Авиации Кузбасса - 70 лет. Летом 1930 года красный военлет Иосиф Семенович Лапаногов вместе с бортмехаником Петром Кузьмичом Колесником открыли воздушную магистраль Новосибирск - Кемерово - Новокузнецк. В Кемерове посадка была произведена на заранее подготовленную площадку в районе между Новокемеровским химкомбинатом и нефтебазой. С этого первого рейса памятным 17 августа 1930 года и берет начало история гражданской авиации Кузбасса. Первым начальником посадочной площадки был Иван Николаевич Панков. В 1934 году аэропорт Кемерово перенесли ближе к городу (в народе закрепилось название "старый аэропорт"). Между Новосибирском и Кемеровом было налажено постоянное воздушное сообщение по доставке пассажиров и почты на самолетах "сталь-2", ПС-9, К-5. С развитием воздушных линий постоянно совершенствуется авиационная техника. Если первые полеты выполнялись на самолетах иностранных марок, то с 1936 года в распоряжение кемеровских авиаторов поступают самолеты отечественного производства, типа ПО-2 (У-20), которые осуществляли плановое патрулирование сплава леса по Томи и лесопатрульные работы. Тогда и было положено начало развитию кемеровского авиаподразделения. В 1949 году образовался авиаотряд, насчитывающий 22 самолета ПО-2. В 1950 году формируется летно-технический состав. В 1954 году прибыла новая техника - первый самолет АН-2 N 23770. Свою летную жизнь последний ПО-2 закончил в 1958 году. В 1962 году был сдан в эксплуатацию новый Кемеровский аэропорт, существующий и ныне. Постоянными гостями кемеровчан становятся современные тогда лайнеры ИЛ-18, АН-24, АН-12. Развивается техника, растут люди, совершенствуются их мастерство и знания. В 70-е годы получены и освоены самолеты АН-24, АН-26. В 1976 году удлинена взлетно-посадочная полоса. Аэропорт стал принимать самолеты ТУ-154, ИЛ-76, ИЛ-86. И сейчас мы успешно принимаем почти все модификации летной техники "Аэрофлота". В 1990 году аэропорт получил самолет ТУ-154. Для его эксплуатации были переучены свои экипажи и приглашены специалисты из других аэропортов. Большой личный вклад в развитие авиации в Кузбассе внесли авиаработники предприятия. Их добросовестный труд отмечен правительственными наградами. 21 авиаработник награжден орденами. Из них по сей день в строю Николай Ананьевич Асанов, Николай Андреевич Бугаев, Олег Михайлович Гаврилов, Юрий Лаврентьевич Дымнич, Виктор Павлович Зиновьев, Геннадий Дмитриевич Ништуков, Эдуард Алексеевич Федоткин, Григорий Яковлевич Яковлев. 20 авиаработников награждены медалями. Среди них Михаил Тимофеевич Крючковский, Аркадий Поликарпович Лучшев. Ивану Панкратьевичу Блохину присвоено звание "Заслуженный пилот". Он руководил аэропортом с 1957-го по 1974 год. 30 авиаработников награждены знаками "Отличник воздушного транспорта". Среди них Владимир Николаевич Ефимовский, Николай Михайлович Пашков, Александр Иванович Чалков. На фронтах сражались и кузбасские авиаторы. Это Петр Михайлович Грибовский - майор в отставке, летчик ночных бомбардировщиков. Два ордена Красного Знамени, два ордена Красной Звезды и ряд боевых наград украшали грудь ветерана. Федор Федорович Васильев - гвардии старший лейтенант, летчик бомбардировочной авиации, орденоносец и ветеран предприятия. Анатолий Николаевич Федотов - старший сержант, танкист, отмечен медалями "За отвагу", "За победу над Германией". Антонина Федоровна Минкина - сержант 93-го отдельного авиаполка, награждена медалью "За взятие Берлина" и многие другие. Некоторых нет в живых. На заслуженном отдыхе старейшие авиаторы - Иван Степанович Назаренко, Михаил Иванович Овчинников, которые по праву снискали звание "Мастер - золотые руки". Не было неисправности, которую не могли бы устранить, и не было такой ситуации, из которой они не вышли бы с честью. Слаженная работа аэропорта во многом зависит от наземных служб, обеспечивающих безопасность полетов. В мирное время кемеровские авиаторы выполняли полеты в странах Африки. Это экипажи Юрия Александровича Суворкина, Анатолия Ивановича Гусарова, Александра Николаевича Кабакова, Олега Михайловича Гаврилова, Александра Федоровича Прутовых. Несмотря на экономические трудности в стране, аэропорт существует и выполняет как регулярные рейсы, так и чартерные, за границу (Анталия, Германия). Авиаработники надеются на светлое будущее своего любимого предприятия. Максим АНДРАХАНОВ, директор ГУП "Аэропорт Кемерово". //* Источник информации : Кузбасс (Кемерово),19.08.00 //* Рег.Ном.- 1100800043.05-------------------------------------------