятии с впечатляющим названием: "Образование для XXI века". И он еще раз однозначно доказал, что просвещенческие "верхи" живут своей жизнью, а "низы" - своей. И посему подобные педагогические тусовки изначально бессмысленны. Впрочем, именно в этой тусовке смысл все же был. И привнес его присутствовавший на мероприятии г-н Пауэр, заместитель генерального директора ЮНЕСКО по образованию, своим видением проблемы образования XXI века. С его точки зрения "образование должно быть универсальным по всему миру". И он весьма сожалел о том, "что нежелание отдельных народов отказаться от национальных и религиозных традиций, в том числе и в образовании, препятствует взаимопониманию, постижению истинных демократических ценностей и дружной жизни с соседями". В переводе на нормальный язык это означает, что русские должны смириться с всеобъемлющей экспансией западного образа жизни, осознать свою полурабскую зависимость от Запада и не рыпаться, наблюдая, как Запад "образовательным" путем превращает Россию в свой сырьевой придаток. Вряд ли кто из присутствующих в зале не понимал истинного значения слов Пауэра, но возражать, тем более для тех, кто облечен властью, - значит лишить Россию денег, которые она собирается занять у Международного банка реконструкции и развития на "улучшение преподавания общественных наук в российских вузах" и "развитие учебного книгоиздания для системы среднего образования". После речи г-на Пауэра становится совершенно ясной направленность изменений в российском образовании, под которые и даются кредиты. Запад дает России деньги и одновременно приближает НАТО к ее границам. Он, видимо, всерьез опасается, что, получив "истинно демократическое" по западным стандартам "образование XXI века" по "истинно демократическим" учебникам, наши дети тем не менее не научатся отдавать Западу совсем не ими наделанные долги. И тогда их придется возвращать силой. Впрочем, это так, к слову. ШКОЛЬНЫЙ ТУПИК. "А тебе-то что? Ты ведь "частник" и вроде, как и церковь, отделен от государства", - скажете вы. И будете не правы. Частник-то частник. Да вот только с государственной аккредитацией. И потому обязан государственным требованиям соответствовать. Причем куда в большей степени, чем госшколы. А как? Если министерство даже решения собственных коллегий публикует в собственном же "Вестнике образования" спустя каких-нибудь жалких полгода. Впрочем, это мои мелкие трудности. Мне детей жалко. Своих - меньше, потому как им я хоть помочь могу. Чужих - больше. Ну чем они виноваты, что у них нет папы-учителя?. Я за почти двадцать лет работы в школе так и не понял, почему мы должны учить детей тому, к чему они порой просто отвращение испытывают. И не учить тому, чему они с удовольствием бы учились. Почему вместо того, чтобы заниматься развитием способностей ребенка и его воспитанием, мы вынуждены загромождать его голову той самой "суммой знаний". И, главное, зачем? Все равно ведь забудет, как кошмарный сон. И правильно, надо сказать, сделает. Потому как само по себе знание каких-нибудь морфематических признаков, или свойств первообразной, или системы мультипликаторов не очень способствует развитию здорового разума. И остается в итоге ребенок без главного: твердо усвоенных общеинтеллектуальных и потому постоянно употребляемых в жизни навыков. Ну не умеет он, покидая школу, толком анализировать, выделять главное, обобщать, сравнивать. Не владеет навыками самоконтроля и способностью ориентироваться в нестандартной ситуации. А без этого - ой как тяжело. Особенно теперь, когда система не то что не "тянет за уши", как раньше, а скорее, наоборот, "утопить" норовит. Вот откуда нынешнее изобилие малолетних наркоманов, преступников. А спросить за это с кого? Ну, в самом деле, не со специалиста же по "прочности летательных аппаратов". Давно, еще в начале 80-х, один средней руки партийный босс, послушав мой монолог на эту тему, сказал: "Ты что, хочешь, чтоб на Минпрос "сел" директор школы или завгороно?. Никогда этого не будет!" Как же он был прав.. //* Источник информации : Независимая газета, 2.09.97 //* Рег.Ном.- 6070900009.36-------------------------------------------