Она станет не только мощным стимулятором научно-технических "мускул" страны, но и создаст систему их эффективного управления
СЕГОДНЯ уже мало кто даже из самых ярых апологетов демократии и либерализма отрицает тот факт, что научно-технический потенциал современной России был создан именно во времена СССР. Соперничество Советского Союза и Соединенных Штатов было бы безусловным благом для прогресса человечества, если бы не одно обстоятельство: подавляющее большинство интеллектуальных творений, вызванных советско-американской конфронтацией, было направлено на взаимное разрушение, а не на созидание.
Но была одна невоенная сфера деятельности, для победы в которой СССР и США создавали самые совершенные технологии и всячески развивали собственные научно-технические и экономические потенциалы. Этой сферой был космос. Соревнование в данной области шло на таких высоких скоростях, что получило название "космической гонки". Ее продуктом стали, с одной стороны, конкретные образцы ракетно-космической техники, а с другой - механизмы мобилизации интеллектуальных и хозяйственных ресурсов государства.
ГОНКА В КОСМОСЕ
Именно период, когда СССР и США стремились доказать друг другу, а также всему миру собственное преимущество за счет создания передовых технологий (конец 1950-х, 1960-е годы), и стал поистине "золотым веком" космонавтики. Основной вклад Советского Союза в этот век: первый искусственный спутник Земли, первое живое существо в космосе - собака Лайка, первый космонавт, первый многоместный космический корабль, а также первый выход в открытый космос.
Американские астронавты, в свою очередь, первыми осуществили стыковку в космосе двух объектов, первыми достигли орбиты Луны, а после - ее поверхности. Советско-американская "космическая гонка" продолжилась и после этого, но самый главный ее этап - лунный - был выигран американцами.
Наступившие 1970-е годы принесли разрядку в советско-американских отношениях и уменьшили остроту соперничества между двумя странами. Следствием этого стало снижение темпов создания новых образцов космической техники. В конце 1960-х - начале 1970-х годов Советский Союз и США заложили программы, которые оказались "стержневыми" в их космической деятельности на последующие тридцать лет: в США - серию многоразовых кораблей типа "Спэйс Шаттл", а в Советском Союзе - ДОС (долговременные обитаемые станции) типа "Салют" и "Мир".
Были, правда, попытки в период обострения холодной войны вновь перенести глобальное соперничество в космическую сферу. В 1980-е годы США и СССР пробовали осуществить по одной новаторской программе: первые - станцию "Фридом", мы - многоразовый корабль "Буран". Оба этих крупномасштабных проекта так и остались нереализованными, хотя советский "Буран" все же сделал один полет, правда, в беспилотном режиме. Соревнование в космосе между Советским Союзом и Соединенными Штатами продолжалось больше по инерции и носило скорее количественный, чем качественный характер - число дней, проведенных в космосе советскими космонавтами, против числа полетов американских "шаттлов".
Вместе с 1990-ми годами пришло окончание холодной войны, а с ней и "космической гонки". Россия и США решили перестать тратить усилия, как тогда казалось, на дублирование достижений друг друга и вместо этого сплотить свои научно-технические и экономические ресурсы для совместной реализации космических проектов. В то время мало кто сомневался в том, что подобный подход позволит двум странам достичь в космосе куда более глобальных целей, чем если бы они продолжали действовать порознь.
Увы, реальность, выразившаяся в совместном сооружении Международной космической станции (МКС), показала, что сотрудничество в космосе оказало такое же воздействие на темпы освоения космического пространства, как плановая система на развитие экономики. Конкуренцию между Советским Союзом и США за создание наиболее передовых космических технологий заменила довольно скучная совместная деятельность по строительству МКС, не представляющей с технической точки зрения по сравнению с "Салютами" и "Миром" практически ничего нового.
Результат? Станция собирается с более чем двухлетней задержкой, да к тому же и за большие деньги, чем первоначально планировалось. В США сворачиваются проекты носителей нового поколения Х-33, Х-34, корабля Х-38, а что собирается делать Россия в области пилотируемого освоения космоса помимо участия в программе МКС, вообще неясно.
ДОСТИЖЕНИЯ НА ЗЕМЛЕ
Помимо создания собственно космических кораблей и аппаратов у "космической гонки" была еще одна не менее, а может быть, и более важная заслуга. О ней прямо сказал Джон Логсдон - директор Института космической политики в Вашингтоне: "Средства, выделенные американским государством на исследование и освоение космоса во времена осуществления программы "Аполлон" (полет на Луну - Ю.К.), были важной частью общей стратегии, направленной на укрепление безопасности, мощи и благосостояния Соединенных Штатов.
"Космическая гонка" дала молодым людям блестящий стимул для освоения инженерных и научных дисциплин. Именно эти молодые специалисты стали важнейшим компонентом национальной научно-технической базы, которая обеспечила Америке конкурентоспособность в современном мире. Только лишь с точки зрения благотворного воздействия, оказанного на развитие технического образования в США, "космическая гонка" многократно окупила себя".
Слова Логсдона, особенно относящиеся к образованию, полностью справедливы и применительно к Советскому Союзу. И если СССР смог извлечь из "космической гонки" меньше выгод, чем США, то лишь из-за нелепого режима секретности, не позволявшего в полной мере пропагандировать космические достижения, а также использовать технологии двойного использования в гражданской сфере и экспортировать их за рубеж.
Но в начале 1990-х годов ситуация в стране изменилась. С прежней советской скрытостью было покончено. Почему же российское государство не использовало космическую программу в качестве мощного стимулятора развития отечественной науки, техники и экономики, а соответственно и источника валютных поступлений? Ответ на этот вопрос дал член-корреспондент АН СССР и РАН Борис Черток, который с горечью заметил, что радикальные реформаторы "предали анафеме" могучие производительные силы, передовую науку и культуру лишь потому, что они назывались "социалистическими".
ГДЕ ФИНИШНАЯ ЛЕНТОЧКА?
На Марсе. Планы экспедиции на "Красную планету" в течение десятков лет разрабатывались в СССР и США. У нашей страны в силу уникального опыта разработки, сборки и эксплуатации орбитальных комплексов, а также длительных пилотируемых космических полетов есть безусловный карт-бланш. За срок около 10 лет при наличии соответствующего финансирования, измеряемого суммой порядка 10 млрд. долларов, Россия может построить и запустить к Марсу универсальный пилотируемый комплекс, который сможет также работать и как околоземная станция.
10 миллиардов - это, конечно, не мало. Но вспомним цифру, которую привел заместитель председателя Комитета по безопасности Госдумы РФ Александр Куликов: ежегодные потери России только от коррупции составляют 15 млрд. долларов. Так что деньги в стране есть. Их следует просто направить в нужное русло.
Но зачем эта гонка нужна России?
Помимо уже отмеченных выгод научно-технического и экономического характера новая "космическая гонка" поможет решить ряд важных задач государственного строительства. Во-первых, она позволит восстановить и укрепить вертикаль управления российской промышленностью, а соответственно исполнительную власть страны. Следует отметить, что ужесточение административного руководства экономикой, предпринятое ради осуществления крупномасштабного космического проекта, нашло понимание даже в таком традиционно демократическом обществе, как американское, о чем свидетельствует опыт программы "Аполлон".
Во-вторых, она будет способствовать мобилизации научно-технических и производственных ресурсов России, что может быть использовано для решения и других, не связанных с космосом задач.
В-третьих, она поможет жителям России преодолеть кризис "положительной гражданской идентификации". К сожалению, в настоящее время российское государство, несмотря на ряд обнадеживающих тенденций в экономике, проявившихся за последний год, все еще отождествляется в глазах его граждан в основном с проблемами и разного рода негативными явлениями. Крупная победа на космическом направлении вновь позволила бы россиянам испытывать гордость, идентифицируя себя со своей страной, а как следствие этого, усилила бы поддержку, оказываемую жителями России центральной власти.
"Космическая гонка" будет способствовать и укреплению международной безопасности. Известно, что администрация президента Буша-младшего рассматривает развертывание новой противоракетной обороны, в том числе как средство стимуляции американской экономики.
Чтобы достойно ответить на вызов, брошенный Россией в области мирного освоения космоса, Бушу придется загрузить военно-промышленный комплекс США работой по созданию технологий, не имеющих непосредственного военного применения. Возможно, это снизит интерес американского ВПК и Белого Дома к развертыванию новой ПРО.
И последнее. Гонка в космосе должна идти рука об руку с продолжением сотрудничества между Россией и США в данной сфере. Россия, безусловно, может ограничить объем своего участия в программе МКС, но должна выполнить свои основные обязательства как перед США, так и перед прочими партнерами по станции. В противном случае данная гонка, даже в случае выигрыша, приведет к будущей изоляции России от международных космических проектов
* * *
Россия может и должна выиграть самое престижное соревнование начала 3-го тысячелетия между промышленно развитыми государствами. Приз за победу в нем будет не только значительный подъем уважения к нашей стране в современном мире, но и кардинальное ускорение развития национальной экономики.
Об авторе: Юрий Юрьевич Караш - кандидат исторических наук, магистр внешней политики университета им. Джонса Гопкинса (США), доктор философии США по специальности "Космическая политика и международные отношения".
18 июля 2001 г.
"Независимая газета" # 06 (42) 20 июня 2001 г.