Валерий Платонов: "Акционерного колхоза на ЧТЗ не будет". Приступил к работе совет директоров нового предприятия, созданного на базе Челябинского тракторного завода - ОАО "ЧТЗ - Уралтрак". Председателем совета директоров избран заместитель генерального директора ОАО "ЧТЗ" Ханиф Мингазов, генеральным директором стал конкурсный управляющий ЧТЗ Валерий Платонов. В состав совета директоров нового ОАО вошли также первый заместитель губернатора Челябинской области Владимир Уткин, директор ООО "Завод мощных тракторов" Борис Власов и генеральный директор нижнетагильского государственного унитарного предприятия "Уралвагонзавод" Николай Малых. Нижнетагильские машиностроители сегодня, как никогда, заинтересованы в развитии партнерских отношений с челябинскими коллегами, ведь ЧТЗ становится основным поставщиком двигателей специального назначения к выпускаемой "Уралвагонзаводом" бронетанковой технике. Читатели нашей газеты интересуются будущим крупнейшего и, пожалуй, самого известного машиностроительного предприятия Южного Урала и хотят знать, что ожидает ЧТЗ в перспективе. Об этом рассказывает конкурсный управляющий Валерий Михайлович ПЛАТОНОВ. Добавим еще один любопытный факт. Прежнее руководство ЧТЗ продержалось у руля предприятия два года четыре месяца и восемь дней. В. Платонов миновал этот рубеж 31 июля 2000 года. Совпадение, но именно в этот день состоялось собрание акционеров нового ОАО "ЧТЗ - Уралтрак". - Валерий Михайлович, в какой стадии сегодня находится работа по выводу завода из состояния банкротства? - Финансовое состояние открытого акционерного общества "Челябинский тракторный завод" резко ухудшилось в 1996 году в связи с изменением общей экономической ситуации в стране. В 1998 году ОАО "ЧТЗ" было признано банкротом, и на предприятии открыто конкурсное производство. Начиная с этого периода удалось значительно выправить финансовое положение предприятия, увеличить объем выпускаемой продукции, включая экспортные поставки. За первое полугодие 2000 года завод сработал прибыльно. По объему реализации это практически уровень 1999-го (всего года). Прибыль - 39 млн. рублей. В то же время существует необходимость реструктуризации ЧТЗ, приведения размеров имущественного комплекса по производству тракторной техники в соответствие с реальным платежеспособным спросом на нее, который в настоящее время составляет 3000-3500 тракторов в год. Предполагается на базе имущественного комплекса Челябинского тракторного завода сформировать новое предприятие - ОАО "ЧТЗ - Уралтрак". Постепенно забирая в аренду с последующим выкупом имущество, относимое к эффективному бизнесу, это новое акционерное общество начиная с 2001 года сможет выйти на уровень рентабельного производства с выплатой всех текущих платежей. Реализация данных предложений позволит Челябинскому тракторному заводу завершить состояние банкротства и увеличить производство тракторов и спецтехники. План реструктуризации ЧТЗ путем создания нового акционерного общества одобрен кредиторами и согласован со всеми заинтересованными юридическими лицами. Его учредителями в равных долях выступили администрация Челябинской области в лице областного комитета по управлению госимуществом, нижнетагильское ГУП "Уралвагонзавод", ООО "Завод мощных тракторов" и ОАО "ЧТЗ". До конца этого года предполагается зарегистрировать эмиссию акций нового ОАО на два миллиарда рублей. На акции будет выкуплено имущество банкрота ОАО "ЧТЗ", входящее в эффективный бизнес. В дальнейшем акции будут выставлены на торги, а вырученные средства направлены на расчет с кредиторами предприятия-банкрота. После этого, к концу 2001 года, конкурсное производство в ОАО "ЧТЗ" будет завершено. Реализация этой схемы реструктуризации предприятия позволит сохранить завод как единый производственный комплекс и привлечь необходимые инвестиции в его развитие... За счет реализации описанной выше схемы реструктуризации уже в ближайшее время будет погашена большая часть из суммарной кредиторской задолженности предприятия - 2 миллиарда 180 миллионов рублей. - Правильно ли мы вас поняли, что учредители нового ЧТЗ и будут его основными собственниками? - Нет. Учредители и собственники - это не одно и то же. Акционерами будущего предприятия в значительной мере станут нынешние кредиторы. Задача реструктуризации - обменять образовавшиеся долги ЧТЗ на акции нового предприятия. Но как это произойдет, сегодня можно только предполагать. В частности, экспертная комиссия Федеральной службы по банкротству рекомендовала по долгам ЧТЗ федеральному бюджету сформировать пакет, который должен поступить в федеральную собственность и должен быть выкуплен бюджетом. В дальнейшем Мингосимущества может передать этот пакет в доверительное управление уполномоченным государственным структурам в правительстве или в администрации области. - Как это соотнести с тем, что в интервью В. Уткина прозвучало, что федеральный центр от ЧТЗ отказывается? - На самом деле это не так. Уставный капитал нового предприятия будет примерно в размере кредиторской задолженности: 2 миллиарда 100 миллионов. Предполагается за рубль новых акций выкупить кредиторскую задолженность "старого" ЧТЗ - рубль на рубль. Если исходить из этих предположений, то задолженность ЧТЗ перед федеральным бюджетом 322 миллиона рублей, или 16 процентов. На эту сумму мы предложим пакет, но он должен быть выкуплен за счет средств бюджета. Повторяю, реструктуризация, ее идеология, строилась на обмене кредиторской задолженности на акции нового предприятия. - Областной бюджет тоже является кредитором? - Да, тоже, за ним примерно 152 миллиона рублей, или 7,6 процента будущих акций. В целом доля государства будет где-то около 24 процентов. Федерация может и не взять такой большой пакет. Но мы предлагаем именно такие цифры, и пока наше предложение встретило поддержку. Иными словами, предлагаемая схема реструктуризации предусматривает передачу в государственную собственность акций ОАО "ЧТЗ - Уралтрак" в порядке погашения долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами. Подчеркиваю, приведенные мною цифры процентов - ориентировочные, в жизни они могут оказаться больше или меньше. Проекты подготовлены, экспертиза их проведена. Министерство обороны РФ тоже считает приемлемой предложенную нами схему реструктуризации ОАО "ЧТЗ" при условии приобретения государством контрольного пакета акций с целью сохранения важнейшего производства двигателей и комплектующих для военной техники. То есть говорить о том, что наш завод не нужен Федерации - это неправильно. Интерес есть. Другое дело, что по закону с бюджетом можно расплачиваться только деньгами, поэтому де-юре федеральный пакет должен быть выкуплен. Не исключено, и цель моя такова, чтобы в пределах названных процентов пакет государства был закреплен в определенных пропорциях за субъектом Федерации и, предположим, Министерством обороны. Но кому конкретно поручат управлять этими долями - сейчас говорить преждевременно. Тем не менее мы считаем, что государственный пакет в новом АО обязательно должен быть. - Возможно ли появление в составе собственников ЧТЗ крупных акционеров - физических лиц? - Да. Интерес такой есть, соответствующие обращения ко мне уже были, и на открытых торгах желающие смогут приобрести акции ЧТЗ. В том числе и руководители подразделений завода, и тракторостроители. Скажем, придет один из них и заявит о желании на свою задолженность по зарплате приобрести пакет акций. На торгах он сможет это сделать. Физические лица среди акционеров, несомненно, будут, поскольку мы планируем открытые торги. Но мы все сделаем для того, чтобы контрольный пакет на сей раз сосредоточить у государственных структур, у крупных потребителей нашей техники - энергетиков, "Газпрома". Предварительно такие договоренности есть. "Челябэнерго" по задолженности может претендовать на пакет где-то порядка 13 процентов. Но он может и приобрести акции дополнительно. По "Газпрому" договоренность была такая, что как только объявим эмиссию, будем встречаться с заместителем председателя правления РАО, который ведает собственностью и вкладами "Газпрома". Предварительное согласие газовиков было получено еще полтора года назад. Но вряд ли "Газпром" сегодня выделит "живые" деньги на покупку акций. Он, очевидно, сделает это за счет уступки долга... Допустим, мы должны Фонду медицинского страхования, а ему наши акции не нужны. Но больницы наверняка должны за газ. "Газпром" может приобрести этот пакет путем переуступки долга. По форме это все равно будет купля-продажа акций, а по сути акции от одних кредиторов перейдут к другим. - Предполагается ли каким-либо образом наделить акциями "нового" ЧТЗ работников завода? - Нет. И никакой конвертации "старых" акций не предусмотрено. - Что же делать с акциями "старого" ОАО "ЧТЗ"? Выбрасывать или они еще могут пригодиться? - С момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Челябинской области о признании ОАО "ЧТЗ" банкротом сделки купли-продажи с его акциями практически отсутствуют. Таким образом, эти акции в настоящее время обладают фактически нулевой ликвидностью. Процедура конкурсного управления, введенная решением арбитражного суда, пока не завершена. Поскольку расчет с кредиторами еще не закончен, трудно говорить о том, какую часть стоимости своих ценных бумаг получат акционеры. Но выбрасывать акции ОАО "ЧТЗ" я не рекомендую. Акции "старого" ЧТЗ сегодня покупают коммерческие структуры для наполнения уставных капиталов. К примеру, один мой знакомый продал их по полтора рубля. - Значит, нынешним акционерам ОАО "ЧТЗ" достанутся крохи? - Они в шестой очереди. Но перед ней еще пятая очередь - это конкурсные кредиторы типа "Челябэнерго", "Связьинформ" и т. п. Они составляют порядка 400 миллионов. А также штрафы и пени бюджета, Пенсионного фонда, которые равняются почти 1 миллиарду рублей. Правительством установлен порядок: если недоимка платится, все бюджеты и внебюджетные фонды могут штрафы и пени списать. Когда мы это погасим, у нас будет основание просить если не полностью, то частично этот долг списать. Если удастся это сделать и свести недоимку к нулю, то у нас после продажи акций останутся средства для расчета с акционерами. Но все равно больше рубля акционер за акцию, думаю, вряд ли получит. "Челябэнерго", "Газпром" смогут на свою квоту долга получить акции нового АО. Расчеты с федеральным бюджетом по закону могут быть только в денежной форме. Поэтому, если бюджет выкупит у нас свою долю акций за 360 миллионов, мы тут же переведем эту сумму в счет погашения долгов ЧТЗ бюджету. В итоге получится обмен кредиторской задолженности на акции, но с более длинной процедурой, чтобы соблюсти букву закона. - То есть заводчане могут стать акционерами, только приняв участие в аукционе? - Только так. Еще можно обменять на акции кредиторскую задолженность второй очереди, то есть ту зарплату, которую работнику должны по банкротству. Но эту возможность мы никак не будем пропагандировать или тем более навязывать, чтобы никто не сказал, что мы хотим рассчитаться с людьми акциями вместо денег. Думаю, многие уже поняли, что большинству тракторостроителей нужны не акции, а вовремя полученная приличная зарплата. Колхоза на новом ЧТЗ не будет. Жизнь показала, что все не могут быть "эффективными собственниками". Мы прошли за эти годы школу рынка, расстались с иллюзиями. В свое время, когда шла приватизация ЧТЗ, я, как заместитель генерального директора, мог бы получить акций в пять раз больше, чем получил. Но я поехал к Чубайсу, понимая, что надо подтянуть сюда директоров заводов-филиалов, главных специалистов. По тогдашнему закону было положено распределить пять процентов акций между директором, его замами и главным бухгалтером. У нас их было 13 человек. Я добился, чтобы акции из этого пакета получили 43 руководителя. Хотел как лучше, но жизнь показала, что получился "мыльный пузырь". Наделили мы тогда некоторых руководителей акциями, а толку: он как разбазаривал имущество, как хозяйствовал неэффективно, так и продолжал это делать, став акционером, потому что это не его, и по большому счету ему все равно, психология осталась прежней. Сегодня я уже не стремлюсь, чтобы все мои замы и руководители подразделений стали акционерами. Хотя если появится интерес со стороны отдельных руководителей, мы отказывать в приобретении акций не будем. - В прессе позвучало, что совладельцем нового ЧТЗ будет "Уралвагонзавод". Какова его доля? - Все четыре учредителя внесли на первых порах по 25 тысяч рублей. "Уралвагонзавод" может с этой долей и остаться, если не будет приобретать еще. С "Уралвагонзаводом" конкретных разговоров о том, будет ли он со следующей эмиссии что-то покупать, не велось, поэтому говорить, какой в итоге у него будет пакет, пока трудно. "Уралвагонзавод" заинтересован в наших двигателях. Без них он не сможет делать танки. - Как долго будут сосуществовать новое и старое АО? - Трудно сказать, сколько времени займет переходный период, постараемся сделать его минимальным. Думаю, что эта процедура продлится где-то год-полтора. - Когда состоится первый аукцион? - Как только зарегистрируем эмиссию. Я уже договариваюсь с некоторыми будущими акционерами, чтобы кто-то обязательно купил акции за деньги. Сейчас бы продать на 80 миллионов, и можно было бы вторую очередь сразу закрыть. Люди бы вздохнули, и нам было бы легче. Уверен, интерес к нашим акциям будет, он проявляется уже сейчас. - Процесс выхода из банкротства получился долгим... - Очень много приходится преодолевать бумажной волокиты, бюрократических формальностей в разных инстанциях. Это, конечно, тормозит дело. В Челябинском БТИ, например, юрист от нас потребовал подлинник постановления правительства по ЧТЗ. Мы даже из правительства получили документ, где написано: "Разъясняем, что подлинные документы правительство РФ не рассылает. Рассылаются только документы, заверенные канцелярией". Но это разъяснение не произвело впечатления на БТИ, там по-прежнему хотят получить от нас подлинник. И ведь управы на них никакой нет, а время течет. Конечно, вопрос все равно решим, но я уже в такой ситуации опасаюсь называть сроки. Мы три месяца добивались подписания постановления губернатора. Проект был подготовлен четыре месяца назад и передан на согласование. Бумага потерялась где-то в недрах областной администрации. Подготовили вторую, заставил ее на руках носить, пока губернатор не подпишет. Вот проза нашей жизни... - Есть ли у работников ЧТЗ перспектива получить "замороженную" зарплату "живыми" деньгами? - После полного погашения задолженности кредиторам первой очереди, "замороженная" заработная плата будет выплачиваться деньгами по мере продажи имущества. - В прошлом году неоднократно сообщалось о кооперации ЧТЗ с Уралмашем, заводом имени Колющенко. Что уже сделано в этом направлении? - Кооперация с Уралмашем по независящим от нас причинам носит ограниченный характер и пока сводится лишь к некоторым частным техническим решениям. Отношения с ЧЗК - более устойчивые, и у нас есть серьезные проработки в области совместной деятельности. Они переданы руководству завода имени Колющенко для изучения. Колющенцы пока думают, взвешивают, очевидно, плюсы и минусы кооперации, ее возможные формы и варианты. Торопить их, форсировать события, на наш взгляд, не стоит. Сотрудничество наших предприятий, их сближение должно носить добровольный характер, основываться на взаимной выгоде и обоюдном интересе. Объективная необходимость в самой тесной кооперации ЧТЗ и ЧЗК есть, но, повторю, навязывать им такую перспективу силой, не считаясь с настроениями коллектива завода имени Колющенко, нельзя. Это только повредит делу. Поэтому мы являемся сторонниками постепенного сближения ЧТЗ и ЧЗК, сближения в процессе совместной работы над общими проектами. Например, мы взяли к себе от колющенцев производство части навесного оборудования. Есть и другие варианты взаимовыгодного сотрудничества. И не только с ЧЗК, но и с тем же "Уралвагонзаводом". - В 90-е годы ЧТЗ создал несколько совместных предприятий за рубежом. Остаются ли они сегодня собственностью завода и помогают ли вам в поиске зарубежных партнеров? - Все судебные процессы по возврату долей ОАО "ЧТЗ" в уставных капиталах совместных предприятий АО "Бултрак" (Болгария), ООО "Матрачелэкс" (Венгрия) и ООО "Вутрак" (Вьетнам), проданных прежним руководством ЧТЗ сторонним организациям, нами выиграны. В настоящее время через ООО "Вутрак" тракторы и запчасти поставляются на вьетнамский рынок. АО "Бултрак" и ООО "Матрачелэкс" проводят маркетинговые исследования по сбыту нашей продукции на болгарском и венгерском рынках. Все совместные предприятия регулярно закупают у ЧТЗ технику и запчасти. - И все-таки, Валерий Михайлович, возвращаясь к главной теме нашего разговора, у вас наверняка найдутся оппоненты, которые считают, что избранная вами модель реструктуризации не единственно правильная? - Предлагаемая нами схема реструктуризации признана в правительстве приемлемой для реализации и поддержана, в частности, Министерством обороны, заинтересованным в развитии производства спецдвигателей. Иначе говоря, все предлагаемое нами строго соответствует закону, никаких тут домыслов, что кто-то кого-то хочет обмануть, что-то украсть, подтасовать - это исключено, потому что, повторяю, мы все варианты проработали и согласовали. К процессам, происходящим сегодня на ЧТЗ, есть повышенный и не всегда здоровый интерес у некоторых коммерческих структур. Но нельзя допустить, чтобы опять перекупили, перехватили и завладели ЧТЗ люди, у которых есть деньги, но ничего, кроме денег, нет. Наша цель, чтобы в числе собственников, акционеров были те уполномоченные лица, кто действительно заинтересован в существовании и будущем завода. Всеволод Смирнов. Виктор Лунин. <$> //* Источник информации : Деловой Урал г.Челябинск,10.08.00 //* Рег.Ном.- 1100800074.09-------------------------------------------