ЛЫСЫЕ ПЕВИЦЫ БЫВАЮТ НЕ ТОЛЬКО У ИОНЕСКО. "Царскую невесту" Дмитрий Бертман купировал лихо: вместо 4 часов она идет два с половиной: его не устраивает склонность этих русских композиторов к эпическим длиннотам, не всегда сопровождаемым шедевральной музыкой, - надо пресекать. В итоге вместо исторического полотна с нудноватыми этнографическими врезками (всякие там хоровые сцены в кокошниках) вышла захватывающая камерная эротико- психологическая драма о страстной любви, обреченной на гибель в условиях жестокой тоталитарной системы. Смотрится на одном дыхании. Хотя, откровенно говоря, я удивилась, почему Бертман, не ведающий границ в своей режиссерской отчаянности, не пошел дальше и не перенес действие в ХХ век, скажем, в эпоху сталинского режима. Грязной легко мог бы предстать развратным членом ЦК, Малюта - натурально Лаврентием Павловичем, прибывшего из-за границы космополита Ивана Лыкова объявили бы врагом народа, а Бомелий прекрасно вписался бы в "дело врачей". Ну, это я так, к слову. На самом деле в спектакле "Геликона" все как надо, в полном соответствии с временами Ивана Грозного: Грязной (Сергей Москальков) - красавец, Малюта (Сергей Топтыгин) - злодей, Лыков (Герман Апайкин) - почти европеец. И есть еще Звонарь-юродивый (Юрий Устюгов) - эдакая "совесть" русского народа: все он знает, понимает, но, увы, не наделен ни текстом, ни полномочиями. Высшая кульминация спектакля припасена на финальную сцену сумасшествия Марфы (Марина Андреева). Режиссер не прошел мимо пожелания, легкомысленно высказанного Любашей (Екатерина Мельникова) при заказе зелья: "чтоб не совсем сгубило человека, а погубило только красоту". В том числе чтобы "волосы выпали". И на самом деле Марфа в конце концов появляется с явными симптомами лучевой болезни, что выглядит довольно-таки страшно. Спасибо Андреевой, которая при этом, как обычно, великолепно поет и не дает сосредоточиться на анамнезе своей героини. А тут еще заключительный хор - подблюдная "Уж как на небе солнцу красному слава", - волей режиссера вынесенный в финал, дабы "оттенить драматизм происходящего", будь здоров как его оттеняет и усиливает жуть. Так и хочется вместе со стреманувшимися боярами вздохнуть: "О господи!" //* Источник информации : Московский комсомолец,16.09.97 //* Рег.Ном.- 6070900205.20-------------------------------------------