ЖЕЛЕЗНЫЙ В девятнадцать он имел порочащие связи@En. Его последний старт пришелся на 20 октября 1996 года. Восьмилетняя профессиональная карьера завершилась. А вместе с ней и скитания по теплым Пиренеям и Апеннинам, странам Бенилюкса, средней Европе и прочим уголкам Старого Света. Вкусив сладкой жизни, он вернулся домой. С внушительным багажом (25 побед на этапах крупнейших велогонок и в однодневных турах) и туманными перспективами. По сути началась новая жизнь. Впрочем, Асят Саитов - а именно о нем идет речь - не спешит бросаться в ее бурные потоки. - Пока размышляю. Читаю газеты. Присматриваюсь. Вот съездил на "Тур де Франс" в качестве комментатора "НТВ плюс". Поработал 24 дня. Приятно было повариться в родном соку... А вообще-то, год я себе выделил на привыкание к российской жизни. - Ну и как процесс? - Уже вижу финишную прямую. - Что, уедете? - Нет. Здесь мои друзья, моя семья, мои родители. - К велоспорту окончательно охладели? - Да нет. Может, осенью займусь тренерской деятельностью. Кроме этой, я не вижу области, в которой мог бы приложить силы, где можно было бы спокойно работать и получать удовлетворение. Заниматься бизнесом - в нормальном смысле слова - в России пока невозможно. Криминализироваться я не хочу. Чту закон. - Российский велоспорт в глубочайшем кризисе. - Кризис - это не то слово. Весь наш велоспорт подчинен одному принципу - медальному. Медаль - это предел мечтаний. Гонки по принципу "голы, очки, секунды". А кому, по большому счету, нужны эти медали? Недавно Международная федерация велоспорта ввела возрастное ограничение для любителей. Теперь в чемпионатах мира разрешено участвовать спортсменам от 19 до 23 лет. В связи с этим наша федерация тоже ввела на ряд проводимых ею соревнований ограничительный ценз. А как быть тем, кому 24, 25 и т.д.? У них и так-то гонок - раз-два и обчелся. В таких условиях у людей пропадает соревновательный интерес. Мы их теряем. И потом - молодым полезно потягаться с более опытными спортсменами. Это ускоряет их рост. А с ограничениями - какие-то детские соревнования получаются. Гонки по 90-100 километров. Когда мне было девятнадцать лет, меньше 150- 180 километров мы вообще не ездили. Да что там говорить? Нормального календаря нет. Никто ничего не организовывает, если не считать региональных соревнований, которые проводятся по инициативе того или иного клуба. В международном календаре нет ни одной велогонки с российской символикой. Хотя в Крылатском трасса до сих пор в отличном состоянии. Со временем мы могли бы здесь проводить этап Кубка мира, раскрутить однодневную профессиональную гонку. Но для этого федерация должна искать, двигаться. Сейчас она думает только о том, как бы привезти медаль с первенства мира. - В советское время тоже все подчинялось "голам, очкам, секундам", однако классных гонщиков хватало_ - Да, но какая массовость была, сколько обществ выставляли свои велокоманды? Я помню времена, когда на сборах в Сочи и Грузии собиралось по 500-800 человек. По дорогам только велосипедисты и ездили. Правда, потом систему обществ трансформировали в центры олимпийской подготовки. Посчитали, что слишком много у нас "Урожаев", "Спартаков", "Динамо"_ Но один только "Урожай" имел свой собственный календарь. Была жесточайшая система отбора: российский чемпионат общества "Урожай", союзный, чемпионат профсоюзов и только потом чемпионат страны. Сколько народу проходило через эти жернова! Ввели ЦОПы, и календарь резко сократился. Я считаю, именно тогда начался закат нашего велоспорта. Мы существенно потеряли в массовости, резко снизился уровень конкуренции. - А как приблизить рассвет? - Чтобы раскрутить дело, нужно подключить телевидение. Тогда спонсоры будут вкладывать деньги в команды. Чем привлекателен велосипедный спорт для них? Допустим, репортажи с "Тур де Франс" передавали по шесть-семь часов ежедневно. Шесть-семь часов ежедневно идет живая реклама. "Убежит" человек в отрыв - телекамеры полчаса держат его на прицеле. А вместе с ним и все лейблы, которые нашлепаны на этого парня. Велоспорт - это не футбол, здесь хорошую команду можно подобрать и подготовить за пять миллионов долларов. Надо создавать свои профессиональные команды. Любительский велоспорт необходим, но не он является вершиной. - С чего началась ваша профессиональная карьера? - В 89-м с "Альфа Люм". Это был русский проект. Мы вместе с футболистами Вагизом Хидиятуллиным и Александром Заваровым, можно сказать, первыми открыли мир профессионального спорта. Спорткомитет получил тогда за нашу команду черт знает какую компенсацию. Куда эти деньги ушли? Спортсменам-то платили по тысяче долларов в месяц, а "Альфа Люм" платила спорткомитету - я не буду называть цифру, но не с одними нулями. Помнится, на эти деньги обещали построить завод по производству велосипедов, фабрику спортивной одежды_ В то время на эти суммы можно было пол-Москвы застроить. - В результате пришли к мысли, что надо разбегаться, пробиваться поодиночке? - Да. Я нашел себе вариант. Но в то время наши спортсмены не имели права самостоятельно подписывать контракты. Все делалось через посреднические компании. С одной из таких фирм я поехал на переговоры в Испанию. Там мне предложили совершенно неприемлемые условия, но мои московские посредники согласились. Для них самым интересным было снять свои десять процентов. Правда, переговоры, как ни странно, вел я, и мне удалось выбить для себя более-менее приличный контракт. - Выбили и разорвали отношения с посредником? - За первый год я этой фирме заплатил, а потом_ Я их предупредил, чтобы в дальнейшем на мои деньги не рассчитывали. Кстати, они оказались порядочными людьми и претензий ко мне не предъявляли. Ну что поделаешь, если тогда такие порядки были. Может быть, нынешние законы через пять лет тоже будут казаться нам полным маразмом. Думаю, я правильно поступил, когда стал вести свои дела сам. Интересно, что в то время в мою квартиру очередь выстраивалась. Просили помочь наладить контакты с Западом. Тогда еще никто не знал, куда сунуться. Чего только ни предлагали! Но за что себя уважаю: ни тогда, ни сейчас, никогда не связывался с криминалом. Можно было, конечно, заработать, но спокойствия не прибавилось бы. - Сейчас, когда все уже позади, как вы оцениваете свое "хождение" в профессионалы? - С полной уверенностью могу сказать, что к профессиональной деятельности я был готов уже в 19 лет. В 84-м году я выиграл гонку "Тур Олимпик", в которой участвовали лучшие любительские команды. Выиграл одной ногой. Потом ко мне подошел представитель команды "Панасоник" и предложил контракт на 100 тысяч долларов. Я, наверное, всю ночь не спал_ Думал: елки-палки, все - порочащие связи_ В 84-м году такие вещи воспринимались однозначно. Хотя, если бы тогда ушел в профессионалы, уверен, моя карьера сложилась бы по-другому. А так, сделал это в 25 лет. К тому времени я уже был измочален советской жесткой системой. Правда, чем хороша наша школа - она приучает к постоянной работе. В принципе я всегда старался трезво оценивать свои возможности. Считаю, что рационально распределил силы за годы работы в профессиональном спорте. Зная, например, что на "Тур де Франс" ничего не изображу, я в нем не участвовал. Но за это время выигрывал гонку в другом месте. А в конце года спонсоры смотрят, кто чего сделал за сезон. Не надо вынимать шашку и лезть на "Тур де Франс", лучше отметиться на других трассах и поднять свой рейтинг. У меня 25 побед на этапах различных профессиональных велогонок. Между прочим, если в "Формуле-1" на подиум вызывают трех призеров (при двадцати участниках), то в велоспорте только одного - победителя (а стартуют двести). Идет такая заруба, что некоторым и не снилось. - Но, может быть, лучше проверить себя в аду "Тура", чем "срубить" что-то по мелочам? - В первый год своей профессиональной карьеры я стартовал во всех главных гонках - "Джиро", "Вуэльте" и "Туре". Это немыслимо. Больше двух за сезон никакой профессионал не поедет. Поэтому в последующие годы участвовал в "Вуэльте". Или "Джиро". - В чем своеобразие трех китов профессионального велоспорта? - Самая престижная гонка - "Тур де Франс". "Вуэльта" и "Джиро" равнозначны. Главное их своеобразие - информационное обеспечение. Вы, наверное, сами замечали, ежедневные сообщения об этих гонках можно встретить практически во всех крупных средствах массовой информации. Хозяева команд просят гонщиков если не выиграть этап, то как можно чаще помелькать перед телекамерами. Идет атака за атакой. Другие скорости. - И тем не менее вы выбирали "Вуэльту"_ - "Вуэльта" - гонка испанская, поэтому испанские спонсоры оказывают ей наибольшее внимание. То же самое с "Джиро". Как бы итальянцы ни уважали "Тур", для них главное - гонка по дорогам Италии. Можно сказать, что "Вуэльта" - для испанских команд, "Джиро" - для итальянских, а "Тур" - для всех. - Сколько человек, на ваш взгляд, входит в элиту современного профессионального велоспорта? - 50-60 гонщиков высокого класса наберется. "Многодневщиков" - 10-15. - А ваша специализация? - Мой хлеб - однодневные гонки. В многодневных настраивался