Маргиналии. Завет умер. ЕСЛИ представить жизнь деревом, то странным выглядит писательский итог последних веков: они как будто выращивали на одной единственной ветке с десяток громадных листьев. Скучное обязательное писание романов, поэм и пьес превращало их существование в муку. Непонятное чувство вины, неисполненного долга до самой смерти нависало над ними. И нам они генетически передали свой зловещий завет. И мы тоскуем по громадному, в 300-500 страниц, густому, вязкому, зловонному, классицистическому (завязка-развязка-эпилог), филологизированному кирпичу. Очень большой шаг к прекращению самоистязания (сами того не желая) сделали Набоков, а вслед за ним Бродский. Они покорно работали с изощреннейшими языковыми и смысловыми ситуациями, загоняя их в тупиковые, мертвые штреки. Впечатление от их мастерства всегда оглушающее и гнетущее: дальше пути нет. Пути остались наверху, в легких предпочтениях минуты. Отрывок, строчка, пьеска, пьеса, рассказ, стихотворение, фэй - так много всего каждый день и так плотно, не втиснуть лезвия между строк, два слова не расцепить. Такая свобода выбора: иду, куда хочу. Такая свобода средств: работаю простейшим инструментом, меняя наклон. Еще Гоголь, смещая, расслабляя строй, добивался колоссальных давлений. Так ступенчатое сокращение и расслабление мышц змеи, гепарда, спрута создают эффект молнии. Но не топот бешеного слона, не заколод догоняемой антилопы. Единственное движение цапли, склевывающей добычу. А не 300 поваров, готовящих на одного царственного язвенника. Александр ОБРАЗЦОВ. Санкт-Петербург. //* Источник информации : Независимая газета, 2.09.97 //* Рег.Ном.- 6070900009.46-------------------------------------------