Тень серого кардинала над Транссибом. Будут ли извлечены уроки из противостояния двух монополистов в Челябинской области? Конфликт между ОАО "Челябэнерго" и Южно-Уральской железной дорогой (ЮУЖД) закончился так же странно, как и начался: встретились первые руководители предприятий-монополистов, поговорили, и после этого ограничения по электроснабжению железной дороги были сняты. После воинственных заявлений сторон и апелляций в вышестоящие инстанции такое простое решение проблемы выглядит обескураживающим. Возникает естественный вопрос: почему такая встреча не произошла раньше, до того как началось махание томагавками? В принципе, это вопрос достаточно праздный и бесполезный: раз не было, значит и быть не могло. Но вообще-то могло, и даже было. Исполняющий обязанности генерального директора "Челябэнерго" Вячеслав Середкин и начальник ЮУЖД Юрий Дьяконов встречались и до отключений, обсуждали эту самую проблему и результатами встречи вроде бы остались удовлетворены... Потом все это оказалось забыто, отброшено, энергетики заявили, что долг ЮУЖД огромен (200 млн. рублей) и что дорога не собирается его гасить. Руководство ЮУЖД, напротив, заявило, что деньги в МПС ушли (в последнее время расчеты за свои региональные подразделения РАО "ЕЭС России" и МПС производили непосредственно между собой), а РАО и "Челябэнерго", соответственно, сказали, что денег не получили. В результате 31 июля "Челябэнерго" произвело отключение электроснабжения девяти подстанций ЮУЖД в Челябинской области (несколькими днями ранее аналогичные меры к ЮУЖД были применены ОАО "Курганэнерго"). Без электроэнергии остались участки Транссибирской железнодорожной магистрали, той самой многострадальной магистрали, которую несколькими годами раньше перекрывали шахтерские пикеты, требовавшие погашения задолженности от энергетиков. Просто рок какой-то: едва кто-то отчаялся получить долг - он перекрывает магистраль! После отключения дороги поток грузоперевозок сократился примерно в два раза. Однако, несмотря на то, что подстанции были отключены (в горнозаводской зоне области, на участках Златоуст - Челябинск, в направлении на Каменск-Уральский Свердловской области), движение поездов продолжалось: железная дорога перешла на аварийный режим работы. Это, впрочем, мало утешает. Как мало кого утешил бы тот факт, случись в это время на дороге крупная (или даже средняя) авария, что задолженность за энергию ЮУЖД с начала года возросла в 3,1 раза. Впрочем, энергетиков тоже можно понять. РАО "ЕЭС России" беспрецедентно давит на региональные энергосистемы (а как иначе расценить стартовавшую в июле кампанию по подготовке энергосистем к зиме под знаменем суровой борьбы с должниками и неплательщиками и с нереальными заданиями по увеличению "живых" денег в расчетах!). По информации пресс-службы "Челябэнерго", с 1997 года энергокомпания не повышала (в силу различных причин) тарифов для ЮУЖД. Электроэнергия для ЮУЖД остается одной из самых дешевых на Урале (по уровню тарифа на электроэнергию для железнодорожного транспорта АО "Челябэнерго" занимает лишь седьмое место из девяти среди энергосистем Урала). В последние полтора года тарифы для ЮУЖД росли гораздо медленнее, чем для промышленных предприятий. По сравнению со среднеотпускным величина перекрестного субсидирования составила по ЮУЖД в 1999 году 48 млн. рублей. При этом рентабельность ЮУЖД с 1997 года выросла в четыре раза и в 1999 году составила 21,6%, в то время как рентабельность "Челябэнерго" в первом полугодии 2000 года равнялась всего 5,9%. При таком благоденствии да не платить энергетикам! Все это можно было списать на естественную зависть одного хорошо живущего монополиста (хотя "Челябэнерго" в последнее время живет не слишком-то хорошо) к другому, живущему еще лучше, если бы не последовавший за отключением дороги налет на головной офис (управление) "Челябэнерго" судебных приставов в сопровождении охраны и понятых, ответственность за который руководство "Челябэнерго" возложило на ЮУЖД и областную администрацию. Что же это получается? Через свои региональные подразделения могучие монополисты - МПС и РАО "ЕЭС России" в данном случае - решают свои проблемы, ущучивают, так сказать, друг друга. Это понятно и, может быть, даже, с точки зрения центра, оправданно. Но региональные кланы посредством тех же подразделений монополий делают то же самое, решая уже свои, сугубо региональные проблемы, привлекая для этого подразделения федеральных силовых структур (в нашем случае - службу судебных приставов)! Поводом для вторжения судебных приставов в офис "Челябэнерго" стал иск налоговой инспекции г. Озерска (являющегося ЗАТО!) к "Челябэнерго" в связи с накопленным долгом энергетиков бюджету города в 53 млн. рублей. В то же время руководство "Челябэнерго" заявило, что "встречный" долг жилищно-коммунальных служб Озерска за тепло и энергию превышает в настоящее время 100 млн. рублей, а 30 млн. рублей долга городской бюджет Озерска каким-то образом переоформил на областной бюджет, так что чистый долг "Челябэнерго" Озерску - всего-навсего 23 млн. рублей. Но дело-то не в долгах, а в желании поиграть мускулами, проучить кого следует... Так что же делали приставы в офисе энергетиков? Понятно что - производили опись и оценку имущества "Челябэнерго". Процедура, в общем-то, рядовая. Интереснее другое: как это происходило. Как заявил на пресс-конференции заместитель генерального директора "Челябэнерго" по экономике Валерий Пантелеев, судебные приставы 1 августа действовали с нарушениями. Они не просто описали компьютерное и множительное оборудование, технологический транспорт - произвели арест ценных бумаг, хранившихся в сейфах компании, опечатали кассу. В результате работа управления "Челябэнерго" на некоторое время была парализована. Как отметил В. Пантелеев, было выведено из работы оборудование на 11 млн. рублей. По мнению Валерия Пантелеева, опись и оценка имущества производились с нарушениями. Вошедшие в офис в сопровождении судебных приставов понятые не имели удостоверяющих личности документов. А может, имели, да не сочли нужным предъявить. Оценка имущества производилась "на глазок". Например, телевизионные устройства стоимостью 4-5 тыс. рублей оценивались в 200-300 рублей, транспорт стоимостью 1,9 млн. рублей был оценен в 1,5 млн. рублей. Нет оснований не верить замгендиректора "Челябэнерго", тем более что ничего экстраординарного приставы не совершили, к таким вещам в России уже привыкли, бывало и покруче. Оценку имущества можно легко оспорить, добившись проведения независимой экспертизы (наняв оценщика). Дело в другом: если бы в результате этих действий действительно была парализована работа "Челябэнерго", вздрогнул бы весь регион, а то и похуже... Так или иначе, конфликт монополистов в Челябинской области разрешен. Вот только сделали ли из него стороны правильные выводы? И что не менее важно: сделали ли какие-то выводы областные власти? Роль их в этом противостоянии не вполне ясна, и это достаточно тревожно. Создавалось (возможно, ложное) впечатление, что областные власти пустили ситуацию на самотек. При этом не оставляло впечатление, что за всем этим стоит чей-то вполне конкретный политический интерес. Игорь Степанов. <$> //* Источник информации : Деловой Урал г.Челябинск,10.08.00 //* Рег.Ном.- 1100800074.05-------------------------------------------