Эксклюзив
Клинова Марина Вилениновна
16 июня 2017
339

О результатах первого тура парламентских выборов во Франции

Main i

Результаты первого тура парламентских выборов во Франции стали во многом неожиданностью для экспертного сообщества в самой Франции и за её пределами. После президентских выборов допускалась возможность повторения «сосуществования», когда президент и премьер-министр Франции принадлежали к разным политическим силам традиционной партийной системы, как это было в 1980-х и в 1990- х гг. Сейчас эта система переживает кризис, и противостояние «левых» и «правых» – социалистов и республиканцев (новое наименование правоцентристов с 2015 г., ранее – Союза за народное движение, Union pour un mouvement populaire, UMP), фактически сошло на нет.

Парламентские выборы во Франции проходят в два тура один раз в пять лет, после выборов президента страны. Путём всеобщего прямого голосования в Национальное собрание Франции избираются 577 депутатов, в чьи задачи входит обсуждение и принятие законов. Без парламентского большинства президенту сложно проводить в жизнь свою политику.

Согласно действующей избирательной системе Франции, кандидат в депутаты может быть избран уже в первом туре в случае, если набирает свыше половины голосов избирателей, принявших участие в выборах, но при этом не менее четверти зарегистрированных избирателей. Если этого не происходит, то проходит второй тур с участием обычно двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее количество голосов.

Ещё два года назад не претендовавший на столь головокружительную политическую карьеру избранный президент Франции Эммануэль Макрон, тогда министр экономики, промышленности и цифровых коммуникаций, известный, в основном, благодаря закону, носящему его имя[1], не имел даже своей партии или движения. Будучи членом правительства социалистов, он не состоял в этой партии. Избрание президента Э. Макрона, означавшее смену поколений, свидетельствует о явном запросе французского общества на приход в политику новых действующих лиц. В самом деле, по результатам уже первого тура парламентских выборов многие известные политики лишились депутатских мандатов, и во второй тур прошли ранее неизвестные, до сих пор не имевшие политического опыта кандидаты.

Сейчас не вызывает удивления, что сразу после первого тура выборов президента, уверенный в своей победе Э. Макрон призвал своих сторонников готовиться к выборам парламентским. Общий итог первого тура парламентских выборов 11 июня 2017 г. для партии президента «Республика на марше» (La République en marche, LRM) и союзной центристской партии Демократическое движение (Mouvement démocrate, MoDem) впечатляет – 32,32% мест в Национальном собрании. Такой результат может соответствовать свыше 400 из 577 мест, что значительно превосходит цифру абсолютного большинства в 289 мест[2], необходимого для принятия законов.

Подобное подавляющее большинство оказалось сюрпризом для многих. Итог первого тура парламентских выборов свидетельствует о крахе прежней партийно-политической системы во Франции. Соцпартия в будущем Национальном собрании вообще будет представлена минимально (7,44% против 39,9% в 2012 г.). Не прошёл во второй тур даже депутат со стажем с 1997 г., первый секретарь социалистов Ж.-К. Камбаделис, а также бывший кандидат в президенты Франции от этой партии Б. Амон. Один из проигравших членов соцпартии назвал такие итоги первого тура парламентских выборов историческим разгромом, наполеоновской «Березиной для левых сил», обвинив в этом бывших президента Ф. Олланда и его премьер-министра М. Вальса[3]. Соцпартии приписывают «интеллектуальную смерть» за неспособность генерировать новые идеи, особенно в сравнении с президентской компанией 1981 г. – когда лидером социалистов был Ф. Миттеран[4].

Представительство партии «Республиканцы», по результатам первого тура, может сократиться вообще наполовину (до 15,77% против 34,7% в 2012 г.). Не удалось осуществить рывок и популистским партиям – ни крайне правым в лице Национального фронта М. Ле Пен (13,2%), ни крайне левым из «Непокорённой Франции» Ж.-Л. Меланшона (11,02%). Их результаты оказались скромнее, чем на президентских выборах 2017 г., и у них вряд ли получится сформировать фракции. В дополнение к этим перипетиям Европейский парламент (ЕП) лишил М. Ле Пен депутатской неприкосновенности по запросу французской прокуратуры, которая ей инкриминирует фиктивное трудоустройство своего помощника в аппарат ЕП.

В парламенте Франции после ухода поколений политиков, которые были соратниками президентов В. Жискар д’Эстена, Ф. Миттерана, Ж. Ширака, появятся совершенно новые лица. Складывается отличная от прежней политическая конфигурация.

Выборные неожиданности во Франции являются своего рода продолжением системного тренда, начало которому было положено в США с избранием Д. Трампа. Правда, по своей направленности – это движение в противоположном, в отличие от США, направлении: вместо антиглобализма в сочетании с элементами изоляционизма – к евроинтеграции и либерализации экономики. Подобные системные сдвиги во многом обусловлены состоянием и тенденциями мирохозяйственного развития. Не сумевшие «оседлать волну» глобализации (а это не только отдельные слои населения, но и целые страны) требуют от своей элиты радикальной смены курса.

Применительно к Франции, чтобы нынешнее политическое «цунами» со стороны «макронистов» не превратилось в мощный «отлив», необходим явный и достаточно быстрый успех на хозяйственном поприще. Полученный президентом Э. Макроном и его сторонниками кредит доверия со стороны граждан Франции не безграничен и не безусловен. И это несмотря на то, что в будущем парламенте складывается ситуация практического отсутствия мощной оппозиции. Ответственность за результаты проводимой политики в таком случае полностью ложится на партию, обладающую подавляющим численным преимуществом в парламенте. Если учесть, что почти половина избирателей на этих парламентских выборах воздержалась от волеизъявления, и реальную поддержку партии президента оказала треть от половины зарегистрированных избирателей, то положение выигравших уже не кажется столь непоколебимым, как в первом приближении.

Неустойчивое положение экономики Франции в последнее десятилетие неизбежно оказывает влияние на настроения французов, которые всерьёз опасаются, что уровень жизни следующих поколений будет ниже, чем сегодня. И такие опасения небезосновательны. Чтобы поддерживать жизненные стандарты государства всеобщего благосостояния, требуются более высокие темпы экономического роста и производительности труда. Для этого Франции необходимо провести реформы, в том числе трудового законодательства, как в своё время это сделала Германия при президенте Г. Шрёдере. С этими преобразованиями Франция явно запоздала.

Определённые надежды могут внушать расставленные в программе Э. Макрона приоритеты: из шести ключевых пунктов на первом месте размещены образование и культура, реформа рынка труда[5]. Это означает, что необходимое внимание должно быть уделено развитию человеческого капитала, который является главным условием успеха на всех направлениях экономической и иной политики. Французам остаётся надеяться, что после второго тура новому составу парламента страны, многие депутаты которого только пришли в политику и которым придётся обучаться «на ходу», будет по силам претворить в жизнь масштабную программу своего лидера, президента Франции Э. Макрона.

 

 

[1] Закон 2015 г. “О стимулировании экономического роста и равенстве возможностей в экономической деятельности” предусматривает ряд мер по либерализации экономики. – Loi n° 2015-990 du 6 août 2015 pour la croissance, l'activité et l'égalité des chances économiques. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000030978561&categorieLien=id

[2] Pietralunga C., Royer S. de, Bonnefous B. Macron en passe d’obtenir une majorité écrasante à l’Assemblée nationale // Le Monde. 12.06.2017. URL: http://www.lemonde.fr/elections-legislatives-2017/article/2017/06/12/macron-en-passe-d-obtenir-une-majorite-ecrasante-a-l-assemblee-nationale_5142831_5076653.html#B7ZRIwXJxIGaJ7mO.99

[3] URL: http://www.parismatch.com/Actu/Politique/En-images-de-Filippetti-a-Cambadelis-la-debacle-des-deputes-PS-1282007

[4] Croissandeau M. Requiem socialiste // L’OBS. 2017. N 2735. P. 7.

[5] Le programme d'Emmanuel Macron.

URL: https://storage.googleapis.com/en-marche-fr/COMMUNICATION/Programme-Emmanuel-Macron.pdf

 

Марина Вилениновна Клинова

доктор экономических наук,

ведущий научный сотрудник

ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

 

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован