26 марта 2009
6304

2.5. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства - способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти. Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств.

На текущий момент выделяется формы государственного устройства:
Унитарное государство (лат. unitas - единство) - форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единая конституция (или единый закон), единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день почти 90 % суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства-субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).
Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти; объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства; порядком формирования местных органов власти. Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного - Королевство Испания.
Федерация (лат. foederatio - объединение, союз) - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определенной политической самостоятельностью и самодеятельностью.

Черты федерации:

- в федеративном государстве, в отличие от унитарного государства, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации);
- наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы);
- они наделены правом принимать региональные законы;
- у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений.

Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное.
Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский Союз.
По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В-первых, субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во-вторых, - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

Конфедерация - форма государственного единства, при которой объединившиеся государства, сохраняя суверенитет полностью и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий.

Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно.

Судя по историческому опыту, конфедерация создается для достижения определённых общих целей, а затем либо распадается, либо становится федерацией.
Содружество государств (Cooperation; Concord) Объединение государств - совокупность стран и территорий с некоторыми общими центрами управления, объединенных общими целями и интересами. Это - организационное объединение государств, характеризующихся наличием общих признаков и определенной степенью однородности в экономической, политической и духовно-культурной сферах.
Примером такого содружества является Содружество Независимых Государств (СНГ) - региональное межгосударственное объединение, созданное суверенными государствами - бывшими республиками СССР. СНГ образовано 10 декабря 1991 г. В его состав входят 12 государств - бывших республик СССР. СНГ имеет специальные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Главное командование Объединенных вооруженных сил, Совет командования пограничными войсками, Экономический суд, Комиссию по правам человека, Межпарламентскую ассамблею, Межгосударственный экономический комитет. Все эти органы не обладают наднациональными полномочиями.

Правовой основой деятельности СНГ являются его Устав, принятый в 1993 году, а также большое число многосторонних договоров (об образовании экономического, таможенного союзов, о безвизовом пересечении границ гражданами государств - участников СНГ и др.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован