Экономика образования. Может ли учитель быть богатым. "Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства" - сказано в официальном документе "Национальная доктрина РФ". Однако реальная жизнь вряд ли позволит прочесть этот документ, что называется, в буквальном смысле слова. Во всяком случае, директору школы. Уж он-то по сегодняшним неписанным законам обязан, кроме означенного процесса воспитания и обучения, как минимум обеспечить процесс финансирования таких отнюдь неэфемерных проблем, как капитальный ремонт школьного здания, приобретение мебели и технической аппаратуры, а также книг для библиотеки, посуды для столовой, спортинвентаря для уроков физкультуры. Продолжать список материальных затрат, на которые государство, признавая государственную роль образования, давно не выделяет средств, можно до бесконечности. Вот только ответ на вопрос, где взять директору такие средства, не явится от этого сам собой (отделы образования финансируют жесткий минимум - заработную плату и оплату коммунальных услуг). Вот цифры: в 2001 году образовательными учреждениями Кемерова привлечено дополнительно более 60 миллионов рублей - из них добровольные родительские взносы составили около 14 миллионов рублей. При всей разности мнений, которые раздаются на этот счет в последнее время, повторим: школа на сбор таких средств право имеет. Закреплено оно Законом "Об образовании РФ". При этом требуется соблюдение другого строгого Закона "О бухгалтерском учете". Добровольные взносы сдаются в бухгалтерию и оформляются учетными документами, то есть квитанцией. А если не оформляются? Тогда готов прецедент. Явно нежелательный, нетипичный, можно сказать, случай, как с бывшим директором кемеровской школы N 5, против которого возбуждено уголовное дело по факту незаконного использования таких взносов. Дело суда - разбираться в мотивах совершенного. К чести же директоров наших школ, стоит заметить, что подавляющее большинство из них с достойным уважением относится к мудрому закону, регулярно отчитываясь перед родителями, сколько электрических лампочек и призов для школьного праздника куплено на их взносы. Есть в нашей редакционной почте и письма-жалобы: "Помилуйте! Грабят". А вот другое родительское мнение: "Я понимаю, что у государства сейчас нет средств, и всегда помогу школе, чтобы моя дочь училась в нормальных условиях". И пока есть у нас такие родители, государство может быть спокойно за условия воспитания и обучения. Еще штрих к учительскому благосостоянию - недавнее повышение заработной платы (почти двукратное - в 1,93 раза, к примеру, педагогам 12-го разряда, в 1,86 - тем, кто имеет разряд тринадцатый) если и воодушевило отчаявшихся школьных работников, то ненадолго. "У них глаза блестели, когда квитанцию получили", - сказали нам в одной кемеровской школе. Рост квартплаты, коммунальных услуг (включая свет для поздней проверки тетрадей), мигом взметнувшиеся цены развеяли иллюзию обеспеченной жизни, что называется, основательно. И то сказать, тарифная ставка 12-го разряда выросла вследствие повышения с 673 рублей до 1300, для 13-го - с 760 рублей до 1405. Правда, учитель неутомим, и часовая нагрузка в полтора - два раза больше положенной для многих давно норма. Хотя и при этом материальное благосостояние педагога скорее желаемая цель, чем действительность. Послесловие. В отношении же случая с директором кемеровской школы N 5 заметим, что даже если вследствие недавнего повышения заработной платы перспектива стать богатым педагогу не грозит, доброе имя ему все-таки необходимо. По причине той неоспоримой истины, что ни одна профессия так не отвечает за воспитание, как учительская. На днях в редакцию заходил бывший ученик средней школы села Поперечное Юргинского района. Просил помочь в завершении давнего замысла - в установлении на здании школы мемориальной доски в честь памяти бывшего директора. Через несколько дней тот же посетитель редакции звонил, радостно сообщая, что дело будет доведено до конца. Говорят, добрая молва долго лежит - худая быстро бежит. Очень уж нужна учительскому имени и при сложных социальных условиях добрая молва. Ведь школа действительно отвечает за процесс воспитания. И обучения всему. Валентина ДМИТРИЕВА. <$> //* Источник информации : Кузбасс (Кемерово),27.02.02 //* Рег.Ном.- 1120200113.19-------------------------------------------