Долгая память ортодоксов. ЧЕТВЕРТОЕ сентября - празднование Грузинской иконы Божией Матери. После покорения Иверии (нынешней Грузии) персидским шахом Аббасом персы вывезли оттуда немало христианских святынь - разумеется, не для почитания, а для продажи. Основными покупателями стали русские, с которыми в те поры у Персии были дружественные отношения, а риза Христа была поднесена в подарок русскому царю Михаилу Федоровичу. Один ярославский купец с радостью приобрел богородичный образ, богато украшенный серебром и золотом. По велению господа этот купец отправился вскоре в Двинский край, где у берегов реки Пинеги на Черной горе, тянущейся до берегов Северного Ледовитого океана, стоял Черногорский монастырь. Среди других дорогих даров он внес в обитель и икону Богородицы, названную Грузинской. Сразу же после этого начались чудесные события: исцеление разбитых параличом, бесноватых, слепых и глухих. Грузинская икона помогала от болезней желудка, опухолей и зубной боли, а также спасла утопающего. При царе Алексее Михайловиче икону носили в Сибирь на реку Лену и по внутренним городам страны - Устюгу, Вологде, Москве. По словам верующих, чудеса от Грузинской иконы свершаются и поныне. На этой неделе представляется немало поводов вспомнить давние, но оттого не ставшие менее злободневными столкновения ортодоксальной церкви с многочисленными от нее уклонениями. Например, 5 сентября - день памяти священномученика Иринея, епископа Илионского. Живший во II веке святой прославился тем, что всю жизнь посвятил борьбе с гностицизмом, за что его даже сравнивают с одним из авторитетнейших отцов церкви Афанасием Великим, преследовавшим другую ересь - арианство. А 7 сентября православные поминают исповедников Христовых, пострадавших в Едессе от ариан. Ариане отрицали единосущие Бога Отца и Бога Сына, почитая Христа не Творцом, а лишь творением, и не признавали за ним божественных совершенств - всемогущества, всеведения и проч. Два первых Вселенских собора в 325 и 381 гг. решительно осудили арианство, тогда же ими был составлен нынешний "Символ веры", малейшее отклонение от которого и принято теперь считать ересью. К V веку арианство в Римской империи почти не имело последователей, но возродилось вскоре среди готов, бургундов, вандалов и лангобардов, где существовало несколько столетий. Гностицизм же получил широкое распространение и имел немало приверженцев. Направлений гностицизма насчитывалось несколько, но общей его чертой было разграничение духовного и мирского бытия; гностики не признавали возможности соприкосновения абсолютного с относительным, а также божественного откровения и относили все истины христианского вероучения на счет достижений разума. Как известно, ничто так не способно возмутить ортодоксальное христианское сознание, как так называемые ереси. И ни язычники, ни представители других конфессий не являлись на протяжении двух тысячелетий христианской истории столь сильными возбудителями негодования, как, казалось бы, близкие по духу еретики - именно за то, что они, по мнению ортодоксов, извращают христианское учение. Однако многие верующие не теряют надежды, что в наши дни разумный диалог между представителями всех христианских направлений все же возможен. Светлана ИЛЬИНА. //* Источник информации : Независимая газета, 2.09.97 //* Рег.Ном.- 6070900009.48-------------------------------------------