Срочно требуются безработные журналисты! Есть о чем пошушукаться в редакционных коридорах, на пресс-конференциях и в прочих местах, где могут встречаться журналисты. Понимающие подмигивания, полушепот: - Ты куда? А он? А она? И они тоже? А это не временно? Сколько дают? Плюс гонорар? А кто за спиной? "Кто за спиной?" - это означает, кто будет явным или тайным хозяином нового издания, куда нацелились уйти в поисках лучшей доли "он", "она", "они"... Небывалый СМИграфический взрыв в Челябинске. К выходу готовятся две ежедневные газеты: "Уральский курьер", уже сделавший заявку на распространение тиража в 100000 экземпляров, и "Новости", которые планируют, по слухам, выпуск первого номера в октябре. Кроме того, до Челябинска дошли руки издательского дома "Провинция", владеющего уже в 22 крупных городах России однотипными еженедельниками - пухлыми, минимум в 32 страницы формата А3. Если эти проекты осуществятся, то в Челябинске к двум ежедневным общественно-политическим массовым газетам - "Челябинскому рабочему" и "Вечернему Челябинску" - добавятся еще две, а информационно-развлекательным еженедельникам "Городской дилижанс" и "Челябинская неделя" придется потесниться под натиском московского пришельца. Кому от этого будет хорошо и кому плохо? На первый взгляд, повезет читателям области, ведь возможность получать разностороннюю информацию резко увеличится. Можно будет сравнивать позиции разных газет, выбор будет куда более широким, чем сейчас. Но для выпуска пяти полноценных изданий в Челябинске может просто не хватить творческих сил. Конкуренция не всегда гарантия качества. Размазанным по нескольким изданиям, как манная каша по мелким тарелкам, немногим профессионалам газетного дела (и журналистам, и менеджерам) будет очень трудно держать приличный уровень. Есть опасность запланированной "желтизны" новых изданий и резкого "пожелтения" старых. Борьба за читателей будет отчаянной, в средствах стесняться станет накладно. На первый взгляд, повезет журналистам, чей труд, вопреки мнению их читателей, до сих пор был весьма скудно оплачиваемым, а рынок труда в этой сфере - ограниченным. Сейчас журналистов расхватывают, как горячие пирожки на морозе. Студентов-второкурсников берут без отрыва от дневного обучения на ставки, которые еще вчера не снились профессионалам. Графоманам-авторам, что еще недавно были счастливы увидеть свою подпись под двадцатистрочной заметкой, отдаются под беспомощные "удэгейские песни" целые страницы. Идет редкая инфляция профессии. А ведь процесс только начался. Первой жертвой пал "Вечерний Челябинск", традиционно обладавший, пожалуй, самой сильной профессиональной командой. Пользуясь отсутствием рынка журналистского труда, здесь позволяли себе держать сотрудников на унизительно низких окладах, не обеспечивающих даже прожиточного минимума при мизерных гонорарах. Коллектив, славившийся своей корпоративностью, разобран поодиночке и целыми подразделениями вплоть до отдела рекламы целиком и корректорской службы. Первые "пробоины" появились и в, казалось бы, непробиваемой доселе броне "Челябинского рабочего". Конечно, газету с девяностолетней историей покачнуть трудно, хотя "нет таких крепостей, которые не взяли бы большевики". Если с находящейся пока в поиске своего лица "Челябинской неделей" московскому гостю-еженедельнику бороться будет не так сложно, то результаты соперничества с энергичным "Городским дилижансом" предсказать трудно. А ведь существует еще целый ряд изданий, и серьезных, и массовых, и узкоадресных (молодежные, спортивные, для автомобилистов и т. д.), и рекламных. А журналы? "Челябинск", "Уральская новь", "Автограф", "Уральская парадигма" и бесконечное множество маленьких и красивых рекламно-развлекательных, появляющихся, исчезающих, возникающих вновь... Да еще наши магнаты соревнуются друг с другом в приобретении телеканалов и радиочастот. А временные предвыборные газетки, выходящие огромными тиражами и распространяющиеся бесплатно? Штучная профессия - журналист перестала быть элитарной, стала массовой и, возможно, скоро перестанет быть творческой. Впрочем, возможен издательский спад после приближающихся выборов, когда сиюминутная нужда в агитаторах-горланах на четыре года отпадет. Но это будет завтра. А пока один из выходящих в Екатеринбурге вестников некоммерческих изданий сообщил о том, что в Челябинске создается клуб безработных журналистов. Выяснилось, что вопрос о создании такого клуба возникал на заседании бюро Союза журналистов Челябинской области в связи с тем, что неким благотворительным фондом объявлен конкурс на получение специального гранта для этих целей. Грант хапнуть, оно, конечно, не лишне, но где сейчас безработных журналистов взять? Узок круг этих функционеров, страшно далеки они от народа. Ирина Моргулес <$> //* Источник информации : Деловой Урал г.Челябинск,10.08.00 //* Рег.Ном.- 1100800074.08-------------------------------------------