Эксклюзив
Тодосийчук Анатолий Васильевич
08 июня 2015
2825

Анатолий Тодосийчук: Наука как объект государственного регулирования

ключевые слова: научные исследования и разработки, инновации, реформирование, финансирование, налогообложение

∙ Результаты научной и научно-технической деятельности формируют «интеллектуальный капитал» страны, использование которого позволяет повысить эффективность общественного производства и достичь высокого уровня социально-экономического развития

∙ Характерными признаками углубления кризиса в науке являются ежегодное сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками; нарушение преемственности в науке, несбалансированность возрастного состава научных работников; ухудшение материально- технической базы научных организаций

∙ Без повышения качества управления научно-технологическим развитием на макро и микроуровнях, внедрения эффективных организационно-экономических инноваций в хозяйственный механизм науки одним только повышением расходов на научные исследования и разработки ситуацию в отрасли не исправить 

Стратегической целью государственной политики Российской Федерации в области развития науки и технологий является обеспечение мирового уровня научных исследований и разработок, а также повышение конкурентоспособности страны на мировом рынке, прежде всего, наукоемкой продукции. В нормативных актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации наука признается важнейшей отраслью народного хозяйства, от состояния которой зависит темпы и качество экономического роста.

Однако, несмотря на рост бюджетного финансирования науки с 17,1 млрд. руб. в 2000 г. до 355,9 млрд. руб. в 2012 г. в текущих ценах и осуществление ряда реформ в научно-технической сфере отрасль находится в кризисном состоянии, что неизбежно отражается на состоянии экономики в целом. Вклад российской науки в экономический рост в отличие от ведущих стран крайне мал. Так, согласно Федеральному закону от 30.09.13 г. № 254- ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2012 год» доходы от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), находящимися в государственной и муниципальной собственности (эти доходы можно назвать интеллектуальной рентой), составили 3047022,8 тыс. руб., что в процентном выражении равно 0,024% доходной части федерального бюджета [1]. Показательно, что удельный вес доходов, получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных (эти доходы можно назвать имущественной рентой), составил 0,9% доходной части федерального бюджета. Традиционно высокой является доля нефтегазового сектора экономики (своего рода природно- ресурсной ренты), которая превышает 50% доходов федерального бюджета. Очевидно, что при такой структуре доходов федерального бюджета российскую экономику вряд ли можно отнести к разряду инновационной. 

СОСТОЯНИЕ НАУКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Характерными признаками углубления кризиса в науке являются ежегодное сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками; повышение среднего возраста научных работников; ухудшение материально-технической базы научных организаций. В частности, численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, сократилась с 1532,6 тыс. человек в 1992 г. до 735,3 тыс. человек в 2011 г. [2, с. 377]. Износ основных фондов в науке превысил 60%.

Современные угрозы развитию российской науки связаны как с факторами внешней экономической нестабильности, обусловленной мировым финансово-экономическим кризисом, так и с просчетами при разработке механизма реализации экономической стратегии страны. В частности, речь идет о недооценке важности научно-технического и инновационного потенциала ключевых факторов развития, обеспечивающих экономический рост за счет повышения конкурентоспособности производимой продукции (работ, услуг).

Одним из следствий общей экономической нестабильности является недостаточность и несистемность мер государственного регулирования и стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности. 

Нельзя сбрасывать со счетов и такие факторы, способствующие углублению кризиса в научно-технической сфере, как просчеты и неспособность многих руководителей и специалистов научных организаций эффективно использовать имущество, планировать и организовать научную и финансово-хозяйственную деятельность в условиях рынка. В частности, об этом свидетельствуют результаты контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования федеральной собственности и имущества государственными академиями наук и подведомственными им организациями», проведенного Счетной палатой Российской Федерации в 2013 г. 

Следует обратить внимание на тот факт, что одной из уязвимых сторон многих научных организаций страны из-за слабости их научно-технического потенциала является склонность последних к сохранению сложившихся направлений научной деятельности, форм и методов организации научных исследований и разработок, а не к поиску новых перспективных направлений, открывающих новые горизонты в науке. В стратегическом отношении такой «консерватизм» приводит к стагнации науки, сдерживанию современных, прорывных научных идей и разработок, ориентированных на получение принципиально новых знаний о законах развития природы и общества. По целому ряду направлений мы уже отстали от развитых стран на целые десятилетия. 

Остаются острыми такие проблемы, как старение научных работников, нарушение преемственности в науке, несбалансированность возрастного состава в научных организациях, недостаточность мер по привлечению и закреплению талантливой молодежи. Несмотря на то, что подготовку аспирантов и докторантов осуществляют более чем полутора тысяч научных организаций и вузов на базе которых создано 3327 диссертационных советов по присуждению ученых степеней (по состоянию 31 декабря 2012 г.), а специальные государственные органы регулируют деятельность в сфере подготовки научных и научно-педагогических кадров, научно-техническая сфера испытывает острый дефицит в квалифицированных научных работниках. Кроме того, имеют место существенные значительные диспропорции между структурой подготовки научных кадров и структурой науки по отраслям знаний. 

Ослабление научно-технического потенциала страны наряду с другими факторами негативно сказались на результативности научно- технической и инновационной деятельности. Удельный вес публикаций российских авторов в научных журналах, индексируемых в Web of science,  снизился с 3,88% в 1995 г. до 1,9% в 2012 г. О низкой результативности научной и научно-технической деятельности свидетельствуют также данные об уровне патентоспособности полученных результатов. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года В.В.Путин отметил, что у нас в среднем из 265 полученных научных результатов только один становится объектом правовой охраны. 

Анализ баланса платежей России за технологии в 2012 году свидетельствует о наличии отрицательного сальдо в размере 1354,7 млн долл. США. При этом поступлений от экспорта технологий по категории «патенты на изобретения» не было вовсе. Доля патентов на изобретения в структуре выплат по импорту технологий составила всего лишь 0,34%. При этом доля товарных знаков в структуре выплат по импорту технологий составила 22,8%, а инжиниринговых услуг - 39,5%[3, с.46].

Статистические данные свидетельствуют о низкой инновационной активности российских предприятий. Так, в 2012 г. удельный вес российских предприятий, осуществлявших инновации, составил 9,9%, удельный вес инновационной продукции в общем объеме выпуска − всего 7,8%. Для сравнения, в Германии инновационную деятельность осуществляют примерно 70% промышленных предприятий. 

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Формирование государственной научно-технической политики должно базироваться на долгосрочных и среднесрочных прогнозах, обеспечивающих с одной стороны потребности самой науки в новых знаниях, а с другой - потребности хозяйственной практики в инновационной продукции. При ее формировании необходимо также разработать прогнозы вероятности ее реализации с учетом имеющегося научно-технического потенциала, а также прогнозы развития самого научно-технического потенциала. Наличие критического разрыва между целями научно- технического развития и имеющимся научно-техническим потенциалом не позволит решить поставленные задачи в части достижения мирового уровня научных исследований и разработок. 

 В соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников.

В настоящее время основным источником финансирования науки по причине индифферентности предпринимательского сектора к науке и инновациям является федеральный бюджет. По экспертным оценкам, на финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения в 2013 г. из федерального бюджета было запланировано выделить 379,1 млрд руб., или 0,57% ВВП [4]. Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения запланированы в следующих объемах: в 2014 г. − 370,35 млрд руб., в 2015 г. – 377,26 млрд руб., в 2016 г. – 318,73 млрд руб. В процентах к ВВП они будут сокращаться: от 0,5% (2014 г.) до 0,47% (2015 г.) и 0,37% (2016 г.) [5]. 

Приведенные значения отличаются от целевых показателей, содержащихся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.08 г. № 1662-р). Согласно Концепции удельный вес (в процентах к ВВП) расходов бюджетной системы на фундаментальные исследования и содействие научно-технологическому прогрессу в 2011−2015 гг. должен составлять не менее 0,7%. Более того, Указом Президента Российской Федерации от 7.05.12 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Правительству Российской Федерации поручено обеспечить увеличение к 2015 г. внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% ВВП.

Отметим, что фактические значения показателей финансирования науки из федерального бюджета за последние 20 лет практически никогда не достигали плановых. По доле внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП Россия значительно уступает странам − лидерам в науке и инновациях.

Федеральный бюджет на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован на основе утвержденных Правительством Российской Федерации в 2012−2013 гг. 40 государственных программ Российской Федерации, охватывающих основные сферы (направления) деятельности федеральных органов исполнительной власти.

В федеральном бюджете на 2014−2016 гг. бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013−2020 гг. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.12.12 г. № 2433-р) предусмотрены в следующих объемах: в 2014 г. – 152 674,0 млн руб., в 2015 г. – 168 824,0 млн руб. и в 2016 г. – 188 800,0 млн руб.

Вызывает обеспокоенность наличие дисбаланса между бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в законе о бюджете и утвержденными в государственной программе «Развитие науки и технологий». Такой дисбаланс не позволит достичь целевых показателей научно-технического развития России, запланированных на 2020 г. В частности, удельный вес публикаций российских ученых в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в Web of science, должна возрасти в 2020 г. до 3%.

В федеральном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.13 г. № 467-р, в 2014 г. – 132 626,0 млн. руб., в 2015 г. – 124 335,9 млн. руб. и в 2016 г. – 116 285,5 млн. руб.

Результаты анализа структуры расходов на реализацию государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» свидетельствуют о том, что в ней не предусмотрены расходы на внедрение научных и научно-технических результатов, полученных в ходе выполнения государственной программы «Развитие науки и технологий». Отсутствие технологической сопряженности указанных государственных программ не позволит повысить результативность инновационной деятельности и эффективность бюджетных средств, выделяемых на науку и инновации.

В последнее десятилетие федеральными органами государственной власти периодически поднимается вопрос о повышении эффективности использования научно-технического потенциала страны, значительная часть которого (более 70%) сконцентрирована в государственном секторе науки. В связи с этим был принят Федеральный закон от 8.05.10 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Финансовое обеспечение научной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и выполнения государственного задания федеральными государственными бюджетными, автономными научными учреждениями осуществляется по субсидиям на основе федеральных нормативов; научной деятельности государственных научных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных научных учреждений − на основе региональных нормативов.

Однако, как показал опыт работы бюджетных и автономных научных учреждений, проекты государственных заданий на выполнение научных исследований и разработок по-прежнему формируются на уровне исполнителей, а затем посредством ряда согласований утверждаются учредителем. По сути дела организация и финансирование научных исследований и разработок остались прежними, как и было при сметном финансировании бюджетных учреждений. Об этом убедительно свидетельствуют выступления руководителей и сотрудников бюджетных научных учреждений на московском городском научном семинаре «Наука, образование, технологии и модернизация России», состоявшемся 20 февраля 2013 г. [6]. 

ФОНДЫ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для перевода экономики на инновационный путь развития требуется полноценная финансовая инфраструктура (государственные и негосударственные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, венчурные фонды, кредитные организации). 

В развитых странах важную роль в стимулировании науки и инноваций играют государственные и неправительственные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. В настоящее время в России функционирует сформированная еще в 1990-х годах система федеральных государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, включающая Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСРМФПНТС) и Российский фонд технологического развития (РФТР).

В целях активизации деятельности указанных фондов был принят Федеральный закон от 20.07.11 г. № 249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности». Законодательно установлено, что государственные фонды поддержки научной, научно-  технической и инновационной деятельности могут создаваться только в форме бюджетных или автономных учреждений.

В ходе структурирования системы бюджетных учреждений, исходя из необходимости постоянного финансирования РФФИ, РГНФ, ФСРМФПНТС за счет федерального бюджета, для них была определена организационно- правовая форма «бюджетное учреждение». Для РФТР, не получающего гарантированного бюджетного финансирования, была выбрана организационно-правовая форма «автономное учреждение».

В соответствии с законодательством государственные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданные в виде бюджетных и автономных учреждений, оказывают государственные услуги по распределению бюджетных средств на финансирование научных, научно-технических и инновационных проектов. Фонды не имеют четкой мотивации для получения научных и научно- технических результатов высокого уровня новизны, роста количества успешно реализованных научных и научно-технических проектов. В результате мы наблюдаем возрастание количества отчетов по научным проектам ранних стадий и отсутствие реальных проектов, активно выходящих на рынок. Об этом указывала Счетная палата Российской Федерации в своих заключениях по итогам проверки фондов.

Анализ правоприменительной практики деятельности государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности позволяет сделать вывод, что необходимо изменить правовой статус государственных научных фондов, распределяющих бюджетные средства в форме грантов. В частности, с целью предоставления указанным фондам дополнительной экономической свободы следует придавать им организационно-правовую форму «фонд».

В соответствии с Федеральным законом от 16.10.12 г. № 174-ФЗ создан фонд перспективных исследований (ФПИ). Это юридическое лицо с организационно-правовой формой «фонд». Имущество ФПИ формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от его деятельности, добровольных имущественных взносов, других законных поступлений и является собственностью фонда. С позиций инновационного развития важно, что в функции ФПИ входит доведение идей и решений до уровня проектов, в отношении которых будет получено теоретическое и (или) экспериментальное обоснование возможности и целесообразности практического применения (внедрения).

Согласно Федеральному закону от 2.11.13 г. № 291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Российский научный фонд (РНФ) является юридическим лицом с организационно-правовой формой «фонд». Имущество РНФ формируется за счет ежегодных имущественных взносов Российской Федерации, иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений и является собственностью РНФ. 

В последние годы наблюдается устойчивый рост бюджетного финансирования государственных фондов поддержки научной, научно- технической и инновационной деятельности.

В настоящее время РФТР обладает сформированными в предыдущие годы внебюджетными ресурсами в виде свободных денежных средств и дебиторской задолженности, достаточными для финансирования инновационных проектов общим объемом около 3 млрд руб. в течение 2−3 лет. Дальнейшая поддержка проектов указанным фондом прямо зависит от дополнительного получения бюджетных ассигнований. 

Таким образом, на федеральном уровне создан целый ряд государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности с многомиллиардными бюджетами. Органам государственной власти и руководству указанными фондами необходимо решать проблемы, связанные с эффективным распоряжением бюджетными ассигнованиями, их доведением до научных работников и коллективов, способных выполнять НИОКР и получать научные результаты, соответствующие мировому уровню. 

В целях повышения качества и объективности экспертизы заявок на выполнение научных исследований и разработок для государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности целесообразно обеспечить доступность информации о технических заданиях на выполнение работ участников, победивших на конкурсах. Имеющийся опыт показывает, что в протоколах грантодателей или заказчиков работ отражены только названия темы и реквизиты выигравшего исполнителя. Необходимо также законодательно усовершенствовать систему планирования деятельности фондов с тем, чтобы порядок формирования и использования грантов был ориентирован не на процесс, а на конечный результат научной, научно-технической и инновационной деятельности. 

РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК

В целях повышения эффективности деятельности государственных академий наук был принят Федеральный закон от 27.09.13 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Среди основных новелл указанного Закона можно назвать следующие. Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН), являвшиеся государственными академиями наук, присоединяются к Российской академии наук (РАН) со дня вступления в силу указанного закона. Организации, находившиеся в ведении РАН, РАМН, РАСХН, передаются в подчинение федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному Правительством Российской Федерации на осуществление функций собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями. 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.09.13 г. № 735 «О федеральном агентстве научных организаций» данное агентство будет осуществлять функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за научными организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Положение об агентстве утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.13 г. «О федеральном агентстве научных организаций».

Указанные выше организационные изменения в государственном секторе науки потребовали соответствующих изменений в структуре и объемах финансирования главных распорядителей бюджетных средств. В таблице 2 представлены данные об объемах финансирования Федерального агентства научных организаций и РАН из федерального бюджета.

 Государственные задания на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований научными организациями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений и переданными в ведение Федерального агентства научных организаций, утверждаются данным федеральным органом исполнительной власти с учетом предложений РАН. Руководители научных организаций, переданных в ведение Федерального агентства научных организаций, избираются коллективом соответствующей научной организации из числа кандидатур, согласованных с президиумом РАН и одобренных комиссией по кадровым вопросам Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, с их последующим утверждением данным федеральным органом исполнительной власти.

Эффективность реформирования государственных академий наук во многом будет зависеть от качества работы и интеллектуального потенциала сотрудников Федерального агентства научных организаций. Ведь они должны будут ежегодно формировать десятки тысяч государственных заданий на выполнение научных исследований и разработок, обеспечивающих, с одной стороны поступательное развитие науки, а с другой, потребности хозяйственной практики. Очевидно, что от этих работников потребуются глубокие знания в экономике науки, закономерностях ее развития, научно-техническом прогнозировании, управлении научными проектами и т.д. Важную роль здесь должны сыграть также адекватное государственное управление научно-технологическим развитием, обоснованные прогнозы потребности в результатах научной, научно-технической деятельности со стороны министерств и ведомств как основы формирования государственного задания, нормативы финансовых затрат на выполнение НИОКР.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРГНОЗИРОВАНИЯ, ПЛАНИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК

Для осуществления эффективной государственной научно- технической и инновационной политики необходимо разработать нормативную правовую базу, регулирующую инновационный процесс в целом: от научных исследований и разработок до создания и распространения инновационной продукции.

