Уважаемые коллеги!
Сегодня воздействие террористической угрозы распространяется практически на все сферы безопасности личности, общества, государства, включая их политическую, военную, социальную и, конечно же, экономическую составляющие.
Это в полной мере характерно и для пространства СНГ, которое, по мнению аналитиков, очень подвержено воздействию современных угроз и опасностей. Дестабилизация обстановки, возникновение конфликтов и перерастание их в военные действия возможны во многих точках Содружества.
В долгосрочной же перспективе уровень существующих и потенциальных военных угроз даже может возрасти. Он в значительной степени будет определяться борьбой за лидерство традиционных и вновь формируемых центров силы, прежде всего США, ЕС, Китая радикальных исламских государств. Не надо исключать и исламский фактор. Попытки укрепления или расширения влияния этих сил будут осуществляться и за счет использования геополитического и экономического потенциала стран СНГ, а значит, будут прямо или косвенно противоречить их национальным интересам.
Это надо понимать, этому надо уметь противостоять.
Поэтому предпринятие действий по устранению условий, генерирующих терроризм, становится задачей всех стран без исключения, причем задачей, решаемой в том числе и совместными усилиями, с задействованием ресурсов как национальных властей, так и международных структур.
Понимая необходимость участия в коллективной безопасности, республики бывшего СССР от хаотических малозначимых отношений переходят к поступательной интеграции в этой сфере. Решив сообща строить свою коллективную оборону, они могут создавать совместные миротворческие силы, покупать друг у друга оружие, средства антитеррора по внутренним ценам. И для ВС, и для ВВ МВД, полиции, МЧС, спецслужб. И это служит делу укрепления коллективной безопасности, отстаивания интересов всех стран СНГ.
Данный вопрос довольно перспективно решается в рамках СНГ, ОДКБ.
На ОДКБ, например, возложены задачи обеспечения коллективной безопасности входящих в нее стран, взаимного оказания помощи, в том числе военной, подвергшимся агрессии государствам, обеспечения антитеррористической защиты нефте-и газопроводов, охраны ж/д коммуникаций, пресечения незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и оружия.
Страны-члены ОДКБ сегодня на деле совместными усилиями сохраняют мир и стабильность в зоне действия Договора, противостоят террористическим угрозам.
В формировании системы коллективной безопасности важное место занимает реализация соглашений о подготовке специалистов для армий союзников по ОДКБ. Это обеспечивает идентичный уровень подготовки кадров для вооруженных сил, их способность к полному взаимодействию при решении совместных задач.
Важно сохранить совместное военное присутствие, совместно планировать применение сил там, где это действительно необходимо, например - в центрально-азиатском регионе, ибо интересам СНГ угроза может возникнуть именно там вследствие внутренней дестабилизации ситуации в отдельных государствах региона, а также из-за возникновения радикального исламского фактора в лице усиления позиций талибов в Афганистане и крушения нынешнего режима в Пакистане.
Блоком НАТО развертывается военная оккупация пространства, ранее контролируемого бывшим СССР: Балкан, Балтии, Черного моря, Закавказья, Средней Азии и т.д.
Приближение НАТО к границам Содружества используется как средство давления и способ установления контроля над постсоветским пространством. Цель - сделать страны СНГ послушными и управляемыми партнерами, готовыми обменять геополитические интересы на экономическую помощь и стратегическую стабильность во взаимоотношениях с Западом.
Наращивание военных возможностей, выдвижение группировок ВС к границам СНГ, принятие в альянс государств, в прошлом входящих в соцлагерь или в состав СССР, поддержка оппозиционных настроений в постсоветских государствах - все это чревато серьезным осложнением обстановки, несет в себе угрозу возникновения внешних и внутренних конфликтов вокруг стран СНГ и внутри них.
Необходимо нейтрализовать и угрозы оборонной промышленности, характерные для всех стран СНГ. Это - разрыв кооперационных связей между производителями военной техники и оружия, дефицит или отсутствие необходимого сырья и материалов для их производства, попытки незаконного отчуждения имущественного комплекса оборонки, увеличение военно-технологического отрыва ведущих государств мира и наращивание их возможностей по созданию образцов В и ВТ новых поколений, деформированность военных бюджетов, выражающаяся в низкой доле инвестиций, что может привести к снижению научно-технического уровня военных разработок, а значит, и боевого потенциала войск.
В оборонке стран СНГ наблюдается медленная модернизация производства по всем составляющим: кадрам, основным производственным фондам, технологии и материалам, организации производства.
Значимую роль в преодолении этого может сыграть реализация совместных проектов и совместное производство.
Так, например, международное космическое строительство Казахстана и России может позволить первому выйти совместно с РФ на мировой рынок услуг по запуску космических аппаратов и создать собственную технологическую базу для их проектирования и изготовления. Космическое сотрудничество Казахстана - это и установление отношений в этой сфере с Украиной, могущей участвовать на конкурентной основе в выполнении заказов для национальных казахстанских проектов. А это - работа и на обеспечение безопасности каждой их стран, причем не только названных, но и других, связанных союзническими обязательствами.
Известная всем вам ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) также может стать важной составляющей боевого обеспечения вооруженных сил России и ее союзников. Ведь в обозримой перспективе достижение конечных целей в войнах и вооруженных конфликтах, если такие будут иметь место, в основном будет достигаться за счет технического информационного превосходства над противником путем подавления его систем государственного и военного управления, навигации, связи и т.д.
Представляется важным постоянно обсуждать вопросы сотрудничества стран СНГ в различных отраслях науки и военного производства, более широко представлять на рынках других государств продукцию предприятий той или иной страны, в изделиях, производимых другим государством СНГ, закреплять это присутствие, привлекать другие государства к финансированию деятельности по обновлению собственных арсеналов вооружения и техники, а также к участию в модернизации собственных вооружений, если у них есть что-то более качественное, передовое.
Тем более, что совместимость необходима, это видно в ходе совместного решения задач на учениях, в миротворчестве, в борьбе с терроризмом и т.д.
Да, соперничество в производстве вооружения и техники, сложившееся в мире, затрудняет взаимодействие стран СНГ.
Интеграционные процессы между рядом государств-участников СНГ идут непросто. Слишком различаются интересы отдельных стран постсоветского пространства, слишком активно противодействует сближению их Запад.
А поскольку в ряде случаев это дает свои плоды, то там, где в силу тех или иных причин невозможно объединение усилий всех стран, целесообразным видится объединение хотя бы ряда их, а также сближение на региональном либо двухстороннем уровне по типу российско-белорусского сотрудничества, например.
Желаю участникам торжественного собрания, организациям и предприятиям, которые представлены на сегодняшнем мероприятии, успешной реализации целей, которые вы все перед собой ставите. Желаю, чтобы диалог между предпринимателями стран СНГ пользовался постоянной поддержкой структур, причастных к осуществлению контактов между странами, входящими в Содружество и приносил ощутимую пользу их экономикам и народам в целом, а также структурам, занимающимся обеспечением силовых ведомств государств и союзов.
Благодарю за внимание.
Станислав Смольский
www.atcsng.ru
16.05.2008