07 декабря 2006
4116

17 октября 2006 года Духанина Любовь Николаевна приняла участие и выступила на Всероссийской конференции `Семья, дети и демографическая ситуация в России`,

проведённой Национальной Корпорацией Экономического Развития при поддержке Администрации Президента Российской Федерации. В своём выступлении она уделила особое внимание теме непосредственно связанной с проблемами демографии, носящей широко известное и уже общепринятое в России понятие "интеллектуальный потенциал". Из выступления Л. Н. Духаниной 17 октября 2006 года: "В современном обществе основой богатства становится капитал интеллектуальный. Способность экономики создавать и эффективно его использовать всё в большей степени определяют экономический уровень и благосостояние нации. Именно интеллектуальный капитал в большей мере, чем физические активы, природные ресурсы или финансовое состояние, становится устойчивым конкурентным преимуществом. На смену природным богатствам в индустриальном обществе, где в качестве доминирующих основных факторов производства выступают труд и материальный капитал, в современном обществе на первое место неуклонно выходят знания и капитал интеллектуальный. При переходе от доиндустриальной и индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной стадии изменяются также конкурентные преимущества организации. Современные производства сегодня - это во многом деятельность ума, работа инженеров, конструкторов, дизайнеров, бухгалтеров, специалистов по персоналу, маркетингу, сбыту, экспертов информационных технологий. Большая часть полученного результата на предприятиях становится возможной в результате применения специальных знаний, непрерывного обучения персонала и взаимодействия с партнерами и потребителями. На сегодняшний день Россия проигрывает сразу по двум составляющим человеческого ресурса, по количеству (демографические показатели) и по качеству (по уровню подготовки специалистов). Россия по-прежнему остаётся страной-донором интеллектуальной составляющей человеческого капитала. Эмиграция высококвалифицированных специалистов наносит значительный ущерб отечественной науке, культуре, образованию, уменьшает доходы от внедрения результатов НИОКР, поступлений от продажи патентов, лицензий, в конечном итоге - сокращает интеллектуальный капитал нации. Как известно, в последние 15 лет интеллектуальная эмиграция возросла и помолодела. Получив, например, хорошее техническое образование в одном из московских вузов, выпускник старается устроиться на работу в зарубежную компанию. Очевидно, что наиболее эффективный способ регулирования интеллектуальной эмиграции - экономический, я имею в виду заработную плату. Но это далеко не всё. Необходимо в России создать возможность для реализации того интеллектуального ресурса, которым обладает молодёжь сегодня. Если оценивать имеющийся интеллектуальный ресурс страны, накопленный годами, то согласно оценкам экспертов, сегодня интеллектуальный потенциал России составляет около 400 млрд. долларов. В нашей стране проживает 12% численности всех ученых мира, в системе высшей школы сегодня насчитывается около 34 тысяч докторов наук и более 138 тысяч кандидатов наук. А по уровню квалификации рабочей силы Россия и сегодня опережает такие страны, как Япония и США. Таким образом, интеллектуальные ресурсы для развития технологически ориентированной экономики в России есть. Проблема сохранения и преумножения интеллектуального капитала, формирования общественного знания привлекает большое внимание учёных нашей страны. В 2003 году по инициативе Российской академии естественных наук был создан национальный комитет "Интеллектуальные ресурсы России", который уже в течение трёх лет проводит регулярные семинары, конференции по вопросам, касающимся этой темы. В 2006 году Общественной палатой Российской Федерации была создана Комиссия по вопросам интеллектуального потенциала нации, которая менее чем за год своей работы накопила большое количество реальных к внедрению идей и предложений. Комиссия Общественной палаты РФ обращает особое внимание на необходимость создания общественно-государственной системы поиска и поддержки талантов в течение всей жизни человека. Какие направления мы здесь выделяем? Первое направление - это механизмы выявления таланта с помощью развития системы федеральных олимпиад и конкурсов. ЕГЭ и имеющиеся на сегодня немногочисленные олимпиады не могут быть единственным механизмом выявления талантов. Необходимо развивать олимпиады, конкурсы, где большую значимость имеют не только знания, но и творческий подход, нестандартность решений, умение действовать в условиях команды. Государству следует поддерживать ростки педагогической общественности, увлечённо реализующей свой профессиональный интерес в данном направлении. Мы обращаем особое внимание Министерства образования и науки РФ на необходимость поддержки проектно-исследовательской деятельности учащихся, студентов и молодых учёных. Второе направление - это персональные стипендии талантливым людям из различных возрастных и социальных групп, которые даются пожизненно, наподобие академического звания. В своё время существовала такая форма государственной поддержки талантов. Её возрождение будет способствовать укреплению престижа интеллектуальной деятельности в обществе. Третье направление - создание условий для студентов старших курсов вузов для занятий научно-исследовательской деятельностью в стенах высшего учебного заведения, где они обучаются. Таким путём можно омолодить нашу российскую науку. Основные причины, по которым сегодня молодёжь не идёт в науку - это низкая зарплата, отсутствие жилья и слабое материально-техническое оснащение научных исследований. Решить эти проблемы - значит сохранить научные школы, обеспечить будущее российской науки и будущее страны. Звание учёного для молодёжи должно стать и значимым, и престижным, и, если хотите, модным одновременно. Следует создавать выгодные условия для реализации интеллектуального потенциала страны внутри самой страны. В России созрела ситуация для разработки и осуществления общественно-государственного проекта "Система выявления и поддержки талантов" из различных возрастных и социальных групп, в течение всей жизни человека. Работа над проектом по инициативе Комиссии Общественной палаты РФ уже началась, она ведётся при активном участии регионов и большого числа общественных экспертов. Уважаемые коллеги, безусловно, для нас понятно, что образование очень важно. Но, к сожалению, руководители многих российских предприятий не считают эффективным тратить средства на повышение квалификации персонала. Таким образом, большая часть финансовых вложений в получение образования и профессиональную подготовку осуществляется самим человеком, его семьей. Именно в семье человек получает первичные трудовые навыки, развивается, накапливает способности к труду и творчеству. За счёт семейного бюджета производится большая часть затрат на получение образования, в том числе высшего, - наиболее дорогого и наиболее эффективного. Дороговизна высшего образования лишает определённую часть населения возможности на обучение, а завышенные требования работодателей ещё больше ухудшают ситуацию. В целом это ведёт к дальнейшему ухудшению показателей качественного состояния человеческого ресурса. Для выхода из заторможенного развития интеллектуального капитала следует использовать модель социальной ответственности. Можно назвать много хороших и интересных примеров, когда предприятия начинают поддерживать студентов, вводят для них персональные гранты. Но надо сделать и так, чтобы предприятия и работодатели обращали внимание не только на одарённых студентов, но и на детей, которые учатся в средних школах. Сегодня мы должны говорить и о необходимости работы с детскими дошкольными учреждениями, с детскими садами. Наша Россия - огромная страна, её интеллектуальный ресурс неисчерпаем, но чтобы он действительно пополнялся и приносил пользу, надо, как часто бывает в сложных ситуациях, трудиться над этим "всем миром".

07.12.2006
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/14/publications/556
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован