Куда уплыл "Ковчег"? Летом в театральной жизни города затишье. Но невидимая публике работа не прекращается. В театрах идут ремонты, репетиции... Словом, подготовка к новому сезону. Откроет ли новый сезон театр "Ковчег"? Его оригинальные синие афиши как-то незаметно исчезли с театральных тумб, однако зрители его не забыли. В 1992 году театр "Ковчег" открыл свой первый театральный сезон. Художественным руководителем театра стала Валентина Николаевна Романова, а главным режиссером - Владимир Леонидович Корнилов. Этот творческий и семейный дуэт известен челябинцам достаточно давно. После окончания школы-студии МХАТ, работая с начала 70-х годов актерами в Челябинском академическом театре драмы имени Цвиллинга, В. Романова и В. Корнилов создали яркие, интересные образы в спектаклях разных жанров и стилей. Затем была учеба на режиссерском отделении театрального училища имени Щукина. В мае 1984 года на Челябинском телевидении был показан дипломный телеспектакль уже режиссера В. Корнилова по пьесе Аверкина "При открытых дверях". В том же 1984 году на малой сцене Челябинского академического театра драмы состоялась премьера спектакля (дипломная работа) В. Романовой "Счастье мое..." по пьесе А. Червинского. Этот спектакль обладал совершенно необычной атмосферой, очень тонко передающей время, был наполнен какой-то светлой ностальгией, верой и надеждой на лучшее. Актеры А. Готовцева, А. Новохатский, О. Пащенко, М. Стаханова, Т. Скорокосова, В. Созонтов существовали в состоянии особого единения и гармонии, неузнаваемо преображались. Актриса Т. Скорокосова за роль Виктории в спектакле "Счастье мое..." была удостоена звания лучшей актрисы сезона на областном театральном фестивале. Следующей работой В. Корнилова и В. Романовой на сцене драматического театра стал "Вдовий пароход" И. Грековой и П. Лунгина. Участь русских женщин, обездоленных войной, но сохранивших открытые чистые души, способность и стремление к сопереживанию, стала одной из тем спектакля. Актрисы А. Готовцева, Т. Руссинова, О. Сафронова, Т. Малухина, Ф. Охотникова играли на высочайшем уровне напряжения и откровенности. В 1988 году В. Романова, В. Корнилов и А. Готовцева работали в городе Иваново, где среди наиболее удачных спектаклей местная пресса особенно выделяла комедию "Женя, Женька, Женечка...". Газета "Рабочий край" (1988, N80) писала о спектакле как о фейерверке красок, где соединились динамика ритмов и настроений, разнообразие пластических решений и яркие актерские работы. О спектакле писали как об уроке щедрости и доброты... Думается, все эти кратко обозначенные этапы творчества В. Романовой и В. Корнилова явились фактически историей создания их собственного театра и предысторией театра "Ковчег". Первый сезон (1992-1993 годы) челябинский муниципальный драматический театр "Ковчег" открыл спектаклем по пьесе Э. Радзинского "Я стою у ресторана..." (режиссер В. Корнилов). Всего двое актеров - Валентина Романова и специально приглашенный исполнитель ведущий актер Челябинского академического театра драмы Борис Петров - страстно и безжалостно сыграли историю полного распада человеческих отношений, распада личности и психики. Мрачное и шокирующее впечатление оправдывалось искренней актерской игрой. Та же тема - отношения двоих - мужчины и женщины, с теми же исполнителями, но уже в комедийной интерпретации прозвучала в спектакле "Супружеские игры" по пьесе Дарио Фо. Валентина Романова и Владимир Корнилов не только руководили театром, решая бесчисленные финансовые и организационные задачи, но и активно занимались творчеством. Владимир Корнилов - режиссер, а Валентина Романова - ведущая актриса. Валентине Романовой была всегда присуща невероятная энергия, страстность, одержимость какой-либо идеей. Эти человеческие качества стали определяющими и в формировании ее режиссерского дарования, что проявлялось во многих ролях и с особенной силой в образе королевы Элинор в спектакле "Лев зимой" (Дж. Голдмэн). Легендарная королева Аквитании вошла в историю XII века как замечательная личность, сочетавшая природный ум, энергичную силу характера и страстную решимость в достижении целей. Валентина Романова убедительно воплотила этот сложный, многоплановый образ, акцентировав психологические переживания персонажа на конфликте королевы-политика и женщины - супруги и матери, соединенных в одном лице. Игра В. Романовой приобретала новые качества от великолепного партнерства на сцене. Роль супруга Элинор Генриха II Плантагенета исполнял Борис Петров. Их актерское партнерство строилось на азартном и яростном соперничестве и патологическом притяжении-отталкивании персонажей. Особенностью театра "Ковчег" была его способность открывать новые или забытые пьесы, раскрывая их злободневность и современное звучание. Так было с пьесами "Лев зимой" Дж. Голдмэна, "Свободные бабочки" А. Герша, "Смерть Ван-Халена" А. Шипенко, "Бельведер" А. Дьяченко, "За зеркалом" Е. Греминой, "Безлюбый" Ю. Нагибина, "Последняя капля" В. Трофимова, "Месье Амилькар платит" И. Шамиана. За годы существования театра сменилось не одно поколение молодых исполнителей. Некоторые из них, начав творческий путь в "Ковчеге", успешно продолжили его в других театрах: Алексей Унесихин и Елена Выготская - в Челябинском ТЮЗе, Павел Потапов - в нижневартовском театре "Скворешник", Сергей Сафонов пробует свои силы в столице. С "Ковчегом" активно сотрудничали актеры челябинских театров - драматического, ТЮЗа. В "Ковчеге" актеры других театров всегда выступали в каком-то новом качестве. Например, актер ТЮЗа Алексей Шибков сотрудничал с "Ковчегом" не как актер, а как художник, предложив оригинальное сценографическое решение в сказочном спектакле "Снежная королева". С самого начала существования "Ковчег", не имея своего помещения, вел активную выездную жизнь - выступал на подмостках областных Дворцов культуры и детских летних оздоровительных лагерей, побывал на Пермском международном театральном фестивале, дважды гастролировал в городе Жуковском Московской области (во второй приезд в качестве участника культурной программы международного авиасалона). Спектакль "Лев зимой" с большим успехом был показан на сцене Центрального дома актера в Москве. У "Ковчега" есть свой стиль, свой метод общения сцены и зрительного зала. Сегодня "Ковчег" переживает трудный период - отсутствует государственное финансирование, нет собственной и даже арендуемой сцены... Но идут репетиции, и театр живет, прежде всего на энтузиазме его основателей Валентины Романовой и Владимира Корнилова да небольшой группы единомышленников. Сергей Загребин <$> //* Источник информации : Деловой Урал г.Челябинск,10.08.00 //* Рег.Ном.- 1100800074.22-------------------------------------------