на какой-нибудь этап. Не надо быть каждый день вторым, надо стать один раз первым. Иногда меня просили побороться за звание "самого активного гонщика". И три раза на "Вуэльте" я привозил зеленую майку. А это опять же выход на подиум, лишняя минута рекламы спонсора. У каждой фирмы, кстати, своя маркетинговая служба, которая подсчитывает, сколько раз команда засветилась в газетах и на телевидении. - Кто, на ваш взгляд, может стать преемником Индурайна на троне велокороля? - Ульрих. Он воспитанник школы Германской Демократической Республики. Этим все сказано. Его "мотор" выдержит любые нагрузки. Кстати, он из Ростока, так же, как и Олаф Людвиг, Уве Амплер_ В 23 года у парня хорошая трудовая база. И, что важно, он вовремя ушел в профессионалы. Думаю, ближайшие пару лет он застолбил за собой. А, может, и больше, если не появится кто-нибудь другой, посильнее. Не исключено, что это будет российский гонщик. Несмотря на все проблемы, кладовая у нас по- прежнему большая. - Эпицентром непримиримого соперничества СССР и ГДР долгие годы была Велогонка мира_ - Тогда Велогонка мира была любительским "Тур де Франс". С одним характерным отличием. Если в профессиональной гонке выше всего ценится личная победа, то у нас тогда основная ставка делалась на командный успех. Ради него можно было лечь под колеса немецкого велосипедиста. Уровень Велогонки мира был очень высоким. Ни немцы, ни мы не потерялись и в профессионалах. Хотя ушли уже в возрасте. Если бы Людвиг сделал это в 80-м году, когда он, как машина, ходил, ему бы равных не было. В однодневках точно. Он перекрыл бы все рекорды по количеству побед. Тот же Петя Угрюмов, начнись его профессиональная карьера на несколько лет раньше, был бы одним из главных претендентов на победу в "Тур де Франс". - Проблема допинга в профессиональном велоспорте существует? - Вообще, вся спортивная медицина началась с велосипедного спорта. На Индурайна работал целый институт. Отец Грега Лемонда возглавлял биохимическую лабораторию. Все "качались", но только завистники могут говорить, что Индурайн или Лемонд выигрывали благодаря фармакологии. Они побеждали потому, что были сильнее как спортсмены. Об употреблении анаболиков не может быть и речи. 120 стартов в году! Нет времени этим заниматься. - А Абдужапаров, которого "ловят" по несколько раз за сезон? - Джамолидин - аллергик. У него проблемы с дыханием. Естественно, ему приходится принимать лекарства. А что касается нынешнего "Тура", организаторы просто захотели скандала. Тем более они знали, что за Абдужапаровым след тянется. Он перед "Туром" выиграл две гонки - могли бы тогда его дисквалифицировать. Но сделали это во время "Тур де Франс". Здесь все продумано: чем больше скандалов, тем больше ажиотаж, внимание прессы. Как только обнародовали информацию о том, что у Абдужапарова положительная проба на допинг, весь "Тур де Франс" обсуждал исключительно эту тему. Думаю, организаторы непорядочно отнеслись к Джамолидину. Закулисные дела_ И потом - всю вину взял на себя доктор его команды. Носовые капли - допинг. Анаболики - тоже допинг. Слово одно, а суть разная. Сейчас столько препаратов! Когда я гонял за испанскую команду, тамошняя федерация присылала мне целый буклет, в котором перечислялись запрещенные вещества. Сотни страниц. - Велосипедисту нужны мозги? - Мозги всем нужны. Это кажется, что велогонщику достаточно только крутить педали. Необходимы знания, опыт. Существует масса тактических тонкостей. Почему велосипедисты попадают в завалы? Не там ездят. Тот же Берзин упал на "Тур де Франс". Значит "сидел" там, где не должен был. ...Это тяжелый вид спорта. Не зря на Западе профессиональные велогонщики пользуются огромным уважением. Их считают самыми сильными, выносливыми_ Железными. И вместе с тем это умный вид спорта. Выигрывает тот, у кого голова на плечах. Остальные воду возят. Это тоже работа, но не работа побеждать. В 86-м Асят Саитов стал победителем Велогонки мира в командном зачете. Тогда всей группе присвоили звания заслуженных мастеров спорта. Документально сей факт Саитов не засвидетельствовал. Попытался сделать это сейчас. Но, как оказалось, соответствующие бумаги спортсмен, получивший звание заслуженного, должен подать не позднее полутора лет со дня присвоения. В противном случае его "заслуженность" аннулируется. И никуда не сунешься. Как говорит Саитов, "заперся дома, смотри в окошко и кури". Илья КИСЕЛЕВ. //* Источник информации : Московский комсомолец,16.09.97 //* Рег.Ном.- 6070900205.43-------------------------------------------