В целях разработки и реализации государственной научно- технической и инновационной политики в Российской Федерации при доработке проекта федерального закона № 143912-6 «О государственном стратегическом планировании в Российской Федерации» необходимо внести изменения в части разработки прогнозов научно-инновационного развития страны, формирования на их основе приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности.

В этой связи следует отметить, что в настоящее время при разработке прогнозов, как правило, используется метод простой экстраполяции, предусматривающий сохранение сложившихся тенденций социально- экономического развития. Реализация такого подхода при разработке прогнозов даже на краткосрочную перспективу неизбежно приводит к их недостоверности, значительным отклонениям фактических значений показателей от прогнозных.

В целях повышения качества прогнозных оценок разработчикам прогнозов необходимо использовать более современный аппарат  прогностики, позволяющий увязывать социально-экономическое развитие с учетом технологических циклов, смены научных парадигм и технологических укладов. Поэтому Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральному агентству научных организаций совместно с государственными академиями наук и иными специализированными организациями необходимо обеспечить разработку новой методики научно-технического прогнозирования, совершенствование форм статистической, налоговой и финансовой отчетности, их состав и структуру.

Для повышения эффективности бюджетных средств, выделяемых на науку и инновации, целесообразно формировать государственный заказ не на отдельные разрозненные виды работ, входящих в инновационную деятельность, а на реализацию полного инновационного цикла «фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработки - освоение и производство инновационной продукции». Реализация такого подхода позволит обеспечить реальную, а не формальную интеграцию академических и отраслевых научных организаций, вузов и промышленных предприятий для осуществления научной и инновационной деятельности.

Для решения указанной задачи необходимо внести изменения в Федеральный закон от 5.04.13 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части разработки, освоения, производства и поставки инновационной продукции (работ, услуг). 

Формирование инновационной экономики немыслимо без развитого рынка интеллектуальной собственности. В настоящее время в стране удельный вес РИД, полученных в ходе выполнения научных исследований и разработок, в структуре активов научных организаций и вузов России составляет менее 1%.

Для устранения указанных диспропорций необходима разработка и принятие федерального закона «О внесении изменений и дополнений в  Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «О бухгалтерском учете» в части обязательного учета прав на РИД в составе нематериальных активов, полученных за счет бюджетных средств.

В условиях рынка важным источником финансирования науки и инноваций являются банковские кредиты. Как показал выборочный опрос руководителей инновационно активных промышленных предприятий, они практически не прибегали к услугам банков для получения кредитов на осуществление инновационных проектов. Основная причина – невыгодные условия, установленные банками (высокая процентная ставка, короткий срок).

Недоступность кредитных ресурсов для предприятий и индифферентность банковского сообщества к науке и инновациям требует поиска новых форм финансирования высокоэффективных научно- технических и инновационных проектов за счет средств федерального бюджета. Как нам представляется, следует разрешить финансировать из федерального и региональных бюджетов (через государственные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности) расходы на выполнение высокоэффективных научно-технических и инновационных проектов на условиях частичного или полного возврата. При этом объемы выделяемых исполнителям бюджетных средств на реализацию инновационных проектов, сроки возврата и размер процента за пользование ими должны корреспондироваться с уровнем новизны соответствующих научных разработок.

Несомненно, что одним из важнейших инструментов, определяющих платежеспособный спрос в предпринимательском секторе экономики на научно-техническую и инновационную продукцию, являются налоги. По нашему мнению, в настоящее время нужна адекватная налоговая система, одновременно выполняющая фискальную, регулирующую, стимулирующую и распределительную функции.

 В России налоги выполняют сегодня в основном фискальную функцию. Доходная часть консолидированного бюджета Российской Федерации в последние годы была сформирована главным образом за счет налоговых доходов. Их удельный вес в структуре доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации превышает 80% [7].

Важным направлением государственного стимулирования науки, инноваций является широкое использование налоговых и амортизационных льгот.

Для стимулирования инновационной активности субъектов предпринимательской деятельности необходимо внести изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования научной, научно- технической и инновационной деятельности. В частности, в законопроекте целесообразно предусмотреть следующие налоговые льготы:

- освобождение субъектов инновационного предпринимательства от уплаты налога на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), созданных на основе изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), в пределах срока действия исключительных прав на указанные РИД, но не более 5 лет;

- освобождение от уплаты налога на прибыль субъектов инновационного предпринимательства, полученной ими от внедрения изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) в собственном производстве с даты начала их использования, в пределах срока действия исключительных прав на указанные РИД, но не более 5 лет. 

Решение задачи повышения результативности научной и научно- технической деятельности немыслимо при существующем социальном статусе научного работника. В этой связи необходимо внести изменения в  Федеральный закон от 23.08.96 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Трудовой кодекс Российской Федерации и иные нормативные акты, направленные на повышение социального статуса научного работника. Прежде всего, указанные изменения должны касаться установления минимального размера базового оклада научных работников. Указом Президента Российской Федерации от 7.05.12 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской Федерации поручено обеспечить повышение к 2018 г. средней заработной платы научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе. В этой связи целесообразно уже с 2014 г. законодательно установить минимальный размер базового оклада рядового научного работника (в настоящее время это младший и научный сотрудник) на уровне 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе. Указанный размер базового оклада научного работника должен быть отправной точкой при заключении с ним эффективного государственного контракта. Для научных работников, имеющих более высокую квалификацию (старших научных сотрудников, ведущих научных сотрудников, главных научных сотрудников) размер базового оклада должен корректироваться с помощью соответствующих повышающих коэффициентов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Кроме того, размер базового оклада должен регулярно повышаться с учетом темпов роста уровня жизни населения и темпов инфляции в соответствующем регионе.

Очевидно также, что уже давно назрели для решения вопросы законодательного закрепления прав научного работника на полученные им РИД за счет средств бюджета, а также распоряжения ими правами на указанные результаты. Одним из вариантов решения проблемы может быть долевое распределение исключительного права на созданные РИД между научным работником, научной организаций и государственным заказчиком научно-технической продукции.

Реализация предлагаемых мер позволит повысить управляемость социально-экономическими процессами, результативность научной, научно- технической и инновационной деятельности, достичь макроэкономической стабильности и перейти в режим устойчивого экономического роста на инновационной основе.

В заключение сформулируем некоторые важные выводы.

Для обеспечения поступательного развития науки необходимо предусмотреть выделение средств на научные исследования и разработки не ниже 1,77% ВВП. Увеличение объемов финансирования научных исследований и разработок даст положительный социально-экономический эффект только при условии сбалансированных по стадиям и видам работ вложений. 

Наряду с увеличением бюджетного финансирования науки и инноваций целесообразно разработать систему мер, направленных на повышение ответственности федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук и государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности за целевое и эффективное расходование бюджетных средств, достижение научных и научно-технических результатов на уровне современных требований.

В качестве основного критерия оценки эффективности работы следует использовать не уровень «освоения» бюджетных средств, а результативность научной, научно-технической и инновационной деятельности. 

В разработке проектов государственных заданий на выполнение научных исследований и разработок, ориентированных на создание инновационной продукции, востребованной рынком, должно быть обеспечено участие объединений работодателей совместно с Федеральным агентством научных организаций, иными органами исполнительной власти, имеющими подведомственные научные организации, Значительный рост эффективности научных исследований может быть достигнут на основе масштабного технического обновления научного оборудования и реконструкции зданий, сооружений и инженерной инфраструктуры, приоритетного развития информационных и вычислительных ресурсов, библиотечных фондов. 

ЛИТЕРАТУРА

1. http://docs.cntd.ru/document/499047155

2. Россия в цифрах. 2013. Крат. стат. сб. – М.: Росстат, 2013.

3.Наука. Инновации. Информационное общество:2013: краткий статистический сборник. – Москва: НИУ ВШЭ, 2013. с.46

4. Тодосийчук А.В. Бюджетная политика и экономический рост//Проблемы теории и практики управления. − 2013. − № 3.

5. Федеральный закон от 2.12.13 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

6. Наука, образование, технологии и модернизация России// Интеллектуальная собственность.Промышленная собственность. − 2013. − № 4.

7. Тодосийчук А.В. Экономический механизм реализации государственной инновационной политики//Инвестиции в России. – 2011. − № 5.

Полный материал дан в приложении

Тодосийчук А.В. доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки техники Российской Федерации заместитель руководителя аппарата Комитета по науке и наукоемким технологиям Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован